Спецпроект РСМД «ЭХО ВТОРОЙ МИРОВОЙ»
Франция
80 лет Победы: политика памяти во Франции
Автор
На сегодняшний день для французской политики памяти о Второй мировой войне характерна некоторая внутренняя противоречивость. С одной стороны, политическая традиция и интеллектуальная среда Пятой республики располагают к активным дискуссиям, постоянному переосмыслению устоявшихся нарративов. Именно французские авторы (П. Нора и др.) внесли существенный вклад в становление исследований памяти как отдельной дисциплины и «мест памяти» в качестве оригинальной концепции. С другой стороны, как раз по поводу событий 1940-х гг. дискуссии долгое время не приветствовались, сводясь к попытке единого (голлистского) рассказа о «правильной» Франции, сопротивлявшейся оккупантам на стороне Союзников. Этот же подход отчасти сохраняет актуальность и сегодня, влияя на отношение общества и власти ко Второй мировой войне. В свою очередь, статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, полученный благодаря включению в число основных держав-победительниц в 1945 г., остается в числе немногих козырей Парижа на международной арене и элементом внешнеполитического ДНК.
Специфика восприятия войны: сила голлистского нарратива
Интересно отметить, что стремление осмыслить произошедшее и выработать единственно верную трактовку наблюдалось во Франции еще непосредственно во время войны. Так, в 1942 г. в зоне, подконтрольной режиму Виши, состоялся так называемый Риомский процесс, на котором коллаборационистские власти рассчитывали осудить руководителей Третьей республики (Э. Даладье, Л. Блюма и др.) за провалы в подготовке к противостоянию с Германией. Для самой же вишистской пропаганды это мероприятие было необходимо, чтобы в очередной раз преподнести маршала Ф. Петэна в качестве единственного «спасителя» отечества, сберегшего хотя бы часть Франции от ужасов войны на благо будущих поколений [1]. Суд завершился для стороны обвинения неудачей из-за энергичной линии защищавшихся, а после высадки в Нормандии и освобождения страны в роли «спасителя» закономерно утвердилась другая фигура — Ш. де Голль.

С 1944 г. и особенно после 1958 г., когда он снова оказался у руля, во многом с подачи генерала и его сторонников (а также при горячем согласии коммунистов, игравших в послевоенной Франции заметную роль) в общественном сознании прочно утвердился своеобразный «миф о Сопротивлении». Основная идея данного подхода сводилась к тому, что в годы войны настоящей была лишь та Франция, что так или иначе продолжала борьбу с оккупантами: как подпольным образом у себя дома, так и уехав вслед за Ш. де Голлем в Лондон и затем триумфально вернувшись вместе с Союзниками. В этой версии страна представала не покорившейся Третьему Рейху (сделавшие это коллаборанты подлежали вычищению из госаппарата и общественной жизни), а стойко сражавшейся с ним, пусть и весьма ограниченными средствами. На первый план была выдвинута целая плеяда участников Сопротивления, чьи останки в разные годы затем будут торжественно внесены в парижский Пантеон: Ж. Мулен, П. Броссолетт, Ф. Эбуэ, Ж. Бейкер. Тот же Ф. Эбуэ, первый чернокожий колониальный администратор и организатор Сопротивления в африканских владениях, героизировался еще и с прицелом на сохранение особых отношений с Африканским континентом. Повышенное внимание стало уделяться ярким боевым эпизодам Сражающейся Франции, например, битве при Бир-Хакиме 1942 г. или участию группы французских коммандос Ф. Киффера в операции «Оверлорд». В знаковые даты превратились важнейшие вехи на пути Ш. де Голля, особенно 18 июня (день первого радиосообщения о продолжении борьбы 1940 г.).

Следовательно, никакой ответственности за преступления режима Виши власти Четвертой, а затем и Пятой республик нести не собирались. Наиболее заметно это было по их отношению к Холокосту, участие в котором официальным Парижем долгое время отрицалось в принципе. «Казус Петэна» как главного синонима коллаборационизма время от времени продолжал будоражить историков и политиков [2], а отдельные фигуры вроде полковника Ф. де ля Рока, лидера Французской социальной партии в 1930-е гг., даже были реабилитированы (во многом из-за созвучности его национал-патриотических взглядов с деголлевскими). Однако и в официальных мероприятиях, и в учебниках истории был виден курс на забвение темной стороны того исторического периода для Франции, тем более что отрезок 1939–1945 гг. очень быстро заслонила другая кровоточащая рана — война в Алжире [3]. День Победы во Второй мировой войне (для французов это 8 мая) приобрел праздничный статус только в 1981 г. при Ф. Миттеране, притом не как повод для чествования армии, а как «праздник Свободы и Мира», синоним пацифизма и начала европейской интеграции. Праздником именно победы в полном смысле слова все время оставалось 11 ноября — годовщина окончания Великой войны, прошедшей для страны с гораздо большими потерями и разрушениями.

Немаловажной причиной, по которой общество достаточно легко согласилось с голлистским нарративом, стало то, что он в какой-то степени имел терапевтический эффект. Рассказ о Сопротивлении, тоже участвовавшем в общей победе, помогал приглушить боль от катастрофы 1940 г. и обойти неудобное для национального самолюбия обстоятельство, что территория страны была освобождена все же только при решающей роли Союзников. Широкое тиражирование фактов и легенд о верных голлистах и неутомимых подпольщиках позволяло закрыть глаза на то, что значительная часть французского общества и интеллигенции во время войны на деле попросту не поддерживала ни одну из сторон, придерживаясь конформистской позиции [4]. Статус державы-победительницы, по логике «мифа» честно завоеванный, позволял перекинуть мостик к политике величия, которую Ш. де Голль проводил уже на посту президента.
Отход от черно-белой расстановки акцентов в пользу более комплексного восприятия Второй мировой войны во Франции наметился лишь в 1990-е гг., к чему привел ряд факторов. Во-первых, тогда со сцены уже сошло поколение «старых голлистов», готовых защищать привычный нарратив. Во-вторых, изменилась интеллектуальная атмосфера в стране: сказывалось эхо «Красного мая» 1968 г. с его культурной революцией и постмодернистским поворотом в общественных науках. Со временем открывались и архивы, что облегчало работу историкам, позволяя задаваться новыми исследовательскими вопросами. В-третьих, именно тогда по всей Европе распространился тренд на виктимизацию памяти — акцент на жертвах войн и репрессий в коммеморативных практиках [5].

Символом нового подхода французского государства стала речь Ж. Ширака у мемориала Вель д’Ив в 1995 г., в которой он признал, что свою долю ответственности за Холокост несет вся Франция как таковая, а не только режим Виши. При этом часть политических сил страны (прежде всего, крайне правый Ж.-М. Ле Пен) попробовала пойти дальше и запустить дискуссию о возможной реабилитации маршала Ф. Петэна. В ответ власти в тот же период принимают серию мемориальных законов, притом не только о недопустимости отрицания Холокоста, но и о других исторических событиях — об осуждении работорговли и признании геноцида армян. С тех пор политический мейнстрим Франции старается выдерживать промежуточную линию, не решаясь полностью отказаться от «мифа о Сопротивлении», но понимая, что полностью замыкаться в прежних клише уже невозможно. Последнюю на данный момент попытку настойчивого продвижения голлистского нарратива предпринял президент Н. Саркози, но показательно, что его инициатива об обязательном чтении в школах предсмертного письма юного бойца Сопротивления Г. Моке встретила скептическую реакцию общественности.

Другая долгосрочная (и едва ли не более существенная) тенденция заключается в том, что за голлистским нарративом и его частичной эрозией французское общество действительно стало видеть историю Второй мировой войны в искаженном свете. Безусловно, Ш. де Голль остается чрезвычайно популярным персонажем, ведь о его жизни снимаются фильмы, пишутся книги [6] и газетные статьи в поисках все новых малоизвестных нюансов (из недавних примеров — о попытке занять северо-западную Италию в последние дни войны). Французам интересна история 1940-х гг.: по данным мемориального портала Cheminsdemémoire при Министерстве вооруженных сил, в 2021 г. 33% респондентов назвали Вторую мировую войну главным событием для страны за последние сто с лишним лет (против 13% у Первой). Заметное число опрошенных (69%) считало мемориальные мероприятия необходимыми. Однако сами за себя говорили результаты исследования института Ifop накануне еще 70-й годовщины Победы, где 54% назвали США державой, внесшей наибольший вклад в разгром Германии; для справки, в майском опросе 1945 г. с почти аналогичным показателем лидировал СССР (57%). Такая расстановка приоритетов получила развитие в политике памяти Эммануэля Макрона, приобретя ряд дополнительных внутри- и внешнеполитических подтекстов.
1. Подробнее см.: Молодяков В.Э. Шарль Моррас и «Action française» против Германии: «подлинное лионское сопротивление». М.; СПб.: Нестор-История, 2022. 408 с.
2. Бурлаков А.Н. «Казус Петэна» в политической жизни современной Франции // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2019. № 2. С. 115-131.
3. Канинская Г.Н. Две войны в зеркале французской истории // Люди и тексты. Исторический альманах. «Заказ» на историю? Актуализация информационного пространства прошлого / Отв. ред. М.С. Бобкова. М., 2014. С. 361-394.
4. Канинская Г.Н. Две войны в зеркале французской истории // Люди и тексты. Исторический альманах. «Заказ» на историю? Актуализация информационного пространства прошлого / Отв. ред. М.С. Бобкова. М., 2014. С. 361-394.
5. Аникин Д.А., Яровая И.А. Политика памяти о Второй мировой войне в современной Франции: этнополитические факторы и партийные конфронтации // Власть. 2020. Т. 28, № 4. С. 131-137.
6. Teyssier A. Charles de Gaulle – L’angoisse et la grandeur. Paris: Perrin, 2024. 656 p.
7. Арзаканян М.Ц. Сподвижники де Голля. М.: Молодая гвардия, 2024. 256 с.
8. Простаков И.В., Барсукова А.В. Трудный путь к дирижизму // Россия в глобальной политике. 2021. № 1. С. 138-155.
Символическая политика на современном этапе
Примечательно, что сам по себе подход Э. Макрона к событиям и персонажам из истории XX в. тоже несколько неоднозначен. Так, даже на его официальном портрете 2017 г. видны в раскрытом виде «Военные мемуары» Ш. де Голля, что должно символически подчеркивать уважение нынешнего главы государства к отцу-основателю Пятой республики. Вместе с тем это можно назвать и дежурной формальностью, ведь отсылки к наследию генерала во Франции используют практически все политические силы как норму приличия. В реальности же Э. Макрон никогда не принадлежал к голлистской идеологической семье и не стремился позиционировать себя именно как продолжателя голлизма, пусть даже в некой отдаленной от оригинала версии. Известно, что не менее значимыми источниками вдохновения для него служат премьер-министр Ж. Клемансо и президент Ф. Миттеран. К слову, по случаю 25-й годовщины смерти последнего в 2021 г. по всей стране был организован мемориальный «год Миттерана», притом сразу после аналогичного «года де Голля». А в 2018 г., когда в стране с размахом отмечался столетний юбилей окончания Первой мировой войны, глава государства даже разглядел положительную сторону в фигуре Ф. Петэна, назвав того «великим солдатом», хотя и сделавшим впоследствии неправильный выбор. Эта фраза вызвала широкую полемику в обществе: если представители крайне правых (нынешнего «Национального объединения») осторожно согласились с подобной расстановкой акцентов, то умеренная оппозиция на обоих флангах продолжила видеть ситуацию так, что коллаборационизмом в 1940-е гг. маршал все же перечеркнул свою воинскую славу 1910-х гг.
Фото: FRANCOIS LO PRESTI / AFP
Схожую противоречивость можно отметить в коммеморативных практиках и разнообразных мемориальных мероприятиях, проходящих во Франции ежегодно. С одной стороны, за время президентства Э. Макрона можно было найти случаи практически полного воспроизводства традиционного голлистского нарратива. Так, только в 2020 г. нынешний хозяин Елисейского дворца последовательно посетил сразу несколько важнейших мест памяти: район боев при Монкорне (где восемьдесят лет назад Ш. де Голлю удалось ненадолго остановить наступление немцев); холм Мон-Валерьен (где казнили членов Сопротивления и евреев, а сейчас расположен мемориал и отмечается каждая годовщина «Призыва 18 июня»); коммуну Коломбе-ле-Дез-Эглиз (в которой генерал долгое время жил). В июне 2024 г. на церемонии в городке Байе, где Ш. де Голль произнес первую речь после возвращения на родину, президент описывал то событие как уникальный акт единения лидера Сопротивления со своим народом, момент «перерождения» Франции и получения ею выстраданного места за одним столом с победителями. Намеченный Ш. де Голлем курс на примирение с Германией с помощью символической политики, продолжавшийся другими президентами, был преемственно подхвачен: в том же 2024 г. Э. Макрон и президент ФРГ Ф.-В. Штайнмайер вместе посетили деревню Орадур-сюр-Глан, уничтоженную во время карательной акции СС.

С другой стороны, нельзя не отметить тенденцию на добавление в память о Второй мировой войне ряда дополнительных нюансов, позволяющих, по логике французского руководства, лучше состыковать ее с современностью. Главным образом это касается акцента на союзничестве с другими западными странами, существовавшего и раньше, но особенно жирно подчеркиваемого в последние годы. Так, частью мемориальных мероприятий в 2024 г. по случаю операции «Оверлорд» стало принятие декларации за подписью 19 государств, включая Украину, в которой были зафиксированы тезисы о «недопустимости изменения границ посредством силы», свободе выбора альянсов, сугубо оборонительном характере НАТО и т.п. Тем самым практически откровенно проводилась параллель между защитой идеалов свободы и демократии в 1944 г. на пляжах Нормандии (ныне, кстати, тоже служащих своего рода местами памяти) и необходимостью делать то же самое на востоке Европы уже на современном этапе. На символическом уровне реверанс перед западными союзниками проявился даже в такой детали, как музыкальное оформление военного парада 14 июля 2024 г., тоже посвященного теме освобождения. К известным военным маршам, Марсельезе и «Песне партизан» (написанной русской эмигранткой А. Марли) добавился американский джаз и шлягер Ш. Трене «DouceFrance», созданный еще в оккупированном Париже, но совершенно отвлеченный, наивно-сентиментальный по содержанию.
Фото Ministère des Armées
Особое внимание уделяется африканским страницам в истории Сопротивления. В частности, французский МИД к юбилейным датам напоминает об операции «Драгун» — высадке союзников в Провансе в 1944 г., уступающей по известности аналогичной операции на севере страны, но примечательной фактом активного участия в ней африканских стрелков. Во время памятных мероприятий восемьдесят лет спустя Елисейский дворец трактовал этот регион как место пересечения трех памятей — франко-африканской, франко-американской и собственно французской. Кроме того, в ходе одного из турне по континенту Э. Макрон анонсировал появление в Браззавиле мемориала в честь Сопротивления и Ш. де Голля, учитывая, что именно этот город был временной столицей Свободной Франции. В письме к президенту Сенегала Б.Д. Фаю нынешний французский лидер назвал «резней» события декабря 1944 г. в Тиарое, когда колониальные власти, уже даже не находившиеся под эгидой режима Виши, устроили расстрел местных ветеранов, требовавших выплат за службу во французской армии. Такие жесты призваны хотя бы отчасти уравновесить негатив во франко-африканских отношениях, связанный с сохранением системы неоколониального влияния уже после войны («Франсафрик») и попытками Парижа всеми силами удержать ее от распада вплоть до недавнего времени.

Наконец, с определенными посылами выбираются новые кандидатуры для торжественных захоронений в парижском Пантеоне — месте упокоения главных героев французской истории. При Э. Макроне такие церемонии уже проходили четыре раза, на осень 2025 г. запланирована пятая (больше, чем при трех предыдущих президентах вместе взятых). Как уже упоминалось выше, в число персонажей, получивших всереспубликанский почет, среди прочих вошла актриса Ж. Бейкер. Однако помимо участия в Сопротивлении, важным критерием для включения стала ее феминистская, антирасистская гражданская позиция. С. Вейль, еврейка по происхождению, потеряла родных в Холокосте, но наиболее известна французам как яркий борец за права женщин и первая женщина-министр. Армянская чета Манушянов, возглавлявшая многонациональную группу подпольщиков, была преподнесена в качестве примера того, как Франция органично вбирает в себя разные культуры. Эти фигуры хорошо коррелируют с сегодняшним днем, когда государство хочет преподнести себя в качестве защитника универсальных ценностей, прав и свобод, и при этом в обществе все еще остро стоит проблема антисемитизма, а рост числа мигрантов вызывает самые полярные оценки.

Несмотря на попытки властей через политику памяти передать некий посыл не только об истории, но и о современности, ряд признаков указывает на то, что общество в целом не возражает против такого подхода (или, вероятно, не слишком хорошо его считывает) и довольно активно участвует в мемориальных практиках. Так, за неимением более свежих развернутых исследований можно обратить внимание на соцопрос 2013 г., в котором 74% французов выразили уверенность, что Пантеон в точности отражает ценности Республики, 76% считали необходимым соблюдать в захоронениях паритет между мужчинами и женщинами, 71% выступали за этнонациональное разнообразие героев. Косвенным подтверждением все еще положительного отношения к данному мемориалу служит тот факт, что в 2023 г. Пантеон установил собственный рекорд по числу посетителей за год — 1 млн человек с учетом туристов. По данным Министерства вооруженных сил за 2019 г., места памяти на территории Франции посетили 15,2 млн человек, из них граждан страны — 12 млн (около 18% совокупного населения). В региональном разрезе лидировали мемориалы именно по Второй мировой войне в Нормандии, опережая памятники Великой войны в восточной части страны, хотя количество самих мест памяти по Первой мировой войне — кладбищ, монументов и пр. — там больше.
Фото Reuters
В целом можно сказать, что современные французские власти сохраняют в силе «миф о Сопротивлении», дополняя его новыми гранями. Максимально упрощенно трактовка Второй мировой войны теперь звучит так, что Франция в лице Ш. де Голля честно заслужила место в ряду победителей, сделала это в альянсе с западными союзниками, нерушимость которого сохраняется по сей день, и при поддержке африканцев, тогда как члены Сопротивления сражались не только за свою страну, но и за универсалистски понятые права и свободы. Место для России в этом нарративе иногда находится: например, в 2024 г. Э. Макрон упомянул, что высадка в Нормандии стала возможной благодаря действиям Красной Армии на восточном фронте. Однако в современных реалиях, когда на многосторонние мероприятия российские представители Парижем не приглашаются, тема совместной франко-российской памяти о войне, по сути, была выведена на уровень сугубо двусторонних отношений, притом поддерживаясь в основном лишь местными органами власти. В 2020 г. президент Франции собирался прибыть в Москву на Парад Победы, но тем планам помешала пандемия, после чего идея больше всерьез не обсуждалась. При этом известна его позиция относительно послевоенного устройства Европы: повторяя тезис чешского писателя М. Кундеры, Э. Макрон заявлял, что Советский Союз в 1945 г. «похитил» ряд стран из европейской цивилизации в свою зону влияния, и, соответственно, нужно не дать уже сегодняшней России сделать это якобы во второй раз.
Эхо войны à lafrançaise
Как бы ни выстраивались нынешние нарративы властей по поводу событий 1940-х гг., их ключевых героев и антагонистов, важно отметить, что Вторая мировая война все же существенно изменила само французское государство, его политическое, экономическое и социальное устройство. Именно после окончания войны страна двинулась тем путем, который привел ее к дню сегодняшнему, и путь этот сформировал ее нынешний облик: в чем-то, возможно, и вдохновляющий, но все чаще — кризисный, вновь нуждающийся в комплексном переосмыслении.

Во-первых, во Франции появилась ныне действующая политическая система — смешанная республика с сильной президентской властью. Строго говоря, прямым следствием военных лет она не была: конституция 1958 г. появилась лишь после того, как попытка продолжать, по сути, довоенное устройство (и Третья, и Четвертая республики были парламентскими) закончилась алжирским кризисом и угрозой военного путча в метрополии. Тем не менее архитектором новой модели выступил все тот же Ш. де Голль, чье возвращение во власть легитимировалось как раз ореолом «спасителя» в 1940-е гг.: восемнадцать лет спустя страна вновь призвала его для особой миссии. Выстраивая баланс между ветвями власти, генерал учел опыт военных лет и правительственной чехарды при своих предшественниках. Пост президента был выделен в качестве главного центра принятия решений, на который замыкаются все нити управления страной, его решения не оспариваются другими инстанциями, а должны исполняться почти по-военному четко. Существенно обновилась политическая элита: на руководящие должности выдвинулись сподвижники генерала по временам Сопротивления — «бароны голлизма» [7]. Решения на вершине государственной пирамиды, особенно по обороне и внешней политике, стали приниматься закрытым образом в атмосфере секретности, что заодно сочеталось с монархической традицией в истории страны.

Во-вторых, именно после Второй мировой войны Франция твердо встала на путь дирижизма — социально-экономической политики, при которой государство сохраняет за собой командные высоты в наиболее значимых хозяйственных отраслях, задавая темпы их развития и защищая от кризисов. Непоследовательные попытки применения этого подхода наблюдались еще в 1930-е гг. [8], но только после 1945 г. и тем более с возвращением Ш. де Голля он вошел в постоянную практику. В экономике начали использоваться элементы планирования (создан соответствующий Генеральный комиссариат), отдельные сферы стали напрямую контролироваться государством через бюрократические инстанции-регуляторы или госкорпорации (хрестоматийные примеры — Комиссариат по атомной энергетике, телерадиокомпания RTF). Введено закрепление приоритетов военного строительства на несколько лет вперед с помощью специальных программных законов, для многих других секторов писались большие инвестиционные планы (вроде известного Plan Calcul 1960-х гг. по развитию компьютерных технологий). Не без влияния левых сил государство приступило к развертыванию крупномасштабной системы социального обеспечения — от введения минимального размера оплаты труда до сокращения продолжительности рабочего дня. «Славное тридцатилетие» (1945–1975), определявшееся восстановлением после войны, стало последним на данный момент периодом, когда Франция могла себе позволить устойчивый экономический рост или хотя бы просто бездефицитный бюджет.

В-третьих, окончание Второй мировой войны привело французские элиты к осознанию нового фундамента своей внешней политики — убежденности в том, что любая следующая война между ослабевшими европейскими странами станет для тех последней. Вместо многовекового соперничества в Париже стали предлагать своим соседям принципиально новую на тот момент идею объединения сил, превращения в единую «Европу-державу», которая по совокупному потенциалу еще могла бы сравниться с другими центрами силы. На основе исторического примирения с Германией Франция стала главной сторонницей углубления европейской интеграции (хотя взгляды о методах этого процесса даже внутри страны серьезно различались), быстро поставила вопрос о ее внешнеполитическом и военном измерениях, пусть поначалу и не получивших развития. Вступление в круг держав-победительниц и постоянных членов СБ ООН, подкрепленное «мифом о Сопротивлении» и затем голлистской идеей «величия», продлило у правящих кругов инерцию державного мышления, вкус к отстаиванию национальных интересов даже иногда ценой нарушения общей западной солидарности (вроде выхода из военной компоненты НАТО в 1966 г.). Делая отсылку к общей борьбе народов против нацизма, Ш. де Голль и его первые преемники предлагали избегать новых разделительных линий на континенте, выстраивая единое пространство безопасности — «Большую Европу» с участием Москвы.

Между тем, на сегодняшний день все эти три компонента испытывают серьезнейшую проверку на прочность. Политическая система Пятой республики за долгие десятилетия своего существования продемонстрировала гибкость, пережив даже периоды причудливых «сосуществований» в 1980–1990-е гг. Однако к концу правления Э. Макрона она впервые оказалась в ситуации, когда парламент, по сути, заблокирован, будучи раздробленным на три враждебных друг другу полюса, кабинет министров постоянно находится под угрозой отставки, а общество потеряло веру и в институты, и в политиков. Экономика уже не первый год продолжает буксовать, несмотря на сочетание рыночных методов с дирижистскими, система социального страхования лежит многомиллиардной нагрузкой на бюджете, а любые попытки ее реформирования вызывают массовые протесты. Общество гораздо более фрагментировано, чем в середине XXв., на что повлияли поколенческие сдвиги, интенсивные миграционные потоки, разрыв между крупными городами и регионами. Во внешней политике Парижем сделан стратегический выбор в пользу атлантизма и конфронтации с Россией в ущерб своей прежней особой позиции, тогда как евроинтеграция пошла далеко не полностью так, как хотели бы в Елисейском дворце, и еще больше размыла национальную идентичность.

Возможно, самое горькое для Франции эхо Второй мировой войны заключается в возможности сравнивать качество политических элит — тогдашних и теперешних. При всей мифологизации голлизма и Сопротивления невозможно отрицать, что уровень сплочения нации, которого удавалось достигнуть генералу вокруг своей персоны, для позднейших лидеров Пятой республики остался недостижим, как и масштаб лелеемых замыслов. Ф. Миттеран, также принадлежавший к поколению войны (и чья биография была отмечена карьерным ростом при Виши, хотя и, по всей видимости, в интересах Сопротивления), как-то раз сказал о себе: «Я последний из великих президентов — после меня будут только финансисты и счетоводы». Руководящий сейчас страной бывший инвестиционный банкир Э. Макрон, видимо, передаст ее преемнику в ситуации, когда потребуются недюжинные усилия для перестройки практически всех сфер жизни Пятой республики. С учетом мощи голлистского нарратива, хотя и частично видоизменяемого в последние годы, политика памяти в отношении Второй мировой войны может остаться на фоне предстоящих политических и социально-экономических трансформаций одной из немногих скреп, еще относительно успешно соединяющих французское общество.