Тем не менее нельзя не отметить и тот факт, что за негативным отношением к событиям, последовавшим после признания Ираном 4 сентября 1939 г. своего нейтралитета в войне, в сознании многих иранцев постепенно утверждается понимание того факта, что Иран, ввиду своего географического положения и наличия значительных нефтяных ресурсов, был бы в любом случае втянут в войну одной из противоборствующих сторон. Как известно, планы оккупации иранских нефтепромыслов уже давно разрабатывались в Лондоне. Нападение Германии на СССР и быстрое продвижение вермахта в том числе и на кавказском направлении выдвинуло Иран на авансцену событий. «Его геостратегическое значение возросло многократно. Дальнейшее развитие событий представляло угрозу интересам Великобритании на Среднем Востоке и в Северной Африке… Черчилль протянул руку помощи Советам»
[2] — эта цитата отражает восприятие иранцами высокой роли своей страны, ее значимости в регионе для воюющих сторон.
Ввод войск СССР и Великобритании в Иран в августе 1941 г. связывается в первую очередь со стремлением использовать географическое положение страны и ее транспортную инфраструктуру, так как построенная в 1930-е гг. Трансиранская железная дорога, соединявшая Персидский залив с Каспийским морем и имевшая выход на железнодорожные пути СССР — самый короткий и безопасный путь для обеспечения поставок необходимых СССР военных грузов и продовольствия из США и Великобритании. Иранцами особо акцентируется стратегическая значимость этого «трансперсидского коридора», позволившая ему стать, по словам В. Черчилля, «мостом победы», который соединил союзников и тем самым сыграл значительную роль в победе над фашизмом.
В последние годы можно наблюдать попытки отойти от сложившихся у иранцев в послевоенный период стереотипов, и, опираясь на новые источники, более детально разобраться в перипетиях истории. При этом отсутствие переводов российских авторов при широком выборе книг по военной тематике, переведенных с английского и немецкого языков, значительно сужает рамки для иранских исследователей. В то же время, хотя большинство историков традиционно признают действия СССР и Великобритании незаконными, появляются утверждения о том, что СССР имел юридическое обоснование для введения своих войск, закрепленное в ст. 6 Договора 1921 г. между Советской Россией и Персией. Учитывая этот документ, «считать действия Москвы полностью незаконными нельзя» —
утверждает иранский автор М. Таджэйни, признавая и тот факт, что Великобритания никаких оснований для таких действий не имела. О формировании новых подходов к восприятию событий военного времени и месте в них Ирана может свидетельствовать и появившиеся утверждения о том, что ввод войск союзников в Иран нельзя рассматривать как стремление полностью лишить страну суверенитета. Эти действия можно рассматривать как необходимую меру в целях поддержки Советского Союза в борьбе с Германией.
В Иране происходило и одно из важнейших событий Второй мировой войны — встреча лидеров трех держав в Тегеране. Хотя при ее подготовке не планировалось обсуждение иранской тематики, И. Сталин, У. Черчилль и Ф. Рузвельт подписали Декларацию об Иране, в которой высоко оценили помощь, оказанную этой страной в деле ведения войны, облегчая транспортировку грузов, и подтвердили суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана
[3]. Хотя известная фотография трех лидеров у парадного входа советского посольства в Тегеране часто тиражируется на обложках иранских изданий, об историческом событии и его значении современные иранцы имеют очень мало информации. В своем большинстве они убеждены в том, что вклад Ирана в общую победу так и не получил достойного признания и по прошествии десятилетий роль, которую сыграл Иран как «мост победы», оказалась недооцененной и почти забытой.
Не преувеличивая роль иранского пути поставок помощи СССР, необходимо отметить, что он сыграл свою важную роль, обеспечивая в 1942–1944 гг. доставку трети всех грузов.
[4] Среди населения, в первую очередь среди армянской и ассирийской общин, был организован сбор пожертвований в фонд победы. Иранцы участвовали в организации автомобильных грузоперевозок, самоотверженно помогали в обслуживании Трансиранской железной дороги, сидели за рулем грузовиков, работали на военных заводах и тем самым вносили свой вклад в победу.
Нельзя упускать из виду и тот факт, что несмотря на то, что накануне ввода войск над советско-иранской границей высоко в небе кружили самолеты, разбрасывая листовки с призывами не оказывать сопротивления, что сохранилось в памяти иранцев, советские и английские войска, вступая в Иран, несколько дней вели бои с иранской армией, получившей приказ шаха оказать сопротивление. В памяти иранцев старших поколений зафиксировались бомбежки городов в первые дни боев, проход танков и тяжелых орудий по населенным пунктам северных районов страны. В то же время сохранились и воспоминания о том, что советскую армию в Тебризе (Иранский Азербайджан) многие встречали с цветами. На улицах города царило радостное оживление.