Первые годы после распада СССР политическая палитра РБ отличалась исключительной пестротой: бывшие партийные чиновники и новоявленные демократы; последовательные приверженцы советского интернационализма и ярые националисты. Видение истории ВМВ, продвигавшееся националистически настроенными элитами, во многом напоминало нарратив эмигрантов (диаспоры) периода биполярного противостояния. Элементом этого специфического дискурса стала тенденция к обелению местных коллаборационистов за счет их представления жертвами двух тоталитарных режимов: сталинского СССР и гитлеровского Третьего рейха. При этом на периферию экспертного обсуждения была вынесена тема Холокоста.
Период увлеченности отдельных слоев общества яркой националистической риторикой продлился недолго, и с избранием президентом республики А. Лукашенко в 1994 г. историческая политика страны подверглась частичной ресоветизации. Закономерным образом из всего многогранного советского наследия в качестве «политически пригодного прошлого» власти выбрали память о Великой Отечественной войне (ВОВ): в силу своей малой противоречивости она
выступила основным конституирующим белорусскую нацию символическим нарративом.
В конце 1990-х гг. официальная историография восстановила (сместив некоторые акценты) советский нарратив о ВОВ: партизанское сопротивление, героизм народа и искупительная победа стали ключевыми элементами белорусской национальной идентичности. Поддержание созданного еще в СССР образа «партизанской республики» рассматривалось в качестве важной составляющей патриотического воспитания, а Великая Отечественная война — как кульминационный момент в истории страны. Неслучайно 24 ноября 1996 г. по итогам голосования на втором общегосударственном референдуме День независимости Республики был перенесен с 27 июля (дата принятия Декларации о суверенитете 1990 г.) на 3 июля (день освобождения столицы Беларуси от немецкой оккупации в 1944 г.). Отметим, что Республика Беларусь — единственная страна в мире, где дата важнейшего государственного праздника
, Дня независимости, была определена всенародным референдумом. За решение отмечать праздник 3 июля
проголосовали 88,18% жителей. Однако в том, что выбранная дата относилась к освобождению Минска, а не к окончанию самой войны, отдельные зарубежные
исследователи увидели стремление белорусских властей приватизировать память о ВОВ.
Среди постсоветских стран только Беларусь официально
признает наличие государственной идеологии: при Администрации президента было сформировано Главное идеологическое управление, образованы управления идеологической работы на уровне городов и муниципалитетов. В дополнение к курсу «Основы идеологии белорусского государства», введенному в 2003 г., с 2004/2005 учебного года в вузах РБ
осуществляется преподавание спецкурса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)».
Два юбилея, шестидесятилетие освобождения Беларуси в 2004 г. и шестидесятилетие победы в ВОВ в 2005 г., стали удачным поводом встроить историческую память о ВОВ в работу идеологической машины. На фоне серии «ненасильственных» революций, прокатившихся по странам постсоветского пространства, власти начали вкладывать в коммеморацию ВОВ дополнительные смыслы. Проводились прямые параллели между противостоящим оранжевой угрозе режимом А. Лукашенко и белорусским сопротивлением нацизму в период ВОВ. Так, например, в рамках церемонии открытия архитектурно-скульптурного знака «Беларусь партизанская» (первого памятника белорусскому партизанскому движению) в Минске в 2005 г. президент страны
заявил: «Я понимаю ветеранов, они с опаской посматривают на разного рода цвета — оранжевые там, голубые и так далее. Смею вас заверить: за Беларусь будьте спокойны. Как когда-то на последнем рубеже нашего Отечества здесь мы нанесли решительные удары по фашизму, так и теперь тот, кто посмеет ступить на эту светлую землю, обагренную людской кровью, получит достойный отпор». Посредством такого символического переноса А. Лукашенко представил себя гарантом стабильности и продолжателем дела ветеранов войны. С учетом присутствия на мероприятии комплекса зарубежных делегаций, сформулированный президентом тезис уместно рассматривать как адресованный не только внутренней, но и внешней аудитории.
Российско-белорусские «нефтегазовые» и «молочные» войны второй половины 2010-х гг. привели к охлаждению отношений двух столиц Союзного государства и закономерно сместили баланс в исторической политике РБ в сторону закрепления нарратива о наличии у белорусской нации собственного, отличного от России, пути развития. Применительно к теме ВОВ он нашел отражение в акцентировании уникальности (с точки зрения его массовости) партизанского движения Беларуси. Подчеркивалось, что историческая роль этого движения так и не получила адекватного признания.
Присоединение Крыма к России, начало конфликта на Юго-Востоке Украины еще в большей степени развернули вектор белорусской исторической политики в сторону «мягкого национализма». На фоне обострения отношений Москвы со странами Запада Минск предпринял попытку выступить в качестве «донора безопасности» и стать переговорной площадкой по украинскому кризису. Поощряя дистанцирование белорусских политических элит от России, Европейский союз
отменил визовые запреты и заморозку активов президента А. Лукашенко и 170 чиновников, а также исключил из черного списка три компании, при этом эмбарго на поставки оружия и спецтехники осталось в силе. Тактический «альянс памяти» правящей элиты и националистов сформировался на базе утверждения европейской версии белорусской истории через противопоставление ее истории русского народа. В 2018 г. столичные власти даже
разрешили провести митинг-концерт на площади перед Большим театром в честь столетнего юбилея Белорусской Народной Республики (БНР), образованной в период германской оккупации Северо-Западного края. В 2019 г. вице-премьер Игорь Петришенко и бывший глава Белоруссии Станислав Шушкевич
приняли участие в церемонии государственного перезахоронения руководителей и участников польского восстания 1863–1864 гг. (в том числе Кастуся Калиновского, национального героя Беларуси, повешенного царскими властями)
. В том же 2019 г. в преддверии своего официального визита в Казахстан А. Лукашенко дал интервью Национальному телевизионному информационному агентству «Хабар», в рамках которого
заявил: «Но самое главное
– Беларусь, да и Казахстан, они ведь всегда были под чьей-то плеткой, как я часто говорю. Кто-то нами понукал, кто-то пытался на колени поставить. Особенно в Беларуси. Все эти войны — не наши войны. Отечественная война 1812 года, Наполеон прошелся до Москвы и назад вернулся через Беларусь. Все разграблено, все было уничтожено. Потом Первая мировая война. Дошли до того, что от Беларуси осталась только узенькая полосочка — часть восточных губерний отошло России, а до Минска отошли к Польше по Рижскому договору. Потом Вторая мировая война, у нас — Великая Отечественная война. Полностью Беларусь стерли с лица земли. Это не наши были войны». Симптоматично, что обращение президента к истории, призванное подчеркнуть близость двух республик, строилось на фундаменте постколониальной рефлексии и критики России как «большого», но крайне токсичного «брата».
Тем не менее на формальном уровне Беларусь поддерживала российские усилия по противодействию фальсификации истории, подписываясь и под
обращением глав стран — участниц СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне; и под
Рекомендациями по совершенствованию национального законодательства государств
— членов ОДКБ в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений в 2019 г.
Российско-белорусские отношения достигли низшей точки в преддверии выборов президента 2020 г. Избирательная кампания А. Лукашенко оказалась в значительной мере построена «на разоблачении планов московских “кукловодов” лишить белорусов собственного государства и готовности им противостоять»
[1].
Однако в августе 2020 г., когда по РБ прокатилась серия политических протестов и демонстраций против действующих властей, имевших все шансы перерасти в государственный переворот, Москва оказалась единственным гарантом суверенитета республики. Соединенные Штаты, ЕС, Парламентская ассамблея ОБСЕ и ряд европейских стран отказались признать результаты президентских выборов. Экономическая диверсификация обернулась черной стороной: быстро введенные Великобританией, США и ЕС санкции серьезно
ударили по попавшим в зависимость от технологий и рынков сбыта белорусским предприятиям. К началу ноября 2021 г. идея политической многовекторности утратила для А. Лукашенко всякую привлекательность.
Разочарование в Западе способствовало укреплению российско-белорусского мнемонического союза. Маркером сближения подходов стало
объявление в 2021 г. указом Президента Республики Беларусь № 206 17 сентября Днем народного единства. Праздник был приурочен к годовщине начала освободительного похода Красной армии в Западную Беларусь, результатом которого стало воссоединение Западной Беларуси и БССР. Попытки сделать 17 сентября общезначимой государственной датой предпринимались минимум с 2009 г., но тогда — в контексте потепления отношений с Западом и нежелания «раздражать» поляков отсылками к 1939 г. — на это так никто и не решился.
В мае 2021 г. был
принят Закон Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма»; а в январе 2022 г. — Закон Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа», которым
предусмотрено юридическое признание геноцида белорусского народа и одновременно установлена уголовная ответственность за его отрицание. На официальном уровне через апелляцию к прошлому ВОВ осуждались инициаторы протестов 2020–2021 гг. Так, сайт Генеральной прокуратуры РБ
гласит: «Подпитываемые идеями нацизма попытки экстремистов совершить в Беларуси государственный переворот показали, что мы стали забывать ее трагические страницы и уроки, пренебрегать достигнутыми жизнью и кровью родных и близких благами: миром, свободой, независимостью и правом на самоопределение, а также перестали напоминать об этом не только гражданам своей страны, но и всему мировому сообществу». Один из разделов, посвященный итогам расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы ВОВ и послевоенный период назван «Параллели между событиями современности и прошлого».
В октябре 2022 г. завершила работу специальная правительственная комиссия, которая определяла материальный ущерб, нанесенный в годы ВОВ БССР. А. Лукашенко было
доложено, что минимальная сумма материального ущерба составляет 43,5 тыс. т золота. Иными словами, белорусская оценка ущерба превысила совокупный золотой запас всех стран мира вместе взятых, по состоянию на декабрь 2022 г.,
оцененный МВФ примерно в 32 тыс. т.