Спецпроект РСМД «ЭХО ВТОРОЙ МИРОВОЙ»
Беларусь
Республика Беларусь: пределы национализации памяти о Великой Отечественной войне
Автор
В трансформации исторической политики Республики Беларусь (РБ) в отношении наследия Второй мировой войны (ВМВ) отразилась динамика противостояния между сторонниками сближения с Россией и адептами расширения и укрепления связей с Европейским союзом. Беларусь уже в силу одного своего географического положения («стратегический перекресток») обречена на «насильственный мессианизм» со стороны более крупных международных акторов. Тем сложнее становится задача выстраивания собственной национальной идентичности и определения геостратегических приоритетов. В подобных условиях «бои за историю» несут на себе отпечаток социально-политических и экономических конфликтов внутри- и внешнеполитического уровней.
Историческая справка
Первые годы после распада СССР политическая палитра РБ отличалась исключительной пестротой: бывшие партийные чиновники и новоявленные демократы; последовательные приверженцы советского интернационализма и ярые националисты. Видение истории ВМВ, продвигавшееся националистически настроенными элитами, во многом напоминало нарратив эмигрантов (диаспоры) периода биполярного противостояния. Элементом этого специфического дискурса стала тенденция к обелению местных коллаборационистов за счет их представления жертвами двух тоталитарных режимов: сталинского СССР и гитлеровского Третьего рейха. При этом на периферию экспертного обсуждения была вынесена тема Холокоста.

Период увлеченности отдельных слоев общества яркой националистической риторикой продлился недолго, и с избранием президентом республики А. Лукашенко в 1994 г. историческая политика страны подверглась частичной ресоветизации. Закономерным образом из всего многогранного советского наследия в качестве «политически пригодного прошлого» власти выбрали память о Великой Отечественной войне (ВОВ): в силу своей малой противоречивости она выступила основным конституирующим белорусскую нацию символическим нарративом.

В конце 1990-х гг. официальная историография восстановила (сместив некоторые акценты) советский нарратив о ВОВ: партизанское сопротивление, героизм народа и искупительная победа стали ключевыми элементами белорусской национальной идентичности. Поддержание созданного еще в СССР образа «партизанской республики» рассматривалось в качестве важной составляющей патриотического воспитания, а Великая Отечественная война — как кульминационный момент в истории страны. Неслучайно 24 ноября 1996 г. по итогам голосования на втором общегосударственном референдуме День независимости Республики был перенесен с 27 июля (дата принятия Декларации о суверенитете 1990 г.) на 3 июля (день освобождения столицы Беларуси от немецкой оккупации в 1944 г.). Отметим, что Республика Беларусь — единственная страна в мире, где дата важнейшего государственного праздника, Дня независимости, была определена всенародным референдумом. За решение отмечать праздник 3 июля проголосовали 88,18% жителей. Однако в том, что выбранная дата относилась к освобождению Минска, а не к окончанию самой войны, отдельные зарубежные исследователи увидели стремление белорусских властей приватизировать память о ВОВ.
Среди постсоветских стран только Беларусь официально признает наличие государственной идеологии: при Администрации президента было сформировано Главное идеологическое управление, образованы управления идеологической работы на уровне городов и муниципалитетов. В дополнение к курсу «Основы идеологии белорусского государства», введенному в 2003 г., с 2004/2005 учебного года в вузах РБ осуществляется преподавание спецкурса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)».

Два юбилея, шестидесятилетие освобождения Беларуси в 2004 г. и шестидесятилетие победы в ВОВ в 2005 г., стали удачным поводом встроить историческую память о ВОВ в работу идеологической машины. На фоне серии «ненасильственных» революций, прокатившихся по странам постсоветского пространства, власти начали вкладывать в коммеморацию ВОВ дополнительные смыслы. Проводились прямые параллели между противостоящим оранжевой угрозе режимом А. Лукашенко и белорусским сопротивлением нацизму в период ВОВ. Так, например, в рамках церемонии открытия архитектурно-скульптурного знака «Беларусь партизанская» (первого памятника белорусскому партизанскому движению) в Минске в 2005 г. президент страны заявил: «Я понимаю ветеранов, они с опаской посматривают на разного рода цвета — оранжевые там, голубые и так далее. Смею вас заверить: за Беларусь будьте спокойны. Как когда-то на последнем рубеже нашего Отечества здесь мы нанесли решительные удары по фашизму, так и теперь тот, кто посмеет ступить на эту светлую землю, обагренную людской кровью, получит достойный отпор». Посредством такого символического переноса А. Лукашенко представил себя гарантом стабильности и продолжателем дела ветеранов войны. С учетом присутствия на мероприятии комплекса зарубежных делегаций, сформулированный президентом тезис уместно рассматривать как адресованный не только внутренней, но и внешней аудитории.

Российско-белорусские «нефтегазовые» и «молочные» войны второй половины 2010-х гг. привели к охлаждению отношений двух столиц Союзного государства и закономерно сместили баланс в исторической политике РБ в сторону закрепления нарратива о наличии у белорусской нации собственного, отличного от России, пути развития. Применительно к теме ВОВ он нашел отражение в акцентировании уникальности (с точки зрения его массовости) партизанского движения Беларуси. Подчеркивалось, что историческая роль этого движения так и не получила адекватного признания.

Присоединение Крыма к России, начало конфликта на Юго-Востоке Украины еще в большей степени развернули вектор белорусской исторической политики в сторону «мягкого национализма». На фоне обострения отношений Москвы со странами Запада Минск предпринял попытку выступить в качестве «донора безопасности» и стать переговорной площадкой по украинскому кризису. Поощряя дистанцирование белорусских политических элит от России, Европейский союз отменил визовые запреты и заморозку активов президента А. Лукашенко и 170 чиновников, а также исключил из черного списка три компании, при этом эмбарго на поставки оружия и спецтехники осталось в силе. Тактический «альянс памяти» правящей элиты и националистов сформировался на базе утверждения европейской версии белорусской истории через противопоставление ее истории русского народа. В 2018 г. столичные власти даже разрешили провести митинг-концерт на площади перед Большим театром в честь столетнего юбилея Белорусской Народной Республики (БНР), образованной в период германской оккупации Северо-Западного края. В 2019 г. вице-премьер Игорь Петришенко и бывший глава Белоруссии Станислав Шушкевич приняли участие в церемонии государственного перезахоронения руководителей и участников польского восстания 1863–1864 гг. (в том числе Кастуся Калиновского, национального героя Беларуси, повешенного царскими властями). В том же 2019 г. в преддверии своего официального визита в Казахстан А. Лукашенко дал интервью Национальному телевизионному информационному агентству «Хабар», в рамках которого заявил: «Но самое главное Беларусь, да и Казахстан, они ведь всегда были под чьей-то плеткой, как я часто говорю. Кто-то нами понукал, кто-то пытался на колени поставить. Особенно в Беларуси. Все эти войны — не наши войны. Отечественная война 1812 года, Наполеон прошелся до Москвы и назад вернулся через Беларусь. Все разграблено, все было уничтожено. Потом Первая мировая война. Дошли до того, что от Беларуси осталась только узенькая полосочка — часть восточных губерний отошло России, а до Минска отошли к Польше по Рижскому договору. Потом Вторая мировая война, у нас — Великая Отечественная война. Полностью Беларусь стерли с лица земли. Это не наши были войны». Симптоматично, что обращение президента к истории, призванное подчеркнуть близость двух республик, строилось на фундаменте постколониальной рефлексии и критики России как «большого», но крайне токсичного «брата».

Тем не менее на формальном уровне Беларусь поддерживала российские усилия по противодействию фальсификации истории, подписываясь и под обращением глав стран — участниц СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне; и под Рекомендациями по совершенствованию национального законодательства государств членов ОДКБ в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений в 2019 г.

Российско-белорусские отношения достигли низшей точки в преддверии выборов президента 2020 г. Избирательная кампания А. Лукашенко оказалась в значительной мере построена «на разоблачении планов московских “кукловодов” лишить белорусов собственного государства и готовности им противостоять» [1].

Однако в августе 2020 г., когда по РБ прокатилась серия политических протестов и демонстраций против действующих властей, имевших все шансы перерасти в государственный переворот, Москва оказалась единственным гарантом суверенитета республики. Соединенные Штаты, ЕС, Парламентская ассамблея ОБСЕ и ряд европейских стран отказались признать результаты президентских выборов. Экономическая диверсификация обернулась черной стороной: быстро введенные Великобританией, США и ЕС санкции серьезно ударили по попавшим в зависимость от технологий и рынков сбыта белорусским предприятиям. К началу ноября 2021 г. идея политической многовекторности утратила для А. Лукашенко всякую привлекательность.

Разочарование в Западе способствовало укреплению российско-белорусского мнемонического союза. Маркером сближения подходов стало объявление в 2021 г. указом Президента Республики Беларусь № 206 17 сентября Днем народного единства. Праздник был приурочен к годовщине начала освободительного похода Красной армии в Западную Беларусь, результатом которого стало воссоединение Западной Беларуси и БССР. Попытки сделать 17 сентября общезначимой государственной датой предпринимались минимум с 2009 г., но тогда — в контексте потепления отношений с Западом и нежелания «раздражать» поляков отсылками к 1939 г. — на это так никто и не решился.

В мае 2021 г. был принят Закон Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма»; а в январе 2022 г. — Закон Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа», которым предусмотрено юридическое признание геноцида белорусского народа и одновременно установлена уголовная ответственность за его отрицание. На официальном уровне через апелляцию к прошлому ВОВ осуждались инициаторы протестов 2020–2021 гг. Так, сайт Генеральной прокуратуры РБ гласит: «Подпитываемые идеями нацизма попытки экстремистов совершить в Беларуси государственный переворот показали, что мы стали забывать ее трагические страницы и уроки, пренебрегать достигнутыми жизнью и кровью родных и близких благами: миром, свободой, независимостью и правом на самоопределение, а также перестали напоминать об этом не только гражданам своей страны, но и всему мировому сообществу». Один из разделов, посвященный итогам расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы ВОВ и послевоенный период назван «Параллели между событиями современности и прошлого».

В октябре 2022 г. завершила работу специальная правительственная комиссия, которая определяла материальный ущерб, нанесенный в годы ВОВ БССР. А. Лукашенко было доложено, что минимальная сумма материального ущерба составляет 43,5 тыс. т золота. Иными словами, белорусская оценка ущерба превысила совокупный золотой запас всех стран мира вместе взятых, по состоянию на декабрь 2022 г., оцененный МВФ примерно в 32 тыс. т.
1. Постсоветские государства на современном этапе: внутриполитическая динамика и поиск путей развития / Отв. ред. Э.Г. Соловьев. Москва: ИМЭМО РАН, 2024. С. 75.
Год исторической памяти
В феврале 2022 г., объявленного в РБ Годом исторической памяти, был создан Республиканский совет по исторической политике и состоялся всенародный референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию страны. В статью 54 обновленной Конституции включили норму о долге каждого гражданина сохранять патриотизм, историческую правду и память о героическом подвиге белорусского народа. Впервые на постсоветском пространстве формат осуществления исторической политики в отношении конкретного события была зафиксирован основным законом страны. Также по Конституции «государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (статья 15).
Фото: Белта, мемориальный комплекс "Хатынь", 2022 г.
В 2022 г. был проведен капитальный ремонт монументальных сооружений на территории ГМК «Хатынь», официально открытого 5 июля 1969 г. и ставшего ключевым «местом памяти» республики. Отметим, что в период холодной войны появление комплекса Хатынь вызвало весьма неоднозначную реакцию западных партнеров. В прессе, а потом уже и в академических исследованиях раскручивалась идея о том, что из всех сожженных белорусских деревень, имя которых было достойно увековечивания, Хатынь выбрали по созвучию с Катынью, чтобы внести путаницу в сознание обывателей и средствами дипломатии памяти заретушировать историю расстрела польских военных работниками НКВД в 1940 г. Показательно, что, объектам капитального ремонта и реконструкции ГМК «Хатынь» указом №176 президента Александра Лукашенко был присвоен статус Всебелорусской молодежной стройки. Необычайно удачная с точки зрения мнемонической дипломатии идея, поскольку подобное физическое вовлечение в работу с «местами памяти» в большей степени способствует поддержанию связи поколений, чем общие рассуждения о необходимости обеспечения преемственности истории. Значимость комплекса в исторической политике Беларуси отражает тот факт, что данное пространство рассматривается как обязательное к посещению, фактически, для всех зарубежных делегаций, приезжающих в Минск. Необходимо отметить, что Хатынь как «место памяти» ни в коем случае не акцентирует пассивную жертвенность, вынужденные страдания народа. В рамках этого пространства мы наблюдаем переход «Жертвы» в «Героя». На обеспечение этого перехода работают и название ключевого памятника Хатыни — «Непокоренный»; и структура музейной экспозиции, когда в конце экскурсии посетители попадают в зал тишины и мира «Вечность»; и «роща деревьев» рядом с «Вечным огнем», где на каменных, символических «деревьях жизни» вместо веточек и листочков указаны уничтоженные по примеру Хатыни, но восстановленные деревни Беларуси общим числом 433.
Заключение
Последний год 80-летие Победы официальные лица РБ преподносили как «важнейший юбилей нашей общей истории», должный «наглядно подтвердить наше единство в сохранении исторической памяти и борьбе с ее фальсификацией». Такой подход отражается в характере поддержке властями гражданских коммеморативных инициатив: выбор или «Беларусь помнит», или «Бессмертный полк», актуальный лет пять назад, уже не стоит. Предлагается провести две акции одновременно. На фоне укрепления российско-белорусской интеграции и обострения отношений с Западом Минск очевидно отошел от стратегии приватизации памяти о ВОВ, перейдя к сакрализации героизма, жертвенности и морального единства в борьбе с внешним врагом. Однако к выстраиванию комплементарного по отношению к российскому официального исторического нарратива власти РБ пришли поневоле: когда поддерживаемая евроатлантическим сообществом «революция несбывшихся надежд» августа 2020 г. и дальнейшие скоординированные санкционные атаки западных «партнеров» продемонстрировали команде А.Г. Лукашенко издержки политики балансирования.

Соответственно, заявления о Великой Победе как о «нетленной связующей нити» между россиянами и белорусами можно только приветствовать, но всерьез полагать неисчерпаемым ресурс солидарности народов Союзного государства, обеспеченный общей исторической памятью о ВОВ, было бы недальновидно.