В послевоенной Японии историческая политика стала ареной борьбы между стремлением к национальной гордости и давлением международного сообщества на признание военных преступлений. С конца XX века в националистических политических кругах сформировалось направление, известное как нихонсюги (японизм), которое
акцентирует внимание на уникальности японской культуры и национальном величии — от традиционного образа жизни, включая культуру риса, до идеалов физического и морального воспитания. Это течение частично восходит к идеологическим основам периода Второй мировой войны, но в новой политической реальности стремится к переосмыслению истории с целью воспитания «гордых японцев».
Одним из ключевых инструментов продвижения этого взгляда стала образовательная политика. В 1997 г. Синдзо Абэ вместе с группой молодых парламентариев
основал объединение, нацеленное на реформу исторического образования и формирование «будущего Японии» в духе патриотизма. Эта инициатива развивалась параллельно с деятельностью «Ассоциации по продвижению беспристрастного взгляда на историю», которая, хотя и была
распущена в 2014 г., стала ярким примером стратегии «тихого влияния»: ее цель заключалась не в протестной активности, а в постепенной замене школьных учебников, внедрении новых интерпретаций прошлого и формировании у молодежи позитивного взгляда на японскую историю. Эта стратегия, хотя она и не была никогда официально провозглашена, весьма хорошо укладывается в политику националистически настроенных кругов Японии и по сей день.
Однако эти инициативы сталкивались с серьезной критикой со стороны общественности.
Попытки пересмотра школьного материала не всегда были успешны. В 2006 г. обсуждалось удаление из учебников информации о случаях, когда японские солдаты во время войны принуждали граждан к самоубийству (в основном речь идет об Окинаве). Эта идея вызвала волну общественного возмущения, в результате чего упомянутые фрагменты были возвращены в образовательные тексты. Во многом
благодаря судебным разбирательством и
позиции японского суда. Аналогичная ситуация произошла в 2021 г., когда премьер-министр Суга Ёсихидэ
предложил исключить упоминания о «женщинах для утешения» — жертвах сексуального рабства японской армии. Большинство издательств
пошли на это, но не все, и даже среди тех, кто изменил формулировки, некоторые оставили примечания или более мягкие версии текста. Также были смягчены и упоминания о «насильственных похищениях».
На международной арене Япония также предпринимала попытки диалога: в 2000-х гг. были созданы совместные исторические комиссии с
Китаем и
Южной Кореей. Однако эти инициативы
не принесли ожидаемого результата. Китайская сторона отказалась от публикации итогов, а корейская заявила, что обсуждения не повлияли на реальную позицию японской стороны и не привели к изменениям в образовательной или публичной политике. Внешняя политика, опирающаяся на мягкую силу, также не принесла значительных плодов. Синдзо Абэ,
пытавшийся продвигать японскую версию истории через дипломатию, столкнулся с критикой как внутри страны, так и за рубежом. Некоторые его проекты были отменены под давлением общественного мнения и международной реакции.
Изменения коснулись и официальной риторики. Еще в 2011 г. премьер-министр Наото Кан открыто признал ущерб, причиненный Японией странам Азии во время войны, и выразил «глубокое раскаяние и искреннюю скорбь». Однако уже начиная с периода правления Абэ в 2012 г. такие выражения исчезают из официальных заявлений. Современные речи, произносимые на ежегодных мемориальных церемониях,
обходят стороной тему страданий, причиненных другим народам. Это отражает
тенденцию к переосмыслению прошлого в более нейтральном или даже оправдательном ключе.
К 2022 г. лишь
одно из двенадцати утвержденных учебных пособий по истории напрямую упоминало сексуальное рабство, и то в виде краткой сноски. Таким образом, можно говорить о стратегическом сокращении акцентов на насильственных действиях японской армии и формировании новой исторической парадигмы, где военное прошлое не столько отрицается, сколько постепенно вычищается из публичной памяти и образовательных программ. Политическая элита Японии все более
последовательно отходит от самокритичного взгляда на свок прошлое, делая ставку на национальное самоуважение и внутреннюю консолидацию. Как было отмечено в самом начале, подобная политика опирается скорее на механизм селективного забывания, нежели на полномасштабную кампанию по изменению истории.