В рамках истории ХХ в. война изучается, но главный фронт Второй мировой войны для корейцев, разумеется, Тихоокеанский. Победы Советского Союза над фашистской Германией в массовом сознании южнокорейцев практически нет, и это ведет к серии инцидентов, при которых то в Пусане
открывают бар «Гестапо» с соответствующей атрибутикой, то размахивающий руками Гитлер рекламирует жевательную резинку. Разумеется, после
протестов иностранцев подобные промахи быстро исправляются, но в целом война в Европе и Холокост волнуют среднего южнокорейца так же, как среднего россиянина — марш смерти на Филиппинах или Нанкинская резня.
Более того, в массовом сознании многих южнокорейцев образ американца-освободителя связан не с концом Второй мировой войны, когда для победы над японцами в Корее они не сделали и единственного выстрела, а с их ролью в Корейской войне 1950–1953 гг., когда, согласно официальной версии РК, войска ООН освободили Юг от «коммунистических агрессоров». Немудрено, что южнокорейский взгляд на освобождение страны фактически исключает советский фактор, поскольку вопрос о том, кто освободил Корею, для корейского националистического нарратива не очень приятен.
Поэтому обычно в учебниках и заявлениях первых лиц присутствуют две трактовки. Первая условно выглядит так: пала фашистская Германия, потом американцы сбросили на Хиросиму атомную бомбу, Япония капитулировала, и Корея освободилась. Иногда к этому добавляют тезис о том, что после применения ядерного оружия по Хиросиме и Нагасаки Советский Союз, желая захватить побольше территорий и иметь право на участие в послевоенном переделе мира, по-быстрому объявил войну Японии.
Так, в частности, описывал ситуацию ведущий южнокорейский историк Ли Ги Бэк: «накануне падения японской империи СССР объявил Японии войну. Советские войска перешли корейско-советскую границу и после капитуляции Японии оккупировали Пхеньян, Хамхын и ряд других крупных городов северной части Кореи» [
5]. Это практически сразу стало поводом для научной
дискуссии между Ли и ведущим российским историком-корееведом Ю.В. Ваниным, указавшим, что Советский Союз вообще отсутствует в книге Ли как страна, вынесшая на себе основную тяжесть сопротивления фашизму, а договоренности о вступлении СССР в войну с Японией были достигнуты на конференциях в Ялте и Потсдаме, причем инициатива исходила от Англии и США, опасавшихся, что иначе война с Японией может затянуться еще на 1,5–2 года.
Примером материалов такого типа более позднего времени может служить статья от 27 мая 2023 г. профессора Корейского института науки и технологий (
KAIST) Чон Бон Гвана «Августовский шторм» и двуличие Советской Армии» в ультраконсервативной газете «Чосон Ильбо», по поводу которой Посольство РФ в РК даже выпустило
специальное опровержение. Впрочем, как отмечает А.И. Шарафетдинова, «главной задачей многих южнокорейских историков является не выяснение исторической истины, а внушение массовому читателю дифференцированного представления о новейшей истории Кореи» [
6]. Ким Ен Ун также указывает, что аналогичные тезисы присутствуют и в вышедшей в 2010 г. «Истории России» Ким Хак Чуна [
7], и в совместном учебнике РФ и РК [
8], где соответствующий раздел писал Мин Гён Хон, который имеет репутацию либерала, но и у него СССР желает занять побольше территорий, а идея освобождения Кореи принадлежит Рузвельту.
Вторая версия звучит еще лапидарнее: «Корея освободилась». Как именно, умалчиваем, но подразумевается, что это освобождение является результатом активной деятельности национально-освободительного движения. К такой трактовке, в частности, прибегал предыдущий президент-консерватор Юн Сок Ёль. В иной работе
автор анализировал программную речь президента,
произнесенную 1 марта 2024 г. в Мемориальном зале Ю Гван Сун в Сеуле. Ее исторический раздел начался со спорного на взгляд историка утверждения о том, что «провозглашение независимости Кореи было основано на либерализме — преобладающей тенденции мировой истории того времени». Сам Юн действительно глубоко погружен в западный либеральный дискурс, но сказать такое о мире конца десятых или двадцатых годов ХХ в. представляется некорректным.
Более интересна иная цитата: «Унаследовав дух мартовского движения за независимость, различные типы движений за независимость последовали внутри страны и за рубежом. Борцы за независимость яростно вступали в вооруженную борьбу, рискуя своей жизнью. Провидцы, понимающие меняющийся глобальный политический ландшафт, боролись за независимость с помощью дипломатии в странах по всему миру. Некоторые активисты движения за независимость инициировали образовательные и культурные движения, чтобы самостоятельно наделить корейцев необходимыми навыками. После разгрома империализма мы смогли обрести независимость благодаря всем этим новаторским начинаниям».
Однако ни борцы за независимость, которые занимались терроризмом или в лучшем случае попытками партизанской войны, ни те, кто занимался образованием и культурой, и тем более ни те, кто пытался воздействовать на третьи страны с помощью дипломатии, не сыграли решающей роли в освобождении страны. Корейский полуостров освободила Советская Армия. Но этот момент Юн Сок Ёль старается затушевать, заявляя, что «с обретением независимости началась оккупация северной половины нашей страны силами коммунистического тоталитаризма», причем, если буквально идти по тексту, то может создаться неверное впечатление о том, что сначала страна обрела независимость, а потом Советская Армия захватила «северную половину».
Затем Юн делает еще одну историческую ошибку, заявляя, что «кровь и пот этих борцов за независимость обеспечили независимость нашей страны и стали основой Республики Корея». Это тоже не так, хотя РК (кор. Тэхан Мингук) унаследовала название, принятое временным правительством РК в изгнании, основанным в Шанхае в 1919 г., руководство этого временного правительства во главе с Ким Гу, как и руководство Корейской Народной Республики, не были признаны США и не принимали участие в создании РК образца 1948 г. Ким Гу выступал за единую страну и был категорически против избранного Ли Сын Маном курса на создание на южной половине полуострова сепаратного государства с собой во главе. Таким образом, созданная Ли Сын Маном, которого в окружении Юна активно чествуют, РК-1948 не является ни правопреемником РК-1919, ни ее идеологическим наследником.