Создание культа «проклятых солдат» стало одним из ключевых направлений польской политики памяти о войне в 2010-х гг. До этого времени «проклятые солдаты», бойцы вооруженного антисоветского и антикоммунистического подполья, находились на периферии коллективной памяти, лишь изредка выступая в качестве символов «повстанческого патриотизма». Маргинальный нарратив становится одним из наиболее важных при правительстве «Права и справедливости» с 2015 г., но идею превращения памяти о «проклятых солдатах» в государственный культ в этот период поддерживали не только партии правого политического спектра и националистические круги, но и либерально-демократическая партия «Гражданская платформа». Именно при президенте Б. Коморовском в 2011 г. День памяти проклятых солдат был
утвержден в качестве официальной даты 1 марта.
Термин «проклятые солдаты» с подачи властей распространился на все польские антикоммунистические движения без различения их методов борьбы, целей и представлений о будущей Польше. В итоге больше всего от этого выиграли откровенно бандитские группы или наиболее одиозные формирования как «Национальные вооруженные силы» (НВС) (
Narodowe Siły Zbrojne), сотрудничавшие с СС и жестоко расправлявшиеся как с красноармейцами, так и с бойцами Армии Крайовой, не пожелавшими переходить под их подчинение, и мирными жителями Польши. Печально знаменитая «Свентокшиская бригада» НВС («бригада Святого креста») (
Brygada Świętokrzyska) сконцентрировалась на убийстве членов Польской рабочей партии, советских партизан и солдат Армии Людовой. При этом бригада не только не оказывала какого-либо вооруженного сопротивления немцам, но и открыто сотрудничала с гестапо, получая от него вооруженную помощь для борьбы против Красной армии и партизанского движения. В январе 1945 г. бригада ушла вместе с отрядами вермахта в направлении Германии.
С приходом ПиС к власти в Польше начинается прославление «Свентокшиской бригады» на официальном уровне. В 2018 г. занимавший пост премьер-министра Польши М. Моравецкий возложил цветы на могилы бойцов бригады в Германии, а президент А. Дуда на одной из памятных церемоний в честь НВС
назвал их «самыми достойными борцами за освобождение Польши из-под власти и террора двух оккупантов и самыми лучшими хранителями традиций польского патриотизма и польской идентичности». Годом ранее «Свентокшиская бригада» удостоилась специальной резолюции польского Сейма, принятой — снова единогласно и ПиС, и оппозицией — через аккламацию. Таким образом, в числе проголосовавших за резолюцию оказались не только депутаты от национал-консервативных и правых сил, но и представители либеральной «Гражданской платформы». Поддержали чествование «Свентокшиской бригады» НВС также и депутаты Польской крестьянской партии, несмотря на то, что партия презентует себя в качестве политических наследников партизанских «крестьянских батальонов», ставших одними из первых жертв зверств НВС в конце войны.
В это же время складываются основные элементы культа «проклятых солдат». Он приобретает также религиозный характер, а присутствие представителей польской католической церкви становится неотъемлемым элементом мемориальных церемоний. Возрождаются и «боевые традиции» НВС — батальоны созданных в 2016 г. Войск территориальной обороны (ВТО) получают названия в честь «проклятых солдат», в том числе «прославившихся» своими преступлениями против красноармейцев и коммунистов. В их числе — патрон 2-й Люблинской бригады ВТО Х. Декутовский «Запора», от рук которого погибло около 500 красноармейцев и поляков, симпатизировавших СССР, и патрон 5-й Мазовецкой бригады ВТО М. Дземешкевич «Рой», систематически убивавший представителей новой польской власти и солдат Красной армии.
В официальной пропаганде «проклятые» начинают изображаться как примеры для подражания молодежи, их образы используются в массовой культуре и киноиндустрии. Особое внимание уделяется пропаганде культа в школьном образовании. Помимо организуемых ИНП школьных конкурсов и различных видов внеурочных занятий (квесты и спортивные мероприятия «по следам проклятых солдат»), значительное место уделяется изучению этого движения и в преподавании истории. В школьном курсе истории, где все больше преобладает националистический нарратив, «проклятые» занимают логичное место в череде героев польских национальных восстаний с XIX в., а их борьба начинает считаться очередным национально-освободительным восстанием, продолжавшимся с 1944 по 1963 гг. Миф о «героической борьбе» участников подполья сначала против нацистов, а затем и коммунистов служит поддержанию у современного поляка ощущения мученичества и жертвенности, которое польские социологи
называют доминирующим определением патриотизма в польском обществе.
«Проклятые солдаты» как идеальные борцы против «двух тоталитаризмов» представлялись удачной основой для сближения на почве общей истории с другими странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Однако в качестве лучших представителей героев «проклятых» в Польше выбирают З. Шенджеляжа «Лупашку», Ю. Курася «Огня» и Р. Райса «Бурого». Каждый из них, помимо участия в антисоветском сопротивлении, был инициатором и исполнителем преступлений против народов, проживавших во время войны на территории Польши или на границах с соседними государствами.
Несмотря на то, что Польша проводит со странами Балтии, прежде всего с соседней Литвой, общий курс на уравнивание коммунизма и нацизма и перекладывания вины за начало войны на СССР, культ «Лупашки», командовавшего 5-й Виленской бригадой Армии Крайовой, в Литве открыто критикуют. З. Шенджеляжа называют в Литве «душегубом», который ассоциируется не столько с антикоммунистическим сопротивлением, сколько с убийством более 20 мирных литовских жителей в 1944 г., в основном женщин и детей. Действия бригады Лупашки, по
выводам специальной комиссии историков и юристов, работавшей при правительстве Литвы, на основе показаний свидетелей были квалифицированы как преступления против человечности. Организация торжественного перезахоронения «Лупашки» на государственном уровне с участием президента и первых лиц Польши в апреле 2016 г. была
названа в литовских СМИ пощечиной Вильнюсу.
Похожая ситуация сложилась и с Ю. Курасем «Огнем», который считался «идеальным героем» для польских правых сил, поскольку, в отличие от многих своих соратников, сражался не только с коммунистами, но и с нацистами. С 2006 г. в парке им. Л. Качиньского г. Закопане на юге Польши находится памятник «Огню» как польскому патриоту и герою. Однако пропаганда его культа вызвала возмущение Словакии, в которой его помнят, прежде всего, как убийцу, развязавшего настоящий террор против мирного словацкого населения на приграничных территориях в 1945–1947 гг. В документальном
фильме 2009 г. «Забытый Богом уголок», созданном словацким аналогом ИНП, отчетливо и доказательно показана эта мрачная сторона «героизма» «Огня». Его отряд под слоганами борьбы за свободную Польшу, терроризировал гуральские деревни и фактически, по словам словацких историков, реализовывал программу этнических чисток против местных словаков, русинов и евреев.
Наиболее одиозной личностью из тройки новых польских героев представляется Р. Райс «Бурый», командир 3-й Виленской бригады Национального Военного Союза, под командованием которого зимой 1946 г. в Восточной Польше было жестоко
убито 79 белорусов православного вероисповедания. Казни проходили по этническому и религиозному признаку. По результатам официального расследования, которое польский ИНП проводил в 2002–2005 гг., преступления «Бурого» были
признаны геноцидом. Однако после начала пропаганды культа «Бурого» с 2016 г. польские власти на протяжении нескольких лет разрешали шествие националистов в г. Хайнувка (Подляское воеводство). Именно там проживает 96% всего современного белорусского населения Польши, среди которых есть и потомки убитых Райсом белорусов. В 2019 г. ИНП сделал
заявление о том, что «Бурый» может быть оправдан. Эти заявления привели к дипломатическому конфликту между Минском и Варшавой, закончившемуся взаимной высылкой дипломатов, и окончательно подорвали польско-белорусский исторический диалог. В целом, попытка Польши экспортировать образы «проклятых» как образцовых борцов с «советской оккупацией» на территории соседних стран, несмотря на общие нарративы относительно Второй мировой войны, потерпели крах.
Тем не менее культ «проклятых солдат» стал одним из ключевых элементов нового польского нарратива о Второй мировой, в котором главной жертвой войны выступает Польша. Он основывается на идее «двойного геноцида», согласно которой, поляки страдали и погибали не только под немецкой, но и под «советской оккупацией». Эта идея была открыто
высказана экс-премьер-министром М. Моравецким в мае 2019 г.: «мы здесь были главными жертвами убийств во время Второй мировой войны». Судьбы «проклятых» используются для того, чтобы доказать — страдания поляков превышали не только страдания всех других народов мира, но даже мучения евреев во время Холокоста. В определенном смысле Холокост продолжает занимать одно из центральных мест в польской политике памяти, только не как «преступление преступлений», а лишь как инструмент для создания новых нарративов. Инструментализация Холокоста происходит через уравнивание преследований властями ПНР вооруженного антикоммунистического подполья с нацистской политикой истребления евреев во время Холокоста, а «проклятых солдат» — с погибшими евреями.