В контексте новой геополитической повестки, формируемой США с прицелом на глобальное противостояние с Китаем и Россией, в числе вероятных приоритетных претендентов на привилегированное партнерство с альянсом
Five Eyes и кандидатов на присоединение в последние годы чаще всего отмечались Япония, Индия, Южная Корея и Германия.
В публичном информационном пространстве информация об обсуждении вопроса о возможном расширении контура участников альянса на официальном уровне впервые было отмечено в конце 2019 г. — в декабре Комитетом по разведке и Комитетом по вооруженным силам Палаты представителей Конгресса США
(United States House Committee on Armed Services) Министерству обороны США и Управлению директора национальной разведки
(ODNI) было поручено проведение анализа преимуществ, проблем и рисков расширения взаимодействия альянса
Five Eyes в сфере обмена разведывательной информацией с Индией, Японией и Южной Кореей с учетом их роли и вклада в поддержание мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе. Как
отмечалось в релизах для СМИ, заинтересованность альянса
Five Eyes в углублении интеграции именно с этими государствами обусловлена тем, что они рассматриваются как «естественные члены альянса в связи с геополитическими событиями, которые обязаны своим существованием Китаю».
Позднее вопрос о целесообразности расширения альянса за счет Японии, Индии, Южной Кореи, а также Германии был отражен в сентябрьском докладе 2021 г. Подкомитета по разведке и специальным операциям Конгресса США
(United States House Armed Services Subcommittee on Intelligence and Special Operations). Директору национальной разведки в координации с Министерством обороны США было поручено представить к маю 2022 г. отчет об оценке эффективности альянса с оценкой преимуществ и рисков присоединения Германии, Японии, Индии и Южной Кореи и официального расширения числа участников до девяти государств. В случае согласования вопроса принятия Германии, Японии, Индии и Южной Кореи в альянс Палата представителей и Сенат США были готовы рассмотреть включение соответствующих затрат в законопроект об ассигнованиях на национальную оборону на 2022 финансовый год.
Несмотря на инициируемую США в геополитических целях интенсификацию обсуждения возможного включения в состав альянса
Five Eyes новых членов, зарубежными аналитиками в целом отмечается малая вероятность готовности разведсообществ альянса к реальному расширению числа участников. В числе аргументов отмечались слабая готовность альянса к глобальной реорганизации внутренней операционной системы в случае присоединения новых членов, проблематичность идентичности глобальных внешнеполитических целей основных и новых членов, а также вероятность осложнений отношений и возникновения определенного диссонанса во взаимоотношениях с прочими государствами-партнерами.
В частности, в числе ключевых негативных факторов отмечалось, что ни одно из рассматриваемых четырех государств не разделяет взгляды членов альянса на глобальные угрозы, исходящие от Китая и России, и, соответственно, не готово радикально нивелировать внешнеполитические и внешнеэкономические связи с ними. К примеру, относительно Индии отдельными источниками
указывалось, что она «проявляет [достаточную] осторожность, чтобы не позволить четырехстороннему диалогу QUAD перерасти в стратегический альянс против Китая». Аналогичная позиция отмечалась и у Южной Кореи, которая как минимум станет перед непростым выбором между крупнейшим внешнеполитическим союзником (США) и крупнейшим торговым партнером (Китаем)». Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы посредством «точечной» работы с национальными политическими элитами, США удалось существенно дистанцировать Германию, Японию и Южную Корею от России.
Существенное значение также приобретает сохранение коллегиального консенсуса внутри основных членов ввиду неоднозначности их двусторонних отношений со сторонними партнерами. В качестве примера можно привести определенные противоречия между Японией и Южной Кореей во внешнеторговых отношениях, а также неожиданный дипломатический конфликт Канады с Индией осенью 2023 г.
Весьма неоднозначны при реальной подвижке вопроса о расширении альянса и перспективы интеграции разведслужб потенциальных претендентов с разведсообществом англосаксонского альянса с исторически сложившейся идентичностью методов работы и обмена информацией. По крайней мере, в западном экспертном сообществе преобладают скептические оценки. Например, директор консалтинговой компании
36 Parallel Assessments Пол Бьюкенен
отмечает: «Расширение альянса может оказаться громоздким. Но это зависит от того, что принесет полная инклюзия... необходимо доказать, что добавление нового партнера каким-то образом расширит возможности
[альянса], которые не могут быть получены в настоящее время». На проблематичность выстраивания единого и равноправного механизма взаимодействия с новыми участниками альянса
указывалось бывшим главой офиса ЦРУ в Китае, а ныне сотрудником консалтинговой компании
Mintz Group Рэнди Филипсом, который считает, что «чем больше пул, тем больше
[национальные разведывательные] агентства будут озабочены защитой своих собственных источников и методов».