Формат взаимодействия в рамках Альянса
Спецпроект РСМД «Five Eyes. Аналитический обзор»
В период существования СССР и контролируемой им «Организации Варшавского договора» альянс Five Eyes и аффилируемые им региональные коалиции государств-партнеров ориентировались на сбор разведывательной информации военного и геополитического характера по соответствующим целевым сегментам.

С распадом СССР, ставшим прологом к переходу США с середины 1990-х гг. к политике установления геостратегического контроля в глобальном масштабе, а также с началом массового распространения информационных технологий и развитием сети Интернет, космическая и наземная инфраструктура альянса, в частности система Echelon, достигшая пика своего развертывания к началу 1990-х гг., в значительной степени была ориентирована на невоенные цели и использовалась для слежения не только за военными, но и гражданскими объектами интересующих государств, неправительственными организациями, коммерческими компаниями, финансовыми транзакциями, а также отдельными лицами. Бывший директор ЦРУ США Джеймс Вулси (James Woolsey) в 2000 г. иронически отмечал, что США должны вести наблюдение в «нескольких европейских странах, где взятки все еще не облагаются налогом» для защиты американских компаний от коррупции.

Глобальный размах слежение разведывательных структур альянса получило после терактов в США 11 сентября 2001 г., которые «стали подарком для технократии и полицейского государства» для инициирования кардинального регресса в политике вторжения государства в конфиденциальность частной жизни, а также глобальной смены внешнеполитической повестки дня.

На фоне все более экспансионистской политики США, направленной на геополитическое доминирование и глобальный контроль в планетарном масштабе, сфера взаимодействия участников альянса Five Eyes расширилась далеко за пределы обмена разведданными военного характера, включая взаимодействие по обмену разведывательной информацией по всем значимым сегментам внешней политики и международных отношений. Например, для реализации мониторинга финансовых транзакций, слежения за лидерами политических организаций и отдельными лицами, подозреваемыми к причастности к террористической деятельности, глобальной киберпреступности и пр., на саммитах и рабочих встречах альянса в состав должностных лиц, согласно публикуемым сведениям, помимо министров обороны и представителей разведслужб, включают представителей прочих профильных ведомств — министров финансов, генеральных прокуроров и пр.

Как отмечалось в публикации французской газеты Le Monde, на современном этапе эволюционный уровень масштаба и интегрированности в рамках альянса Five Eyes предполагает «квазиавтоматический обмен информацией, основанный на десятилетиях взаимного доверия между спецслужбами стран-членов, объединенных историей, языком, ценностями и геополитическими интересами» в объеме и масштабах, не имеющих аналогов даже в рамках блока НАТО. Более того, с начала XXI в. в контексте глобальной трансформации геополитической повестки «коллективного Запада», определяемой США, Five Eyes становится альянсом государств, объединенных едиными геополитическими целями, а обмен разведданными является лишь средством достижения этих целей.

Несмотря на ориентированность альянса Five Eyes на консолидированной сбор разведывательной информации по стратагемам, определяемым США, каждый из участников несёт формальную ответственность за сбор и анализ информации в конкретных регионах мира — так, в зону ответственности США входят Ближний Восток, Китай, азиатская часть Российской Федерации, страны Африки и Карибского бассейна; Великобритании — Европа (включая европейскую часть Российской Федерации), Ближний Восток и Гонконг; Канады — северное побережье Российской Федерации и отдельные районы Китая, а также Южная и Центральная Америка; Австралии — государства Южной и Восточной Азии, Новой Зеландии — западная и южная части Тихого океана.