Ретроспективные аспекты и перспективы развития двусторонних связей альянса Five Eyes с ведущими государствами-партнерами
Взаимоотношения альянса Five Eyes и Франции, несмотря на весьма ограниченный объем сведений о них в открытом доступе, логично являлись следствием текущего состояния двусторонних отношений и степени аффилированности персоналий французского руководства с США, отражавшихся на внешнеполитическом курсе Парижа. Франция с начала 1980-х гг. входила в контур «европейской группы» SIGINT Seniors Europe (т.н. коалицию 9 Eyes / 14 Eyes), однако в геополитических реалиях тех лет формат взаимодействия и двусторонние связи на уровне разведслужб не были столь выраженными. В частности, из документов, обнародованных Э. Сноуденом в 2013 году, стало известно
о наличии секретного соглашения между Францией и участниками альянса Five Eyes под кодовым обозначением «Lustre» о взаимодействии в сфере радиотехнической разведки.
Заметное расширение двусторонних контактов Главного управления внешней безопасности (Direction Générale de la Sécurité Extérieure, DGSE) Министерства обороны Франции с Агентством национальной безопасности США и британским Центром правительственной связи GCHQ относится к ноябрю 2006 г., что являлось инициативой альянса Five Eyes, при том, что этому весьма способствовал президент Франции Николя Саркози, отличавшийся беспрецедентным уровнем лояльности к США. Наиболее заметный и значимый рост уровня и масштабов взаимодействия DGSE и АНБ в перехвате данных и информационном обмене относится к началу 2010-х гг.
Согласно
опубликованным французским изданием Le Monde сведениям (в частности, записки главы парижского бюро Управления радиоэлектронной разведки АНБ США с грифом «совершенно секретно», датированной 6 августа 2007 г.), американскими аналитиками отмечалось, что развиваемые с ноября 2006 г. отношения с DGSE «вошли в новое измерение», и взаимный обмен данными будет сосредоточен не только на информации радиотехнической/радиоэлектронной разведки, но и на разведданных получаемых из других источников, с ожидаемым созданием сторонами «эталонной модели партнерства». Показательно, что в докладных записках парижского бюро АНБ
указывалось, что ранее выявленная заинтересованность в расширении обмена разведданными ограничивалась со стороны руководства DGSE, в частности, акцентировалась роль технического директора Бернара Барбье, «отношение которого к АНБ очень прагматично в чувствительных вопросах».
В числе целевых сегментов обмена разведывательной информацией, вызывающих взаимный интерес, отмечались данные по Африке (в частности, АНБ были переданы сведения о инфраструктуре и лагерях вооруженных формирований, действующих к югу от Сахары), Ливан и Балканы — как отмечалось, «французские аналитики узнали, что аналитики АНБ могут многое предложить, и сами предложили многое». Упоминавшаяся докладная записка главы парижского бюро Управления радиоэлектронной разведки АНБ США от 6 августа 2007 г.
заканчивалась весьма характерным образным выражением — «нам еще многое предстоит выжать из этого партнера
[Франции] в этих отношениях, которые только начинаются».
В части отражения роста уровня доверительности отношений с США и Великобританией упоминался ряд секретных встреч специалистов британского Центра правительственной связи GCHQ и французского управления безопасности DGSE в марте и июле 2009 г., с обсуждением формата и механизмов взаимодействия для ведения широкомасштабной компании слежения за трафиком в сети Интернет с «массовым перехватом
[данных] посредством взлома систем шифрования, поставляемых частными поставщиками». Последующее углубление контактов DGSE с американской АНБ и британским центром GCHQ отмечалось и в дальнейшем, в частности в период 2011 – начала 2012 г., когда сторонами был
принят единый протокол массового обмена данными.
В 2011 г. между DGSE и АНБ США был
подписан официальный меморандум об обмене разведывательными данными, при этом объем передаваемых DGSE метаданных исчислялся десятками миллионами записей — к примеру, только в период с декабря 2012 г. по 8 января 2013 г. было передано более 70 млн записей. В качестве примера участия в сборе информации пользовательских данных французских телекоммуникационных компаний
отмечалась практика предоставления компанией Orange S.A. (ранее — France Télécom S.A.) данных о телефонных звонках DGSE, которое передавало их британскому центру GCHQ.
В период президентства Франсуа Олланда (май 2012 – май 2017 гг.) произошла радикальная минимизация контактов французских спецслужб с альянсом Five Eyes, поскольку Парижем недвусмысленно демонстрировалось отсутствие заинтересованности в углублении интеграции с альянсом, да и сами США не ориентировались на углубление двустороннего сотрудничества, ввиду ведения французскими спецслужбами активной разведывательной деятельности в отношении США. Однако приход к власти Эммануэля Макрона в 2017 г. и последующая существенная проамериканизация внешнеполитического курса Франции ознаменовали определенный «ренессанс» в двусторонних отношениях в сфере безопасности. В частности, в феврале 2018 г. ресурсом Defense News
сообщалось, что с 2017 г. сотрудники Главного управления внешней безопасности Министерства обороны Франции и французской военной разведки DRM (Direction du renseignement militaire) регулярно контактируют с участниками альянса Five Eyes по вопросам обмена данными, включая регулярное участие в рабочих встречах в Вашингтоне
[вероятно, имеются в виду контакты в рамках совета FIORC — координационного органа альянса], что отражает весьма высокий уровень двусторонних взаимоотношений.
Особый интерес США и Великобритании к сотрудничеству с Францией в сфере обмена разведывательной информацией, помимо исторических геополитических и военных связей, в немалой степени объясняется и ее стратегическим положением с точки зрения прохождения через ее территорию и у ее побережья трансатлантических подводных телекоммуникационных кабелей и соответствующих возможностей французской DGSE по радиокоммуникационному перехвату первичной информации. Как
отмечалось в публикации французского издания Le Monde, из примерно 250 подводных телекоммуникационных кабелей в мире порядка 20 проходят через либо вдоль французского побережья. В их числе, в частности, трансатлантическая линия ACE
[протяженностью 17 тыс. км,соединяющая телекоммуникационные сети государств Европы и Западной Африки], а также кабельные системы SEA-ME-WE 3
[протяженностью 39,9 тыс. км, соединяющая государства Азии и Океании с Европой, проходящая через Тихий и Индийский океаны, а также Ближний Восток] и SEA-ME-WE 4
[протяженностью 18,8 тыс. км, проходящая от Австралии и Японии к французскому побережью и до Ирландии и Германии]. Как отмечалось в октябрьской
публикации 2013 г. французской газеты Le Monde, совокупный объем данных радиоперехвата и радиотехнической разведки АНБ США на Африканском континенте на тот период не превышал 11 Гб трафика, в сравнении с порядка 343 Гб обрабатывавшихся французской DGSE
[в публикации не указан период, вероятно за год].
На фоне восходящего характера стратегического партнерства с США и альянсом Five Eyes в период президентства Эммануэля Макрона «холодным душем» для французского военно-политического истеблишмента стало аннулирование Австралией в 2021 г. согласованной сторонами в 2016 г, сделки по лицензионной закупке французских подводных лодок в свете присоединения Австралии к инициированному США и Великобританией соглашению AUKUS. При этом, как
отмечалось французской газетой Le Monde, «решение Австралии обменять стратегическое партнерство с Францией на пакт, который в конечном итоге может позволить ей стать ядерным игроком, менее удивительно в свете длительного участия Австралии в FVEY и Содружестве».
Франция была тем более глубоко разочарована отношениями с США и альянсом, что в контексте интенсивного обмена разведывательной информации в последние годы (чему в определенной степени способствовал ряд террористических атак во Франции в 2015 и 2016 гг.), установившийся уровень взаимоотношений французским военно-политическим истеблишментом уже трактовался в качестве позиционирования Франции де-факто шестым членом альянса. Французские разведслужбы с началом президентства Макрона
установили беспрецедентно тесное сотрудничество с альянсом, в особенности, с США и Великобританией, обмен разведывательной информацией происходил по различным регионам (Африке, Афганистану, Персидскому заливу, Ираку, Сирии) в рамках целого ряда конфиденциальных договоренностей, включая соглашение Lustre и соглашение SPINS 2016 г.
Относительно дальнейшего формата сотрудничества Франции и альянса Five Eyes, несмотря на в целом сохраняющийся проамериканский внешнеполитический курс Эммануэля Макрона, стороны, вероятно, будут исходить из примерно одинакового видения — поддержания приемлемо близких контактов, но с константой сохранения операционной самостоятельности, хотя идентичность видения складывается под влиянием довольно различных факторов. Так, по словам министра вооруженных сил Франции Флоранс Парли (Florence Parly), с точки зрения углубления связей с альянсом для французских спецслужб приоритетом был обмен информацией, при этом дальнейшее расширение сотрудничества в данном направлении не обязательно означает необходимость вступления Франции в «этот эксклюзивный, исторический клуб, который будет включать в себя... и риски с точки зрения суверенитета». Видение же Вашингтона весьма четко
характеризует приводившаяся в публикации агентства France-Presse оценка неназванного «высокопоставленного представителя министерства обороны США», отметившего, что Америка хочет сохранить с Францией такое же углубленное партнерство, как и с партнерами по альянсу Five Eyes, но «уникальным и параллельным» образом, что следует понимать как стремление США получать максимум от сотрудничества, без изменения «комфортного» контура англосаксонского альянса Five Eyes.
С 2018 г. Франция и Германия
включены в круг партнеров созданного в рамках альянса в 2005 г. Объединенного центра космических операций (Combined Space Operations Center, CSpOC), координируемого Космическим командованием США (US Space Command).