В структуре альянса Five Eyes разведывательное сообщество Новой Зеландии представлено Управлением военной разведки и безопасности (Directorate of Defence Intelligence and Security, DIS), Службой (бюро) безопасности правительственной связи (Government Communications Security Bureau, GCSB) и Службой безопасности и разведки Новой Зеландии (New Zealand Security Intelligence Service, NZSIS), отвечающей за вопросы внешней разведки, контрразведки и борьбы с терроризмом.
На территории Новой Зеландии расположен ряд стратегических инфраструктурных объектов радиотехнической / радиоэлектронной разведки, используемых в интересах альянса, в частности:
- Станция спутникового перехвата Waihopai (кодовое название — Ironsand) в долине Вайхопай на Южном острове Новой Зеландии, находящаяся в ведении Службы безопасности правительственной связи (GCSB), обеспечивающая перехват данных интернет-трафика и телефонных переговоров в ареале южной части Тихого океана, также являющаяся частью системы перехвата спутниковых коммуникаций FORNSAT АНБ США. Инфраструктура станции включает пять антенн спутникового наблюдения, в т.ч. антенну Torus, обеспечивающую одновременный прием данных с 35 спутников связи.
- Станция телекоммуникационного перехвата CAPRICA в Хониара на территории Соломоновых островов (входит в структуру системы АНБ США Stateroom).
В последние годы, в контексте смены внутриполитических элит Новая Зеландия в вопросах глобального, геостратегического характера заметно дистанцируется от остальных участников альянса, и наиболее значимым «камнем преткновения» выступает особое видение Веллингтоном перспектив отношений с Китаем. С учетом масштабности и значимости внешнеэкономических связей с Китаем — крупнейшим внешнеторговым партнером, на которого приходится
до 30% внешней торговли, Новая Зеландия заняла обособленную позицию в данном вопросе.
На фоне инициированной США и альянсом Five Eyes с начала 2020 гг. кампании по оказанию внешнеполитического давления на Китай неожиданным и весьма резонансным стал ряд заявлений правительства Новой Зеландии в апреле 2021 г. — премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн (Jacinda Ardern) и министр иностранных дел Нанайя Махута выразили несогласие с проводимой альянсом политикой санкций и давления на Пекин и заявили о стремлении к поступательному развитию с КНР двусторонних отношений. При этом, премьером и министром подтверждалась значимость для Новой Зеландии членства в альянсе, абсолютная приверженность стратегии партнерства и активного участия в его работе в сферах разведки, пограничной безопасности, обороны и киберсотрудничества. Однако, как
отмечал МИД Новой Зеландии, Веллингтон не будет ориентироваться на приоритетность коллективной позиции «по целому ряду вопросов, которые … существуют за пределами компетенции альянса», поскольку
считает «некомфортным» для Новой Зеландии нынешнее расширение сферы деятельности альянса. Позиция Новой Зеландии сохраняет тот же вектор и при следующем премьере Крисе Хипкинсе (Chris Hipkins) — летом 2023 г. с Китаем был подписан ряд новых торговых и экономических соглашений.
Как отмечалось зарубежными наблюдателями, причиной демонстрируемой Новой Зеландией дистанцированности от консолидированной позиции союзников по Five Eyes является следствием того, что из всех государств — участников англосаксонскогоальянса, она, являясь «англоязычной страной с полинезийскими особенностями», наименее тесно связана с общей идентичностью. В качестве одной из ключевых причин этому
указывалось, что, в отличие от США, Канады и Австралии, при построении государственности которых были преимущественно уничтожены или покорены коренные народы, «Новая Зеландия была своего рода беспорядочным компромиссом», в результате которого она стала самой «компромиссной» колонией Британской империи, а в настоящее время — геополитически самым независимым и самым неустойчивым членом альянса Five Eyes.
Весьма показательно в данном контексте «нулевое» стремление нынешнего правительства Новой Зеландии к вхождению в контур регионального пакта AUKUS, заключенного между США, Великобританией и Австралией, к которому, наоборот, стремится присоединиться Канада, что с точки зрения партнерства в рамках альянса Five Eyes ставит вопрос о дальнейшем привилегированном статусе Новой Зеландии. По данному поводу отдельными американскими экспертами рекомендуется инициирование в рамках альянса рассмотрения вопроса о дальнейшем членстве Новой Зеландии. Например, как отмечал бывший аналитик ЦРУ по Китаю, а ныне главный редактор журнала War on the Rocks Питер Мэттис (Peter Mattis), «это должно быть сформулировано в таких терминах, чтобы правительство Новой Зеландии понимало, что последствия являются существенными...». В данной связи стоит помнить о уже имевшем место
прецеденте с ограничением альянсом обмена разведданными с Новой Зеландией — в 2003 г. на фоне отказа правительства Хелен Кларк (Helen Clark) поддержать агрессию США и Великобритании против Ирака.