Ретроспективные аспекты и перспективы развития двусторонних связей альянса Five Eyes с ведущими государствами-партнерами
В последние годы в качестве наиболее вероятного кандидата на присоединение к числу основных участников альянса Five Eyes стала рассматриваться Япония. Тесные связи разведслужб США и Японии, в особенности в сфере радиотехнической/радиоэлектронной разведки, ведут свое начало с 1950-х гг., когда Япония стала одним из ведущих поставщиков разведывательной информации по СССР — в частности, в периоды китайско-советского пограничного конфликта 1969 г. и ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Кроме того, японские разведслужбы принимали участие в слежении за советскими силами ПВО и ВВС в инциденте со сбитым 1 сентября 1983 г. южнокорейским авиалайнером. Примечательно, что на этапе становления контактов альянса и Японии в период 1950–1960-х гг., в числе факторов, препятствующих оперативной совместимости в обмене разведданными западными специалистами, ранее
отмечалось наличие языкового и культурного барьеров, отсутствие развитого аппарата японских служб внешней разведки, аналогичных американским или британским, что сдерживалось внутриполитическими ограничениями, а также наличие проблем, связанных с защищенностью технических систем японских спецслужб.
Поступательное развитие потенциала и компетенций японских служб военной и внешней разведки в период 1970-1980-х гг. укрепило ее значение в качестве ценного партнера США и альянса Five Eyes в регионе. При этом необходимо отметить, что Япония на этапе формирования «тихоокеанской» группы партнеров альянса — SIGINT Seniors Pacific (SSPAC) могла стать ее участником, однако,
согласно документу АНБ от марта 2007 г., Япония отказалась от вхождения в контур партнеров. Одной из причин отказа было опасение, что «непреднамеренное раскрытие ее участия было бы слишком высоким риском» с точки зрения сохранения дружественных отношений с государствами региона. Однако отсутствие формального статуса партнерства нисколько не ограничивало масштаб сотрудничества японских спецслужб с США и прочими членами альянса, в первую очередь, в сегменте радиотехнической / радиоэлектронной разведки.
Как и с прочими партнерами «третьего уровня», от АНБ США взаимодействие с японскими профильными спецслужбами
координируется через представительство при посольстве США в Японии — Special US Liaison Activity, Japan (SUSLAJ). Представительство SUSLAJ первоначально входило в структуру Управления связи 5-й воздушной армии ВВС США (5th Air Force Technical Liaison Office) и располагалось в казарменном комплексе «Hardy Barracks». В 2007 г. в структуре посольства США в Японии был официально
открыт новый офис специального представителя Министерства обороны США (DoD Special Representative Japan, Tokyo). Основные инфраструктурные объекты SUSLAJ дислоцированы на авиабазе в Йокоте (Yokota Air Base).
На территории Японии также расположен
ряд объектов глобальной сети радиоэлектронной разведки АНБ США, в частности, станция перехвата спутниковых коммуникаций под кодовым наименованием «LADYLOVE» в г. Мисава, входящая в контур системы FORNSAT АНБ США, объекты программы глобального слежения за трафиком в сети интернет X-Keyscore и глобальной системы радиотехнической разведки (высокочастотного пеленгования) CROSSHAIR.
В последние годы Токио демонстрирует настойчивое стремление к углублению взаимодействия с альянсом Five Eyes c перспективой последующего присоединения в качестве полноправного члена — об этом неоднократно заявлялось японскими официальными лицами, в частности,
руководством правящей Либерально-демократической партии Японии,
министром обороны Японии Таро Коно (Taro Kono) и
послом Японии в Австралии Синго Ямагами, причем
отмечалось, что с точки зрения интересов и возможностей для расширения альянса, именно Япония является лучшим кандидатом.
В данной связи необходимо отметить существенный
прогресс, демонстрируемый Японией по ключевым критериям, необходимым для интеграции ее в качестве полноценного члена альянса, — повышению уровня защиты системы сбора и оборота секретных сведений (вкупе с информационной / кибербезопасностью) соответствующей стандартам альянса, повышение качественного уровня радиоэлектронной разведки (включая мониторинг трафика внутренних абонентов) релевантного системе обмена информацией в рамках альянса.
В частности, Японией уделяется значительное внимание наращиванию потенциала и компетенций профильных национальных разведслужб, взаимодействующих с соответствующими службами США и прочих членов альянса Five Eyes. Приоритет с точки зрения масштабов обмена информацией принадлежит Штабу военной разведки Министерства обороны Японии (Defense Intelligence Headquarters / Jōhōhonbu,
ранее — Второе управление Объединенного совета штабов (Second Staff Office of the Joint Staff Council / Chobetsu) и Управлению радиотехнической разведки (Directorate for Signals Intelligence, DFS), в ведении которых находится сегмент радиотехнической / радиоэлектронной разведки — обслуживаемая инфраструктура
насчитывает 19 станций слежения, преимущественно ориентированных на мониторинг территорий Китая, Российской Федерации, акваторий Японского моря и Тихого океана. Данными мониторинга на постоянной основе Япония
обменивается с АНБ США и профильными ведомствами прочих членов альянса.
Прочие сегменты внешней разведывательной деятельности
курируют Разведывательный отдел Управления государственной обороны Японии (Defence Intelligence Office, DIO / Jouhou Honbu), а также Информационно-исследовательское бюро при кабинете министров (Cabinet Intelligence and Research Office, CIRO / Naikaku Jōhō Chōsashitsu, Naichō) и Управление разведки и анализа при Министерстве иностранных Японии, а также разведподразделения видов вооруженных сил.
Одним из приоритетных направлений развития национальных компетенций в сборе разведывательной информации в целях углубления интеграции с альянсом Five Eyes является наращивание потенциала в сегменте космической и радиотехнической / радиоэлектронной разведки. В частности, в конце второй декады 2000-х гг. было завершено формирование орбитальной группировки из семи разведывательных спутников IGS-Radar 7 (Information Gathering Satellite / Jōhō Shūshū Eisei,
обеспечивают получение снимков земной поверхности с разрешением до 30 см), в числе прочего позволяющих выполнять слежение за ракетными запусками в регионе. Также
ожидается ввод в эксплуатацию новой группировки из десяти разведывательных аппаратов, что позволит Японии вносить существенный вклад при кооперации с альянсом Five Eyes по сбору разведданных, с учетом значительного опыта ее спецслужб в аналитике разведывательной информации, касающейся России, Китая, Северной Кореи и в целом по региону. В конце января 2023 г. Японией также был
запущен разведывательный спутник специально для наблюдения за военной активностью Северной Кореи.
С 2018 г. Япония
участвует в проводимых альянсом военных учениях по взаимодействию в космическом пространстве и киберсфере «Schriever Wargame», что обеспечивает отработку сценариев масштабного обмена развединформацией и способствует повышению интероперабельности, также
отмечается расширение взаимодействия и обмена информацией с британскими и австралийскими спецслужбами.
В частности, в сегменте стандартизации обмена конфиденциальной и разведывательной информацией и обеспечения секретности Японией
подписан ряд новых соглашений с участниками альянса — в дополнение к соглашению 1952 г. по обеспечению секретности сведений о вооруженных силах США, размещенных на территории Японии (Special Criminal Act 1952) и соглашению 1954 г. по обеспечения секретности сведений о военной технике и оборудовании производства США поставляемой Японии (United States Mutual Security Act Secrets Protection Law 1954), также подписан ряд двусторонних соглашений о безопасности военной информации (General Security of Military Information Agreement) — в 2007 г. с США, в 2012 г. с Австралией и в 2013 г. с Великобританией. В октябре 2016 г. в ходе 8-го трехстороннего форума по сотрудничеству в области безопасности и обороны, США, Австралией и Японией было
подписано секретное трехстороннее соглашение об обмене информацией (US, Australia, Japan Trilateral Information Sharing Arrangement, TISA).
В целях большей адаптивности национальной правовой базы к стандартам государств — членов альянса в части обеспечения конфиденциальности секретной информации, Японией в 2001 г. принят закон о раскрытии информации государственными ведомствами (Information Disclosure Act for Administrative Organs), а в 2013 г.
подписан закон о государственной тайне (Act on the Protection of Specially Designated Secrets Designation / Specially Designated Secrets Act, SDS Act), регламентирующий оборот секретных материалов в сфере обороны и дипломатических отношений.
Несмотря на существенную реорганизацию Японией нормативно-законодательной базы в целях повышения ее адаптивности к стандартам альянса, зарубежные наблюдатели указывают на ряд сохраняющихся ограничений законодательного и институционального характера, присущих военной разведке и правоохранительным ведомствам Японии, являющихся существенным препятствием для обеспечения комплексного взаимодействия в сборе и анализе разведывательной информации, сопоставимой с практикой, имеющейся в рамках альянса, а также в информационном обмене с государствами-партнерами. В частности, японское законодательство
содержит жесткие конституционные ограничения в части допустимости сбора пользовательских и персональных данных — к примеру, Минобороны Японии не обладает правовыми полномочиями по сбору данных телекоммуникационной / радиоэлектронной разведки внутри страны, а также не осуществляет мониторинг киберсферы, а Национальное полицейское агентство уполномочено на ведение соответствующего слежения исключительно в рамках уголовных расследований.
В последние годы мнение в поддержку целесообразности принятия Японии в качестве полноправного члена альянса высказывалось рядом официальных лиц США и Великобритании, в частности, бывшим британским
премьер-министром Борисом Джонсоном и бывшим
заместителем госсекретаря США Ричардом Армитиджем. В 2022 г. подкомитетом по разведке и специальным операциям Палаты представителей США по разведке и специальным операциям также
рекомендовалось расширение альянса Five Eyes с включением в него Японии, ввиду преимущественного изменения «ландшафта угроз», основными источниками которых определяются Китай и Россия. Знаковой демонстрацией особого статуса Японии в ряду партнеров альянса стало совместное
заявление 11 октября 2020 г. участников альянса Five Eyes, а также Японии и Индии относительно необходимости внедрения бэкдоров в приложения мессенджеров для возможности доступа правоохранительных органов и спецслужб к контенту в интересах общественной безопасности в рамках борьбы с преступностью и терроризмом.
Несмотря на интенсификацию обсуждения в последние годы членами альянса вопроса интеграции Японии, пока отмечается фактическое отсутствие сколь-нибудь значимого прогресса, как, впрочем, и относительно других «привилегированных» партнеров. При этом необходимо отметить отсутствие консенсуса по данному вопросу и в японском военно-политическом истеблишменте — значительная часть японских политических сил и военных придерживаются позиции геополитической «стратегической автономии», в числе прочих проблемных факторов
указывается необходимость оценки рисков деградации двусторонних отношений с Китаем в случае фактического вступления в альянс и наличие разногласий по экономической тематике с Южной Кореей.
В данной связи японскими наблюдателями наибольший акцент ставится на факторе идентичности внешней политики Японии глобальной геополитической стратегии альянса, что подразумевает безусловную готовность Токио следовать в фарватере внешнеполитической линии альянса, поскольку Five Eyes прежде всего является альянсом государств, объединенных едиными геополитическими целями, а обмен разведданными является лишь средством достижения этих целей. Как
отмечалось в отдельных публикациях японских СМИ, «… если Япония не будет к этому готова, она упрется в стену даже в том, чтобы просто укреплять сотрудничество с альянсом». Учитывая неоднозначность баланса преимуществ и издержек, независимыми японскими и зарубежными наблюдателями
указывается, что для Токио представляется «более разумным развивать сотрудничество с альянсом в формате «Five Eyes + Япония», чем спешить стать его постоянным членом».