Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 26, Рейтинг: 1.92)
 (26 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Конаровский

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД

Очередную, семнадцатую встречу Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества 8–9 июня 2017 г. в Астане можно с полным основанием охарактеризовать как принципиально значимую веху не только для дальнейшего развития Организации, но и всей структуры международных отношений на евразийском пространстве. А они в последние годы все в возрастающей степени определяют динамику и общемирового процесса, в целом.

Оформление на саммите официального присоединения к ШОС таких весомых игроков на региональной и мировой арене, какими являются ядерные Индия и Пакистан, существенно раздвигает трансрегиональные рамки Шанхайской организации, превращая ее в крупнейшее международное объединение с охватом почти половины населения Земли и около трети общемирового ВВП. Новый исторический рубеж, который только что пересекла уже «Шанхайская восьмерка», стал логическим завершением полутора десятилетнего периода активной деятельности, в ходе которой ШОС, шаг за шагом наращивая свой политический капитал, превращалась в одну из влиятельных структур международного развития.

Очередную, семнадцатую встречу Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества 8–9 июня 2017 г. в Астане можно с полным основанием охарактеризовать как принципиально значимую веху не только для дальнейшего развития Организации, но и всей структуры международных отношений на евразийском пространстве. А они в последние годы все в возрастающей степени определяют динамику и общемирового процесса, в целом.

Оформление на саммите официального присоединения к ШОС таких весомых игроков на региональной и мировой арене, какими являются ядерные Индия и Пакистан, существенно раздвигает трансрегиональные рамки Шанхайской организации, превращая ее в крупнейшее международное объединение с охватом почти половины населения Земли и около трети общемирового ВВП. Новый исторический рубеж, который только что пересекла уже «Шанхайская восьмерка», стал логическим завершением полутора десятилетнего периода активной деятельности, в ходе которой ШОС, шаг за шагом наращивая свой политический капитал, превращалась в одну из влиятельных структур международного развития.

Создание ШОС 15 июня 2001 г. стало принципиально важным стратегическим выбором шести государств — России, Китая и четырех центральноазиатских республик — Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в условиях новых тенденций развития обстановки в регионе и в мире, а также перед лицом новых вызовов и угроз после распада биполярной системы. В своем первоначальном виде она стала наследницей «Шанхайской пятерки», образовавшейся на основе подписания в конце 1990-х годов двух прорывных соглашений между Российской Федерацией, тремя центральноазиатскими республиками бывшего СССР и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области, а также о взаимном сокращении вооруженных сил в районе общей границы. Провозгласив принцип открытости в качестве одной из фундаментальных основ новой организации, государства-члены во главу угла своей деятельности поставили поддержание регионального мира и стабильности, решительное противодействие новым вызовам и угрозам, экстремизму, терроризму и сепаратизму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной преступности и т. д.

Все это было направлено на обеспечение благоприятных условий для вступления участников Шанхайской организации в новый исторический период взаимодействия на основе добрососедства и дружественного, равноправного партнерства. Важнейшим элементом отношений в рамках «Шестерки», объединившей государства с различными историческими судьбами, культурными и духовными основами, стало особое внимание и к развитию межцивилизационного диалога. Это же стало и важнейшей составной частью философии «шанхайского духа» ШОС, который определяется как взаимные доверие и выгода, безусловное равенство, уважение многообразия культур и стремление к совместному развитию.

Прочная правовая основа развития Организации была заложена, прежде всего, в ее Хартии. Многие ее принципиальные положения получили развитие в таких базовых документах различных лет, как Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, документы, регламентирующие антинаркотическую деятельность Организации, Долгосрочная программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, получившая развитие в 2015 году в заявлении глав правительств государств ШОС, которое определило главный вектор регионального экономического взаимодействия, и целый ряд других. Все это дало возможность развернуть сотрудничество в области безопасности, сформулировать долгосрочные планы и ориентиры региональных экономических связей, определить их цели, приоритетные направления и первоочередные задачи.

 Вместе с тем, первое десятилетие ШОС было преимущественно сконцентрировано на решении вопросов ее институализации и организационно-правового становления, выработке и принятии ряда многосторонних документов, принципиально важных для ее долговременной стратегии. За этот же период было налажено предметное взаимодействие государств-членов в различных областях, которое обеспечивалось более двумя десятками механизмов — от министерского до экспертного уровня. Параллельно уделялось серьезное внимание налаживанию рабочих контактов и связей с международными организациями, прежде всего ООН и ее специализированными учреждениями, а также СНГ, ОДКБ, АСЕАН и рядом других.

Важнейшим элементом всей деятельности Шанхайской организации стал принцип консенсуса при принятии решений, а также ее открытость, предусматривающая, в том числе, различные формы сотрудничества с другими государствами, включая и их предусмотренное членство в новом объединении. Уже в первые после образования ШОС годы была проведена значительная работа по выработке критериев и конкретных положений сначала о статусе наблюдателей, а позднее и партнеров по диалогу. Индия и Пакистан стали одними из первых государств, которым в 2005 г. был предоставлен статус наблюдателей (в числе других были также Монголия и Иран, позднее к ним присоединились Афганистан и Белоруссия). В течении всех последних лет Дели и Исламабад проводили активную линию на развитие взаимодействия с Организацией по важнейшим направлениям ее деятельности и, прежде всего, в области безопасности.

Поступательное развитие ШОС на всех направлениях и утверждение ее в качестве авторитетного механизма всей системы международных отношений сделало возможным в 2014 г. приступить и к реализации расширенческой повестки дня за счет удовлетворения ранее представленных заявок Дели и Исламабада. (В настоящее время в портфеле Организации находятся еще две аналогичные заявки — от Ирана и Афганистана). На саммите в Душанбе была завершена выработка необходимых дополнительных нормативных документов, а сам процесс начался на встрече глав государств-членов в 2015 г. в Уфе. Чтобы полностью завершить процесс потребовалось время, поскольку страны-заявители должны были провести внутригосударственные процедуры по принципиально важному для их участия в ШОС вопросу — безоговорочному присоединению ко всей солидной договорно-правовой базе Организации, которые регламентируют всю ее политическую, административную и организационную деятельность.

Нельзя не отметить, что еще до принятия обоих государств в ШОС некоторые наблюдатели выражали определенные опасения, не привнесут ли они на ее площадку свои двусторонние трения и некоторые специфические подходы. Это вряд ли имеет под собой достаточно реальную основу, поскольку «Шанхайский клуб» не предусматривает рассмотрение такого рода вопросов, а концентрирует внимание на общих для всех ее членов задачах. Более того, вся многогранная деятельность Организации, интенсивные контакты по представляющим обоюдную заинтересованность проблемам и принятие по ним согласованных решений создает дополнительный позитивный фон, способствующий поддержанию и всемерному развитию атмосферы взаимного уважения и добрососедства. В долговременный позитив ШОС можно отнести и предусмотренную в ее Хартии возможность совместного осуществления хозяйственных и культурно-гуманитарных проектов только теми государствами-членами, которые проявляют к ним непосредственную заинтересованность и что уже было частично апробировано ранее.

Расширение ШОС за счет этих двух влиятельных государств Южно-Азиатского региона и активных игроков на ее южных, наиболее стратегически чувствительных рубежах, в том числе, и на наиболее турбулентном, афганском направлении, потребует от «Восьмерки» и определенной внутренней взаимной адаптации, прежде всего, администативно-технического и организационного характера. Сейчас главное — максимально сократить ее временные рамки, чтобы уже в самое ближайшее время не только сохранить, но и придать новый импульс общей поступательной динамике Шанхайской организации. Одной из актуальных задач на ближайшую перспективу должно стать практическое подтверждение готовности к активному участию в постепенном строительстве многогранной евразийской идентичности и региональной безопасности с равным учетом интересов всех участников процесса. Поэтому проблематика безопасности в самом широком смысле слова, начиная от противодействия терроризму и экстремизму, и кончая борьбой с незаконным оборотом наркотиков, будет и далее оставаться в сфере приоритетного внимания «Шанхайской восьмерки». Сталкивающиеся с этими же вызовами Индия и Пакистан могут и готовы вносить свой существенный вклад на данном направлении, включая участие в работе Региональной антитеррористической структуры ШОС. Принятие на саммите Конвенции по противодействию экстремизму и Заявления о совместном противодействии международному терроризму являются прямым доказательством неослабевающего внимания государств-членов к этой проблематике.

Новые геополитические и экономические реалии, активно пробивающие себе дорогу на пространстве ШОС (прежде всего, такие как Евразийский экономический союз, Большое евразийское партнерство, мегапроект «Один пояс — один путь», долговременные программы хозяйственного развития стран-членов ШОС и т.д.), требуют обеспечение их определенной сопряженности и увязки на базе учета интересов каждого из участников развивающихся трансрегиональных процессов. Расширение Шанхайской организации придаст и новый импульс дальнейшему интересу к ней со стороны других государств, да и мирового сообщества, в целом. Открываются и дополнительные благоприятные возможности для расширения географии ее международных связей, а также диалога с другими многосторонними структурами. Такое движение представляется все более целесообразным в интересах обеспечения региональной и международной стабильности, совместного противодействия новым вызовам и угрозам, решения насущных экономических проблем и, в целом, для постепенного создания принципиально новой матрицы всей структуры международных отношений.

(Голосов: 26, Рейтинг: 1.92)
 (26 голосов)

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся