Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Михаил Конаровский

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, в.н.с. Института международных исследований МГИМО МИД России, член РСМД

Активизация террористической деятельности т.н. "Исламского государства" на фоне сирийской войны, обострения отношений между Россией и Западом поставила перед ШОС задачу адекватного реагирования на новый масштаб вызовов и угроз. Естественным проявлением стала интенсификация усилий, нацеленных на усовершенствование "политического профиля" Организации как влиятельной евразийской структуры, строящейся на принципах взаимного доверия и учета интересов каждого из ее участников.

Прошлогодний саммит в Уфе, завершивший год председательства России в ШОС, безусловно, оказал особое влияние на дальнейшее развитие "Шанхайской шестерки". Принятые на нем документы, в том числе Стратегия развития на ближайшее десятилетие, рельефно очертили общность подходов государств-членов к коренным вопросам современного миропорядка. В том числе к проблематике разоружения, урегулирования международных и региональных проблем, мирного использования космоса, информационной безопасности, формирования более справедливой международной финансовой структуры.

В числе приоритетов Организации на ближайшую перспективу – необходимость дальнейшего укрепления взаимодействия в сфере политики и наращивания согласованных усилий по обеспечению региональной безопасности, противодействию традиционным и новым вызовам и угрозам. С учетом современных реалий, сложившихся в регионе, и общей для всех стран-участниц опасности распространения радикальной идеологии и террористической практики боевиков т.н. ИГ, весьма значимым фактором стала договоренность об усилении сотрудничества по широкому спектру противодействия деятельности международных террористических организаций, в том числе недопущению вовлечения в них граждан своих государств.

Расширение в ближайшем будущем деятельности ИГ, прогнозируемое большинством экспертного сообщества, будет неизбежно подталкивать государства ШОС к наращиванию и укреплению антитеррористической составляющей. Безусловным достижением российского председательства, свидетельствующим о реальном возмужании ШОС, стал в том числе и запущенный на Уфимском саммите процесс расширения организации - за счет Индии и Пакистана, а также предоставление статуса наблюдателя при ШОС Белоруссии и статуса партнера по диалогу Азербайджану, Армении, Камбоджи и Непалу. Все это стало закономерным итогом многолетней совместной работы, завершенной на предыдущих саммитах в Пекине и Душанбе. А хорошей новостью для Ирана, имеющего статус наблюдателя, стало избавление (с 16 января с.г.) от большинства наложенных на него мировым сообществом санкций - взамен на готовность властей страны реализовать программу по значительному снижению ядерного потенциала.

Темп, заданный уфимским саммитом, потребует серьезных шагов ШОС. Многое будет зависеть от динамичности и активности Ташкента, к которому перешла эстафета главы Организации в 2015 – 2016 годах. Оба эти качества Узбекистан успешно демонстрирует, проявляя инициативу и энергию. Республика возглавляет ШОС уже в третий раз и накопила хороший опыт. Приоритеты нынешнего председательства, сформулированные президентом Исламом Каримовым на Уфимском саммите, предполагают сохранение преемственности и дальнейшую динамизацию деятельности "Шестерки" на всех традиционных направлениях сотрудничества. Предстоит активно продвигать процесс принятия в "Шанхайский клуб" Индии и Пакистана, затягивание которого может привести как к имиджевым, так и к политическим издержкам для ШОС. В области безопасности потребуется серьезная работа по реализации Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016 – 2018 годы.

Весьма актуальным является запуск процесса проработки проекта Антинаркотической стратегии на 2017 – 2022 годы. На саммите в Уфе было принято специальное Заявление по наркоугрозе, которое акцентировало внимание на необходимости объединения усилий в комплексном противодействии этому вызову, причем, не только в рамках Организации, но и на международной арене. Требует оперативности и подготовка общей позиции государств-членов на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по общемировой проблеме наркотиков, которая пройдет в этом году.

Согласованная точка зрения ШОС должна быть составлена, в том числе, и на основе анализа и обобщения ее собственного опыта в этой чувствительной сфере. Учитывая сохранение стратегических неопределенностей и появление новых настораживающих моментов в развитии афганской ситуации, Организации необходимо срочно приступить к реализации Соглашения о пограничном сотрудничестве. Ждет окончательного решения и проблематика финансового обеспечения проектной деятельности. Существенный разрыв между политическими и экономическими треками ШОС требует напряжения усилий для его преодоления, а также для продолжения работы над Перечнем мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности ШОС на 2017-2021 годы.

Турбулентность на региональном и глобальном уровнях будет оказывать серьезное влияние на эволюцию ШОС в обозримом будущем. Это предопределяет нарастающую необходимость не только совершенствовать механизмы принятия решений государств-членов, но и широкое сотрудничество с другими международными организациями.

Возглавив ШОС в год ее 15-летия, Ташкент подтвердил намерение продолжать работу над расширением международных контактов Организации. Помимо структур ООН, СНГ, ОДКБ и других, дополнительного внимания требует АСЕАН с ее широкими диалоговыми механизмами. Базой для активного политического сотрудничества двух объединений является совпадение оценок по многим глобальным и региональным проблемам, а также Меморандум от 2005 года о взаимопонимании между секретариатами ШОС и АСЕАН.

Предметом особой озабоченности в сфере безопасности на длительную перспективу будет оставаться ситуация в Афганистане. Эту озабоченность обосновывает ряд факторов: реконфигурация иностранного военного присутствия в этой стране, сохранение хрупкости основ правительственной коалиции, активизация вооруженной оппозиции, а также возрастающая инфильтрация в ИРА боевиков т.н. "Исламского государства", среди которых есть и выходцы из центральноазиатских республик, а также России и Китая.

Ситуация требует совершенствования регионального взаимодействия государств ШОС, как на уровне уже существующих консультативных институтов, так и в двустороннем формате, в плане готовности к проведению совместных антитеррористических мероприятий, привлекая к ним и страны-наблюдатели при ШОС.

 

В рамках базовой "шестерки" государств целесообразно было интенсифицировать ежегодные встречи по линии силовых ведомств, акцентируя внимание на совершенствовании качества антитеррористической составляющей сотрудничества - без претензий на элементы военно-политического альянса.

Источник: ИнфоШОС

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся