Мир без ядерного оружия: фантазия или реальность?

Первый шаг к ядерному разоружению: начало переговоров по запрещению ядерного оружия

20 апреля 2017
Распечатать
27–31 марта в Нью-Йорке прошла первая сессия переговоров по запрещению ядерного оружия. Решение о проведении переговоров было принято большинством голосов на Генеральной Ассамблее ООН 23 декабря 2016 г.[i] Несмотря на отсутствие ядерных государств и большинства государств-членов НАТО на переговорах[ii], страны-инициаторы их проведения и неправительственные организации всего мира считают начавшиеся переговоры первым шагом к ядерному разоружению. С чем же связаны такие высокие ожидания? Действительно ли первый раунд переговоров продемонстрировал решительность международного сообщества в намерении создать международную норму, стигматизирующую ядерное оружие? Для ответа на эти вопросы обратимся к основным итогам прошедших переговоров. В конференции приняли участие более 130 государств, а также широкий спектр международных и неправительственных организаций[iii]. Основными обсуждаемыми вопросами были положения преамбулы будущего договора, его цели и принципы, ключевые положения и вопросы имплементации. Наиболее активно в ходе переговоров себя проявили Мексика и Австрия, традиционно являющиеся лидерами мирового движения за ликвидацию ЯО, а также ЮАР, Бразилия, Ирландия, Новая Зеландия, Швеция и Швейцария; при этом степень участия европейских государств была очень низкой (на переговорах, помимо перечисленных выше стран, присутствовали Кипр, Лихтенштейн, Мальта и Нидерланды). Лагерь союзников Соединенных Штатов Америки был представлен только Нидерландами и Японией, которая, однако, в течение первого дня заявила, что не будет принимать участие в переговорах. Представитель Японии выразил сомнение в эффективности проведения переговоров без участия ЯОГ и неуверенность в том, что будущий договор способен сыграть значительную роль в достижении прогресса в области разоружения, поскольку его подписание «не приведет к сокращению ядерных арсеналов ни на одну боеголовку».[iv] Позиция Нидерландов также не соответствовала характеру переговоров, поскольку в ходе своего выступления представитель государства заявил о том, что положения будущего договора не должны противоречить обязательствам, которые взяли на себя государства-члены НАТО в рамках альянса.[v] По словам Гаухар Мухаджановой[vi], итоги первой сессии переговоров оказались «более положительными, чем ожидалось»; в ее ходе были намечены основные контуры будущего договора по запрещению ядерного оружия. Государства стремились прийти к взаимоприемлемым решениям, поскольку существует общая заинтересованность в согласовании текста договора в рамках второго раунда переговоров, который пройдет 15 июня – 7 июля 2017 г. Это связано с несколькими факторами: во-первых, в случае, если государства не смогут выработать итоговый текст договора на летней сессии, им придется обращаться в Генеральную Ассамблею ООН для получения мандата на проведение следующих переговоров. Во-вторых, в условиях быстро меняющейся политической и стратегической обстановки в мире невозможно предсказать исход новых переговоров, следовательно, государства-инициаторы стремятся к достижению компромисса в как можно более короткий срок. Кроме того, затягивание переговоров может привести к длительным обсуждениям вопросов, по которым мнения государств не совпадают, что может поставить под угрозу весь переговорный процесс. Основными итогами прошедших переговоров можно назвать: 1) Достижение всеобщего согласия о необходимости создания нормативного документа, который не будет содержать детального плана ликвидации ядерного оружия. Целью будущего договора должна стать стигматизация ЯО (а не конкретных государств или групп государств), закрепление положения о том, что ядерное оружие носит незаконный и нелегитимный характер. Запрещение ЯО является первым шагом на пути к всеобщему ядерному разоружению и повышению уровня международной безопасности.2) Будущий договор призван укрепить режим, созданный ДНЯО. Кроме того, договор не должен ослаблять существующие договоры и механизмы (ДНЯО, ДВЗЯИ, МАГАТЭ, договоры о ЗСЯО) – напротив, он должен стать одной из «опор» международного режима нераспространения ЯО. 3) В ходе обсуждения положений преамбулы договора, участники переговоров сошлись во мнении о том, что в ней должны содержаться отсылки к Договору о нераспространении ЯО, указывающие на то, что договор о запрещении ЯО является составной частью режима, созданного ДНЯО. Кроме того, в преамбуле должна признаваться высокая роль гражданского общества в процессе запрещения ядерного оружия. Также прозвучали предложения о включении отсылок к другим международным договорам, Учредительному договору ООН, первой резолюции ГА по ядерному разоружению (1945 г.), Заключению Международного суда ООН 1996 г., в котором признавалось, что применение или угроза применения ЯО несовместимы с международным правом. Некоторые государства высказали мнение о том, что в преамбуле также необходимо отметить отсутствие прогресса в области ядерного разоружения, закрепить право государств на мирное использование атомной энергии. 4) Активная дискуссия развернулась вокруг ключевых положений договора. Запрещение обладания ядерным оружием, его производства, применения, накопления, приобретения, а также оказания помощи другим государствам в осуществлении вышеперечисленных действий получило всеобщее одобрение государств-участников переговоров. Консенсус также был достигнут в отношении «позитивных обязательств»: признания прав жертв применения и/ или испытаний ядерного оружия, оказания им помощи, восстановления окружающей среды после применения и/или испытаний ЯО. По следующим вопросам государствам не удалось прийти к общему мнению в течение первой сессии переговоров: запрет угрозы применения, испытаний, транзита ядерного оружия; запрет финансирования деятельности, связанной с производством и модернизацией ядерных арсеналов. Не смогли государства договориться также о необходимости (или ее отсутствии) создания инструментов верификации и включения в договор конкретных временных рамок и, или обязательства полной ликвидации ЯО. Кроме того, были предложены различные схемы для возможного присоединения к договору государств, обладающих ядерным оружием (если они выразят такое желание в будущем). 5) Консенсус был достигнут относительно необходимости проведения регулярных встреч государств-участников договора с возможным участием представителей гражданского общества и экспертов, а также обзорных конференций (по аналогии с ДНЯО). Всеобщее одобрение также получила идея отсутствия условий ратификации договора конкретными государствами для вступления его в силу (ярким негативным примером в этом случае служит ДВЗЯИ), однако вопрос о минимальном количестве ратификаций вызвал разногласия: от 25 до 80. Государства также единогласно решили, что будущий договор должен являться бессрочным и не допускать оговорок. Темой для дискуссии стали вопросы о возможности внесения поправок в договор и о процедуре выхода из него. 30 марта была организована открытая дискуссия с участием представителей академического сообщества и неправительственных организаций, которые поделились своим видением относительно ключевых положений договора и механизмов верификации. Дискуссия позволила государствам по-новому взглянуть на ряд обсуждаемых вопросов, а также выслушать ценные комментарии экспертов. В целом, начало переговоров по договору о запрещении ядерного оружия отражает растущую озабоченность международного сообщества вопросами гуманитарных последствий применения ЯО и его влияния на окружающую среду, растущим риском межгосударственных конфликтов и/ или террористических атак с использованием ядерного оружия, повышением роли ЯО во внешней политике ряда государств и отсутствием прогресса в области глобального ядерного разоружения. По итогам первой недели переговоров, которые прошли в деловой обстановке и оказались даже более эффективными, чем многие полагали до их начала, можно сделать вывод, что существует высокая вероятность согласования итогового текста договора о запрещении ЯО в ходе летней сессии. Безусловно, для формирования новой международной нормы потребуется политическая воля государств к сотрудничеству и выполнению взятых на себя обязательств, а также значительное количество времени, однако для этого необходимо сделать первый шаг, которым призван стать будущий договор о запрещении ядерного оружия.

[i] 113 государств поддержали Резолюцию, 35 государств проголосовали «против», 13 – воздержались
[ii] Нидерланды были единственным государством НАТО, которое приняло участие в переговорах. На них также присутствовала Япония, которая является традиционным союзником США
[iii] Международная кампания за запрещение ядерного оружия, Женская международная лига за мир и свободу, PAX, Article 36, Комитет юристов по ядерной политике, Международный комитет Красного креста и Красного полумесяца, Врачи мира за предотвращение ядерной войны и т.д.
[iv] United Nations conference to negotiate a legally binding instrument to prohibit nuclear weapons, leading towards their total elimination. Item 8 (a). General exchange of views: high-level segment. Statement by H.E. Mr. Nobushige Takamazawa. New York, 27 March 2017. URL: http://www.reachingcriticalwill.org/images/documents/Disarmament-fora/nuclear-weapon-ban/statements/27March_Japan.pdf (дата обращения: 4. 04. 2017)
[v] Nuclear Ban Daily // Reaching Critical Will, ed. By Ray Acheson. Vol. 1, No. 3. 29 March 2017. P. 2.
[vi] Гаухар Мухаджанова – Директор программ по международному сотрудничеству в Венском центре изучения проблем разоружения и нераспространения (участвовала в переговорах в качестве эксперта)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся