Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Роман Майка

Программный ассистент РСМД

Колонка автора: США в фокусе

Твиттер Дональда Трампа насчитывает уже свыше 50 млн фолловеров. По количеству подписчиков это далеко не самый популярный аккаунт — первые строчки в рейтинге в основном занимают деятели шоу-бизнеса. При этом аккаунт бывшего президента США Барака Обамы занимает третье место — 102 млн. Но в случае с аккаунтом Трампа дело даже не в размере аудитории, а в самом подходе, который президент использует в соцсетях.

Твиттер Дональда Трампа насчитывает уже свыше 50 млн фолловеров. По количеству подписчиков это далеко не самый популярный аккаунт — первые строчки в рейтинге в основном занимают деятели шоу-бизнеса. При этом аккаунт бывшего президента США Барака Обамы занимает третье место — 102 млн. Но в случае с аккаунтом Трампа дело даже не в размере аудитории, а в самом подходе, который президент использует в соцсетях.

Аккаунт Дональд Трампа был создан на волне роста популярности соцсетей в 2009 г. и в основном использовался для продвижения его ток-шоу «Ученик» («The Apprentice»), а позднее и его книги «Думай как чемпион». Все начало меняться в 2011 г., когда появились первые слухи о намерении Трампа поучаствовать в президентской гонке 2012 года.

Statista

В это время Трамп начал высказываться в отношении Обамы и некоторых лидеров конгресса. В 2012 г. в аккаунте Трампа впервые появляется знаменитое «Make America Great Again» («Сделаем Америку снова великой»), а уже в начале 2016 г. — на пике президентской кампании — твиттер-аккаунт будущего президента генерировал порядка 10 тыс. лайков и 5 тыс. репостов еженедельно, что достаточно высокий показатель по меркам твиттера.

Однако аккаунт президента США стал медиа-явлением не благодаря цифрам. Иначе почему Барак Обама или Хиллари Клинтон не смогли сделать того, что смог Дональд Трамп?

Жутко громко и запредельно неуместно

За все годы президентства Барак Обама практически не использовал твиттер как личную платформу, несмотря на обширную аудиторию и возможности. Лишь изредка на его странице появлялись поздравления членов семьи или соболезнования погибшим в авариях или террористических актах.

Хиллари Клинтон, вовремя заметив, как ловко Дональд Трамп играл на настроениях публики, попыталась встроиться в тренд. Однако ее попытки занять новые площадки и изменить стиль общения с интернет-аудиторией вызывали лишь насмешки. В то время как Клинтон высмеивали за ее потворство, Трамп завоевал всенародную любовь молодой интернет-аудитории, публикуя у себя на странице мемы (в том числе с самим собой и пресловутым лягушонком Пепе).

Трамп сам по себе генерирует мемы, как произошло с фразой «Fire and Fury» (Трамп заявил, что Северная Корея будет встречена огнем и яростью) или со знаменитым «cofveve»(в аккаунте президента появилась запись «Despite the constant negative press covfefe, которая вызвала ряд споров и предположений), о чем он сам любит пошутить.

В какой-то мере именно социальные сети позволили Трампу стать президентом, о чем он сам неоднократно заявлял. Сегодня можно смело говорить о том, что Дональд Трамп полностью изменил сам подход к социальным сетям — прежде ни один западный политик, тем более уровня президента, во-первых, не был настолько активным в соцсетях; во-вторых, не подключал в них персональное видение.

Интересной чертой твиттер-аккаунта Трампа, является то, что практически каждый персонаж из жизни Трампа получает свое прозвище.

Причем это распространяется не только на «лживые «фейк ньюс», но и на оппонентов президента и лидеров других стран. Его излюбленные издевки, конечно же, адресованы Хиллари Клинтон, которую 45-й президент нередко называет «crooked Hillary» («Продажная Хиллари») или «Nasty Woman» («Мерзкая женщина»).

Последнее, к слову, породило немалое количество мемов, шуток, книг и даже целое феминистское движение. Бывшему директору ФБР, уволенному Трампом после скандала, досталась кличка «Lying James Comey» («Лживый Джеймс Коми»). Еще больше внимания президент уделяет представителям медиа, в особенности телеканалу MSNBC.

В июне 2017 г. Трамп в твиттере отозвался о ведущих утреннего шоу Morning Joe Мике Бжезински и Джо Скарборо как о «полоумной Мике» и «психе Джо». Башара Асада и Ким Чен Ына в свою очередь президент США называет «Animal Assad» («Животное Ассад») и «Little Rocketman» («Маленький человек-ракета») соответственно.

Качественно новый уровень публичности

В каком-то смысле подобное использование социальных сетей Трампом вывело публичность в международных отношениях на новый уровень. Отношения президента США с некоторыми зарубежными лидерами строятся уже не на официальной политике Белого дома, а больше на его личной симпатии или антипатии. Пример тому — события 2017 года, когда Трамп сделал репост с ультраправого националистического аккаунта Britain First, содержащего сцены насилия с участием мусульманских мигрантов.

Тереза Мэй в твиттере осудила его действия, на что Трамп отреагировал весьма резко, набросившись на британского премьер-министра со словами: «Тереза @theresamay, лучше сфокусируйтесь на разрушительном исламском терроризме, который происходит в Соединенном Королевстве. У нас все отлично!».

В результате это вызвало целый шквал негодования со стороны британского истеблишмента, начиная от лидера лейбористов Джереми Корбина и мэра Лондона Садика Хана, заканчивая даже сторонниками Дональда Трампа Найджелом Фаражем и Пирсом Морганом, которые высказывались о неуместном поведении президента США.

Наверняка дипломатические ссоры и скандалы происходили и между другими лидерами на протяжении всей истории, но это, как правило, не придавалось огласке, а лишь позднее обнаруживалось после публикации архивов. Сегодня, в «эпоху» твиттера Трампа, личные отношения между лидерами — это уже не продолжение официальной политики государства, ведь Британия и США до сих пор остаются союзниками; а, скорее, общественное достояние всего мира, за которым можно наблюдать в режиме реального времени.

Именно в такое шоу, где мировые лидеры ссорятся и мирятся у всех на глазах, Трамп превратил политику лишь при помощи своего твиттер-аккаунта.

Подобный скандал — это не единичный случай, это не что-то выходящее за рамки повседневности твиттера Трампа. Если для первых лиц Британии это обида, которую еще долго будут обсуждать, то для Дональда Трампа это лишь очередной твит, за которым последует череда других, возможно, еще более резонансных и скандальных.

Дипломатия и дипломатический этикет — это, скорее, история про жесткие формальности и высокий штиль, выверенный столетиями. Это формат, призванный помочь сторонам обсудить сложные и болезненные для государств вопросы. Известны случаи, когда нарушение дипломатического протокола, выливалось в полноценный военный конфликт. Сегодня же грани дипломатии и общественной политики становятся едва различимыми. Понять, где заканчиваются твиты Трампа и начинается политика США, порой невозможно, а его личная позиция часто идет вразрез официальной.

Но аккаунт Трампа — это не только способ атаковать медиа и ссориться с лидерами других стран. Это, по сути, многофункциональный инструмент, с помощью которого он проводит свою политику. В марте 2018 г. президент написал твит, в котором одновременно назначил Майка Помпео на должность государственного секретаря, тем самым уволив Рекса Тиллерсона. СМИ утверждают, что сам Тиллерсон узнал о своей отставке лишь из твиттера Трампа.

Помимо прочего, Трамп использует свой аккаунт как инструмент для моделирования новостной повестки.

Ему не нужно подстраиваться под медиа — его аккаунт сам по себе медиа. Своими броскими твитами, Трамп сам формирует новостную повестку, а СМИ лишь остается следовать за ней, критикуя, поддерживая или высмеивая президента.

Сам себе медиа

Сегодня очевидно, что подобное использование твиттера как средства коммуникации президента служит механизмом трансляции мыслей и идей для максимально широкой аудитории. И здесь удивительно, что для того, чтобы знать, что происходит в аккаунте Трампа, не обязательно даже иметь твиттер-аккаунт. Медиа и новостные агентства ретранслируют публикации президента. Результаты исследований доказывают, что среди подписчиков Трампа доминируют республиканцы, но при этом демократы гораздо чаще, чем их оппоненты, сообщают о том, что читали или слышали о твитах президента.

Все это напоминает пресс-конференцию в эпоху без Интернета, где небольшое количество людей внимают спикеру, а затем распространяют сказанное через СМИ. Но если 100 лет назад спикер вещал с трибуны, чтобы его было лучше слышно и видно, то сегодня таким постаментом может быть любая популярная соцсеть. А подобный симбиоз стиля и характера Трампа с возможностями и форматом твиттера лишь усиливает эффект.

Впервые опубликовано в Газете.ru.

* В 2017 году Твиттер увеличил длину сообщения до 280 символов.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся