Санкции и санкционные режимы Евросоюза в контексте права ЕС
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Говоря о столь актуальной на сегодняшний день теме, как санкции, прежде всего, представляется логичным дать определение международно-правовых санкций. Итак, санкции – это односторонние или коллективные принудительные меры, применяемые международными организациями или государствами (государствами, как правило, в порядке самопомощи) к государству, нарушившему нормы международного права. При этом важно также понимать, что в международном праве (МП) под санкциями понимаются санкции, вводимые Советом Безопасности ООН.[1] Санкции такого рода считаются полностью легитимными и вводимыми в строгом соответствии с современным МП. Поскольку все без исключения решения СБ ООН носят характер jus congens (юридически обязывающий характер), т.е. обязательны для исполнения , то то же самое относится и к санкциям Совета Безопасности. Согласно Уставу ООН, различают среди прочих санкций т.н. «принудительные меры» (военное принуждение), экономические санкции, в том числе кредитные. Тем не менее, сегодня зачастую санкции вводятся и отдельными государствами в отношении других государств, имеют место персональные санкции. Государства называют это также «санкциями» по терминологии ООН, хотя по сути их следует называть ограничительными мерами.
Евросоюз также прибегает к практике введения международных санкций. В праве ЕС эти санкции называются «ограничительными мерами».[2] Существуют два варианта осуществления санкционной политики Брюсселя. Евросоюз вводит ограничительные меры либо исходя из резолюций СБ ООН, либо по своей собственной инициативе, если по его мнению, какое-либо государство нарушает международное право, права и свободы человека или другие ценности, лежащие в основе политики Европейского Союза. В первом случае понятна юридическая обоснованность – исполнение резолюций Совета безопасности носит юридически обязывающих характер и в полной мере соответствует духу международного права. Во втором случае, согласно европейским документам, правовой основой для введения ограничительных мер является решение Совета ЕС об определении позиции Союза, которое принимается в рамках ОВПБ. Далее следует, что в случае, если такое решение предусматривает приостановление или прекращение экономических отношений с третьим государством (нарушителем), то Совет на этой основе принимает иной юридически обязывающий документ, которые подробно фиксирует соответствующие права, обязанности и запреты для государств-членов, граждан ЕС и других субъектов.
Источник: fingazeta.ru
Данный документ, носящий детализирующий характер, как правило, принимается в форме регламента ЕС. Это означает, что регламент имеет прямое действие на всей территории ЕС, для всех лиц, проживающих или находящихся на территории Евросоюза. В аналогичном порядке ограничительные меры вводятся против физических или юридических лиц, групп или негосударственных образований.
Если решение о введении ограничительных мер принято Советом ЕС, оно подлежит опубликованию в Официальном журнале Европейского союза (Official Journal of the European Union). Совет ЕС также обязан уведомить Европейский парламент о принятом решении. Также органы ЕС направляют официальное уведомление физическому или юридическому лицу о принятых в отношении него ограничительных мер.
Таким образом, ЕС юридически обосновывает легитимность и полноправность своей санкционной политики, права введения санкций в отношении третьих стран, как во исполнении резолюций СБ, так и по собственной инициативе. Конечно, встает вопрос и все же могут существовать некие сомнения относительно законности введения санкций по собственной инициативе. Формально правовая основа у ЕС для этого есть, подкрепленная соответствующими документами. С другой стороны, каждая страна имеет право вести суверенную внешнюю политику, отвечающую ее интересам, в том числе прибегая к определенным рестрикциям. Тем более ЕС называет это не санкциями, а ограничительными мерами, тем самым как бы немного дистанцируясь и проводя различие между санкциями ООН и своими.
Объектами европейских санкций могут быть как государства, так и отдельные их граждане, физические лица и объединения. Так, в разделе «ограничительные меры» ДФЕС говорится об «ограничительных мерах против физических и юридических лиц, групп или негосударственных образований». На практике европейские санкции против третьих государств обычно заключаются в замораживании, приостановлении или разрыве экономических отношений с государством-нарушителем, либо в введении эмбарго на поставки с территории ЕС военной техники, а также определенных видов товаров и услуг (нефть, газ, детали и комплектующие).[3] Санкции против физических, юридических лиц, групп и негосударственных образований могут состоять в замораживании их счетов и других активов на территории ЕС (например, в отношении субъектов террористической деятельности). В отношении должностных лиц (включая глав государств) может вводиться и такая мера, как запрет въезда на территорию ЕС.
Такую картину мы можем наблюдать в ситуации с антироссийскими санкциями ЕС. Значительно заморожены экономические отношения, падает товарооборот России и Германии, России и Франции, России с другими ключевыми европейскими странами, рушатся различные инновационные и иные проекты, введено эмбарго на экспорт и импорт определенной группы товаров. На политическом уровне ведется антироссийская кампания с целью выставить Россию изгоем и агрессором, притесняются СМИ (это не является официальными санкциями, но работает в этом же направлении).[4] Определенным российским должностным лицам запрещен въезд на территорию ЕС. Схожая картина с Белоруссией, однако недавно санкции ЕС в отношении этой страны были смягчены. Санкции против Минска были введены в 2006 году по той же схеме: сначала экономические санкции, а затем визовые ограничения и ограничения на въезд для белорусских государственных лиц и самого президента Лукашенко. Поводом стали нечестные по мнению Запада президентские выборы, нарушения прав человека и т.д. В течение десятилетнего периода санкции несколько видоизменялись, то слабели, но вновь вводились. В октябре 2015 года, после освобождения Минском ряда заключенных и проведения президентских выборов в стране, ЕС решил значительно ослабить санкционный режим, продлив санкции на четыре месяца и одновременно приостановив их действие против всех фигурантов списка, кроме четырех человек, которых он считает лично ответственными за исчезновение людей. Санкции временно прекратили действовать и в отношении президента Белоруссии. Однако эмбарго на поставки вооружений Евросоюз оставил в силе.
Другой пример – Иран (пример не про санкции, связанные с ядерной программой страны). Правовой основой для введения в апреле 2011 г. санкций ЕС против Ирана послужило Решение Совета ЕС об ограничительных мерах против некоторых лиц и образований ввиду ситуации в Иране, детализированное Регламентом ЕС. В нем говорилось об ограничительных мерах против некоторых лиц и образований. Поводом вновь стало нарушение прав и свобод человека в Иране, нарушение свободы политической оппозиции. Под действие этих ограничительных мер, введенных сроком на один год с возможностью продления (запрет въезда и замораживание активов в ЕС), подпадают сотрудники полиции и других правоохранительных органов Республики Иран, которые, по мнению Совета ЕС, несут ответственность за «тяжкие нарушения прав человека» в ходе проведения насильственных действий против представителей оппозиции в этой стране.
Отдельно следует заметить, что согласно официальным европейским документам, физические и юридические лица, ставшие объектом санкций ЕС, вправе обжаловать соответствующие решения Совета ЕС в Суде ЕС.[5] В случае, если объектом санкций выступает непосредственно государство (третья страна), то их оспаривание в Суде ЕС не допускается.
В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день действуют 38 режимов европейских ограничительных мер, в рамках которых под европейскими ограничениями находятся тысячи юридических и финансовых лиц. Несмотря на это, ЕС все же старается прибегать к ограничительным мерам в крайних случаях, а в приоритет ставит меры дипломатического воздействия. Хотя на практике, конечно, ситуации крайне рознятся, и в определенных случаях мы можем наблюдать не реальное стремление ЕС решить проблему дипломатическим путем, а лишь следование в фарватере США по жесткой санкционной политике, что зачастую противоречит интересам самого Евросоюза.
[1] . Устав ООН. Раздел VII. [эл. ресурс] URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
[2] . Договор о функционировании Европейского Союза (ДФЕС). Раздел IV. Часть V. [эл. ресурс] URL: http://eulaw.ru/treaties/tfeu
[3] . Санкции. Инфографика и ридер РСМД. [эл. ресурс] URL: http://russiancouncil.ru/sanctions
[4] . А.В.Пронин.О правовой природе санкций ЕС в отношении РФ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №2 (24). с. 33—36.
[5] . European Union Global Sanctions Guide [эл. ресурс] URL: https://sanctionsguide.eversheds-sutherland.com/countries/the-european-union/