Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Юлия Косякова: есть ли выход с «островов невезения»?

20 июня 2017
Распечатать

Климатические изменения представляют одну из главных глобальных проблем нашего времени. Масштаб и частота экологических бедствий только усиливаются, разрушая окружающую среду многих участков Земли. В таких условиях люди в поисках спасения зачастую вынуждены пересекать государственные границы. В международной практике принято условно выделять такие группы людей в отдельную категорию беженцев – т.н. «климатических беженцев». Однако унифицированного международного определения лиц, перемещенных под влиянием последствий изменения климата, до настоящего момента так и не было принято. Более того, люди, находящиеся в такой ситуации, не могут быть классифицированы как беженцы в соответствии с Конвенцией 1951 года о статусе беженцев. Соответственно, они не могут и обратиться с просьбой о переселении в другую страну, поскольку ни один международный документ не регулирует отношения такого рода.

Несмотря на то, что в рамках Конференций сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата в Канкуне в 2010 году, и в Париже в 2015, а также на Первом Всемирном гуманитарном саммите в Турции 2016 г. страны признали перемещения вследствие изменения климата в качестве растущей глобальной угрозы, и согласились предпринять необходимые меры, на данный момент ситуация только усугубляется под влиянием оперативных и институциональных недостатков, прежде всего отсутствия согласованных международных ответных действий и механизма эффективного межгосударственного и субрегионального сотрудничества.

Вместе с тем, Верховный Комиссар ООН по делам беженцев https://www.refugeesinternational.org/in-the-news/2016/3/21/metro-could-climate-change-cause-mass-human-migration" target="_blank" >регулярно предупреждает, что в связи с продолжающимся затоплением многих районов Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) число перемещенных лиц неизбежно увеличивается и достигнет 1 миллиарда в течение следующих 50 лет, а в течение следующих 30-60 лет некоторые территории Океании полностью погрузятся под воду. Ввиду этого, вероятно, именно население островных стран Океании составит значительную часть ожидаемого процента перемещенных людей.

Волна, накатывающая на Кирибати – и с каждым годом она продвигается все дальше…

Опасность разрастания кризиса бесконечных потоков «климатических беженцев» в регионе, особенно из стран Океании, вынуждает развитые государства АТР реагировать - прежде всего, путем создания механизмов предотвращения появления таких лиц. Кроме того, подобные изменения климата напрямую угрожают морским портам и аэропортам, являющимся для островных государств Океании не только жизненно важными каналами международной торговли и попросту связи с «большой землей», но также и http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/cimem7d8_ru.pdf" target="_blank" >центрами стратегически выгодных международных судоходных путей, пролегающих как раз в АТР.

Однако определяющий характер в процессе формирования позиций развитых стран по отношению к последствиям изменения климата в Океании несут не гуманитарные вопросы. Чистый геополитический интерес к Океании со стороны развитых государств (в т.ч. и АТР) все-таки выступает наиболее значимым аспектом в построении регионального взаимодействия. Океания выступает в качестве плацдарма для столкновения амбиций влиятельных государств АТР, поля для их конкуренции за право пользования политическими и экономическими дивидендами. В качестве инструментов распространения влияния в данном регионе, как правило, используются оказание экономической помощи островным государствам, проведение дипломатии «чековой книжки» (англ. «cheque book diplomacy»), а также расширение своего военного присутствия.

Таким образом, Австралия, стремясь расширить зону своего влияния ради обеспечения безопасности собственных границ, фактически контролирует всю Меланезию, сохраняя там свое военное присутствие и поддерживая политически угодных Канберре лидеров. Франция, сохраняющая за собой три крупных по площади территории в Океании с целью поддержания статуса морской державы, щедро финансирует экономику своих владений. За усиление своего политического влияния в Океании борются Китай и Тайвань, при этом главная цель последнего – получение дополнительных голосов членов ООН, которые могут стать определяющими в вопросе независимости Тайваня от Китая. Пекин же, в свою очередь, активно укрепляет как экономико-политические позиции, так и военно-стратегические.

Ввиду того, что у ограниченных в ресурсах океанийских стран нет собственных армий, они пользуются услугами Австралии, Новой Зеландии, Франции, Китая или США за определенную плату. Для развитых военных держав предоставление таких услуг рассматривается как возможность использовать территории этих стран в качестве военных полигонов.

Так, США продолжают контролировать Микронезию, направляя в этот субрегион огромные объемы экономической помощи взамен на согласие микронезийцев сохранять американское военное присутствие на своих территориях. А возрастающая мощь Китая https://www.immigration.govt.nz/new-zealand-visas/apply-for-a-visa/about-visa/pacific-access-category-resident-visa" target="_blank" >заставляет США только активизировать свои дипломатические усилия для обеспечения благоприятных условий для силового присутствия США в Тихом океане. Гуманитарная помощь странам, страдающим от ухудшающегося состояния климата, в форме принятия их «климатических беженцев» является для ведущих государств региона одним из новых и выгодных направлений расширения своего влияния и противодействия усилению присутствия других игроков в АТР.

На сегодняшний день этим пользуется ряд тихоокеанских государств, что отражено в их миграционном законодательстве или в реализуемых национальных гуманитарных программах. Так, Новая Зеландия еще в 2001 году создала для граждан Тувалу, Кирибати, Фиджи и Тонга новый тип визы «категория Тихоокеанского доступа» («Pacific Access category»), позволяющий «климатическим беженцам» беспрепятственно переехать в Новую Зеландию. США предоставляют право на временное проживание и работу для жертв природных катаклизмов до тех пор, пока страна, пострадавшая от катастрофы, не сможет гарантировать безопасное возвращение в благоприятные условия для дальнейшей жизнедеятельности. Австралия реализует «Гуманитарную программу для беженцев и людей в похожих ситуациях», позволяющих людям из экологически непригодных для жизни местностей переезжать в Австралию. Иммиграционные службы Канады также содействуют переселению “беженцев с особыми нуждами”, которые не удовлетворяют критериям Конвенции 1951 г., но пользуются защитой международных гуманитарных организаций.

Что касается России, которая также имеет обширный выход в Тихий океан, передел сфер влияния в отдаленной Океании не представляет даже второстепенного интереса для ее политики. Россия не реализует особых программ, ориентированных на поддержку «климатических беженцев». Однако развитие взаимовыгодных отношений со странами Океании может стать непосредственной частью комплексной программы развития Дальнего Востока России. Так, например, необходимым представляется сотрудничество по вопросу совместной координации природных бедствий, что позволит сторонам не только существенно снизить издержки и привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы [1], но и поспособствовать разрешению проблем «климатических беженцев». Таким образом, вопрос оказания помощи «климатическим беженцам» может быть расценен как потенциальная возможность для всех государств Азиатско-Тихоокеанского региона закрепить свое влияние в странах Океании. В качестве инструментов могут быть использованы «программы переселения» («Resettlement programs»), или специальные гуманитарные программы, гарантирующие возможность переселения людей из экологически непригодных для жизни районов, а также финансовая поддержка странам Океании, подверженным влиянию климата в наибольшей степени.

Автор: Юлия Косякова, студентка кафедры международных отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ, kosiakova.i@mail.ru.


[1] Макаров, И.А. Поворот на Восток: Развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азитского вектора внешней политики России / И.А.Макаров. – М: Международные отношения, 2016. 448с. – С. 309-310.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся