Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Губин: курильский гамбит или острова пленительного счастья

18 февраля 2021
Распечатать

В феврале 2021 г. российский президент В.В. Путин заявил о том, что «мы хотим развивать отношения с Японией и будем развивать, но ничего не будем делать из того, что противоречит Основному закону Российской Федерации». Действительно, часть 21 статьи 67 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности, а действия, направленные на отчуждения части территории, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Японские СМИ немедленно отреагировали в духе, близком к панике и приступили к обвинениям в адрес Москвы в нарушении всех ранее достигнутых договоренностей. Вместе с тем Россия отнюдь не отказывается от дальнейших обсуждений и не снимает с повестки дня вопрос нормализации отношений с Японией. Так, в июле 2020 г. министр иностранных дел России С.В. Лавров отметил, что российско-японские переговоры идут не о территориях, а о заключении мирного договора в соответствии с Совместной декларацией 1956 г. Здесь важно понимать очередность, изложенную в данном базовом документе – «утром договор, днем – обсуждение территориального вопроса». Более того, есть пожелания и к тексту мирного договора с учетом американо-японского военного альянса и к процедуре разрешения территориального вопроса. Впрочем, об этом известно уже 65 лет.

Примечательно, что премьер-министр Японии Ё. Суга всего за несколько месяцев нахождения в должности уже неоднократно высказывался в пользу всемерного развития отношений с Россией и скорейшего заключения мирного договора. Вместе с тем согласование позиций сторон осложняется во многом «метаниями» самого Токио, где пытаются учитывать мнение различных групп собственного населения, а также, вероятно, «вашингтонских друзей».

suga.jpg

AFP

В частности, японская сторона не намерена отказываться от собственных планов укрепления национальной обороны, предусматривающих расширение боевых возможностей авиации и флота, совершенствование противоракетной и противолодочной обороны, в том числе совместно с американскими союзниками. Кроме того, выражая беспокойство действиями России по совершенствованию системы безопасности Курильских островов, Токио не даёт никаких гарантий демилитаризации островов Хабомаи и Шикотан, на которые претендует.

В японской экспертной среде и деловых кругах высказывается мнение о том, что российское руководство заинтересовано в развитии торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия с Токио, однако «не готово дать ничего взамен». В этой связи аналитики предлагают правительству страны использовать фактор улучшения отношений с Россией и заключения с ней мирного договора в интересах формирования противовеса растущему Китаю. Часть специалистов полагают, что через повышение качества диалога с Москвой путем реализации «Плана из восьми пунктов», предложенного С. Абэ в 2016 г., Токио удастся несколько ослабить навязываемую Вашингтоном линию на конфронтацию с Пекином. Однако свои корректива внес новый актор мировой политики - COVID-19.

Современная позиция руководства страны восходящего солнца относительно проблемы «северных территорий» в целом согласуется с линией, ранее проводимой С. Абэ. В частности, посол Японии в России Т. Кодзуки выразил уверенность в возможности реализации «Плана из восьми пунктов» в интересах будущего заключения мирного договора. Также со стороны МИД Японии в начале 2021 г. снова прозвучали предложения о ведении совместной с Россией хозяйственной деятельности в южной части Курильской гряды после окончания эпидемии коронавируса. Подобную идею высказывал еще в 2010 г. Д.А. Медведев, однако в Японии тогда восприняли ее холодно, поскольку не считали возможным совместно осваивать то, что и так считали своим.

Вместе с тем в своих недавних заявлениях премьер-министр Ё. Суга отметил необходимость определения принадлежности всех четырех оспариваемых островов и использование в переговорах с Москвой «других документов» кроме Совместной декларации 1956 г., в частности Токийской декларации о российско-японских отношениях 1993 г. Также в Токио зачем-то вспомнили о необходимости «сохранения японского суверенитета над всеми северными территориями», которые снова стали считаться «захваченными». Правда обошлось без возврата к термину "оккупация", от которого, впрочем, отказались в Токио менее двух лет назад. Это бесспорный шаг назад по сравнению с позицией С. Абэ, озвученной им во время встречи с В.В. Путиным в Сингапуре в ноябре 2018 г. Нельзя исключать, что подобный ход призван уравнять проблему «северных территорий» со спором с Китаем по поводу принадлежности островов Сэнкаку в Восточно-Китайском море (ВКМ) в глазах американских союзников с учетом телефонного разговора Ё. Суги с Дж. Байденом в конце 2020 г. Кроме того, руководство страны, несмотря на карантинные ограничения, не стало отменять проведение в феврале 2021 г. в ряде японских городов демонстраций за возврат «северных территорий».

В целом политика администрации Суги свидетельствует о сохранении у Токио желания решить с Москвой вопрос заключения мирного договора и урегулирования территориальных претензий к российской стороне в выгодном для себя ключе. При этом японское руководство склонно рассматривать данную проблему в контексте общего улучшения геополитических позиций страны после Второй мировой войны и пересмотра некоторых ее результатов. Однако такой подход неприемлем для России, которая справедливо ссылается здесь на ст. 107 Устава ООН, не допускающую обсуждение действия держав-победительниц во Второй мировой войне.

Как видится, Москва и Токио смогут вернуться в рациональное русло только в случае признания ими российско-японских переговоров как отдельного и сугубо двустороннего процесса, не связанного с проблемами отношений с другими странами. Не способствует выработке единой позиции и склонность ряда экспертов и официальных лиц обращаться к различным позициям, трактовкам и документам, существовавших у сторон в разное время. Такое «жонглирование», пусть даже основанное на знании фактической стороны вопроса, может только помешать переговорам, окончательно запутать неравнодушных жителей обеих стран и дать повод для крайне опасных спекуляций.

Автор: А.В. Губин, доцент Восточного института Дальневосточного федерального университета. E-mail: andrey.gubin@mail.ru

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся