Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Губин: японо-американский альянс рушит баланс сил в АТР

6 декабря 2019
Распечатать

На прошедшей в японской Нагое встрече министров иностранных дел стран "Большой двадцатки" прозвучали и актуальные вопросы взаимоотношений Москвы и Токио. В частности, глава российского внешнеполитического ведомства С.В. Лавров передал своему японскому коллеге Т. Мотэги список озабоченностей относительно японо-американского оборонительного союза. Как отметил министр, военное сотрудничество Токио и Вашингтона остается "проблемой в придании нового качества российско-японским отношениям". Более того, по его словам, "Вашингтон не стесняется публично подтверждать, что главной угрозой для себя считает Россию и Китай, и строит военные альянсы с Японией, Австралией и Южной Кореей, исходя из этих вызовов".

Ответная реакция японской стороны может стать известной уже в декабре во время запланированного визита Т. Мотэги в Москву. Также в Токио, вероятно, смогут и прокомментировать более раннее предложение о признании им результатов Второй мировой войны во всей их полноте, в том числе суверенитета РФ над Курильскими островами, как основном условии заключения мирного договора.

Стоит отметить, что премьер-министр Японии С. Абэ неоднократно подчёркивал желательность окончательного урегулирования двусторонних отношений с Россией до окончания его полномочий в 2021 году. Вместе с тем, какие-либо временные рамки для такого сложного вопроса установить проблематично. Существенным препятствием, как видится, является и неоднозначная позиция в японском политическом истеблишменте к вопросу заключения мирного договора. Так, генеральный секретарь Кабинета министров Японии Ё. Суга выражал мнение, что к договору можно будет приступить только после урегулирования территориальной проблемы, что напрямую противоречит положениям Совместной декларации 1956 года. Более того, японские политики отказываются признавать острова Южно-Курильской гряды российскими, хотя, наконец и отказались официально от термина "незаконная оккупация".

Существенные сложности для дальнейшего развития отношений между Москвой и Токио представляет и японо-американское сотрудничество в военной сфере. Уверения японской стороны в том, что это взаимодействие никаким образом не направлено против России не вполне коррелируют с его конкретным наполнением.

Так, на территории Японии располагается более 47 тысяч американских военных на 91 объекте, включая крупные базы ВМС, ВВС и Корпуса морской пехоты. Все они находятся под американским командованием и обладают полной экстерриториальностью, что фактически не мешает Пентагону разместить здесь любые системы вооружений. Особую тревогу для России вызывает потенциальная возможность появления на американских базах в Японии (например, на о. Окинава) баллистических и крылатых ракет средней дальности, в том числе в ядерном оснащении. Эксперты уже предупреждали, что такой шаг нарушит баланс сил в Северо-Восточной Азии, так как неизменно спровоцирует Китай и РФ на ответные действия. Возвращение американского тактического ядерного оружия на Японские острова также крайне негативно может быть воспринято местным населением, которое не желает стать заложником геополитических игр Вашингтона.

Кроме того, японо-американские планы по созданию единой системы противоракетной обороны предусматривают поставки в страну комплексов "Береговой Иджис" (Aegis-ashore), которые вполне могут использоваться и для ударных целей при некотором переоснащении. Пока такие возможности ограничиваются ст. 9 Конституции Японии, однако Пентагон может найти возможности её обойти (например, взять эти системы под своё командование). Нельзя исключать и изменения японским Кабинетом министров формулировки данной статьи, а также "трёх неядерных принципов" под нажимом американских союзников или в случае прихода к власти в стране сторонников самостоятельного обеспечения военной безопасности.

Токио последовательно реализует программу перевооружения своих Сил самообороны (ССО) на наиболее современные боевые системы, а также активно взаимодействует с Вооружёнными силами США в сфере координации совместных действий в случае возникновения кризисов и угроз. Несмотря на оборонительную конфигурацию ССО и позитивный международный имидж Японии, такие шаги не могут расцениваться как исключительно дружелюбные, прежде всего, Россией и Китаем. Именно Москву и Пекин в Вашингтоне открыто называют "ревизионистскими государствами", стремящимися к слому "либерального миропорядка". В этой связи, растёт и давление американских союзников на Токио как в части увеличения собственных военных расходов, так и в отношении некоторых аспектов его внешней политики. Как представляется, позиция США оказала существенное влияние на присоединение Японии к ряду антироссийских санкций, а также и на отсутствие взвешенной последовательной линии применительно к заключению мирного договора с РФ.


Материал также опубликован на сайте Российского института стратегических исследований

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся