Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Губин: О бедной NAPCI замолвите слово...

25 мая 2017
Распечатать

В контексте происходящих в Республике Корее (РК) перемен во внутриполитической жизни, связанных со скандалом вокруг президента Пак Кын Хэ и избранием кандидата от демократической оппозиции Мун Чжэ Ина, возникает ряд вопросов о преемственности внешнеполитического курса страны. Для преодоления так называемого «азиатского парадокса», когда сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в области безопасности и политики существенно отстаёт от экономической интеграции, в 2013 году президент РК Пак Кын Хэ предложила учредить Инициативу по миру и сотрудничеству в Северо-Восточной Азии (NAPCI или ИМССВА).

Согласно замыслу, диалог и сотрудничество должны осуществляться на различных уровнях между РК, США, Японией, КНР, Россией и Монголией. КНДР в настоящее время не участвует, однако на первоначальном этапе Сеул не исключал присоединения её к данному формату, в том числе для разрешения «ядерного кризиса» и содействия объединению.

ИМССВА существенно отличается от Регионального форума АСЕАН (АРФ) и Восточноазиатского саммита (ВАС) как важных региональных инициатив по безопасности. Организация призвана иметь дело, прежде всего, с так называемыми «мягкими» вопросами безопасности, такими как сохранность ядерных объектов, энергетическая безопасность, угрозы в киберпространстве, улучшение здравоохранения, борьба с наркоторговлей и ликвидация последствий стихийных бедствий. По замыслу корейского руководства, достижение эффекта в менее политически чувствительных областях постепенно позволит перейти и к более «твёрдым» вопросам, связанными с территориальными спорами, наращиванием военной мощи, укреплением военно-политических союзов и так далее. В рамках организации предусматривается скорее построение мер доверия, нежели выработка единых норм и правил; предусмотрена гибкая система партнёрства – членами могут быть не только государства, но и международные организации.

Вместе с тем, ИМССВА, несмотря на свою молодость, уже сейчас сталкивается с определёнными сложностями. Во-первых, решение «мягких» вопросов совсем не означает того, что страны сумеют разрешить и принципиальные для них разногласия, связанные с государственным суверенитетом и развитием экономики. Во-вторых, не вполне очевидна влиятельность института на политические круги стран-участниц. Например, Китай склонен к изменению status quo в Восточной Азии, и другим странам придётся определить, насколько они готовы доверять его поведению. Согласно воззрениям представителей «наступательного реализма» в теории международных отношений, невозможно совершенно точно определить намерения той или иной страны, так как они не поддаются измерению, а сегодняшние действия того или иного государства совершенно необязательно повторятся в будущем – партнёры могут стать врагами.

В этой связи, говорить о способности структур, подобных ИМССВА в ближайшем будущем стать полноценным форумом по безопасности в Восточной Азии достаточно проблематично. Для АТР традиционной является скорее опора на альянсы и наращивание собственных военных возможностей, чем на многосторонние институты по предотвращению глобальной войны.

На научных мероприятиях южнокорейские аналитики затрудняются говорить о будущем Инициативы, поскольку она была выдвинута президентом Пак Кын Хэ. Вероятно, администрацией Мун Чжэ Ина может быть изменено как её название, так и направленность. Многое будет зависеть и от тихоокеанского курса США, который ещё только предстоит выработать администрации Д. Трампа. Однако уже сегодня в свете прибытия в РК первых элементов американской системы противоракетной обороны THAAD, очевидно усиление давления Вашингтона на южнокорейские военные и политические круги.

По оценкам южнокорейских ученых и официальных лиц дальнейшая реализация новой сеульской администрацией стратегии на построение многостороннего механизма по взаимодействию в области безопасности может проистекать в нескольких вариантах. Во-первых, РК может сосредоточиться на сотрудничестве в рамках АРФ и Улан-Баторского диалога, поскольку в них формально участвует КНДР, а значит, есть некоторая возможность для возобновления межкорейских отношений, которые полностью отсутствует уже более года. Во-вторых, возобновление шестистороннего формата переговоров, расширив сферу их ответственности за пределы вопроса о северокорейской ракетно-ядерной программе. При этом возможно привлечение дополнительных партнёров в лице стран или институтов, таких как Монголия, ЕС, ОБСЕ и ООН. В-третьих, Сеул может сделать упор на развитии трёхсторонних связей по линии так называемой «северной тройки» - Японии, РК и КНР (CJK). В-четвёртых, перспективы может иметь использование потенциала Корейской организации по энергетическому сотрудничеству (KEDO) для выстраивания интеграционных связей со странами региона, по аналогии с эволюцией ЕС.

В целом, представляется, что у южнокорейской стороны, включая представителей демократических кругов отсутствует понимание по практическому применению предлагаемых механизмов. В южнокорейской академической среде фиксируются предложения по реформированию NAPCI в структуру по сотрудничеству аналитических центров и негосударственных организаций для выработки рекомендаций правительствам стран-участниц по обеспечению «мягкой» безопасности. Для активизации общения с представителями КНДР может быть оправданным понижением уровня организации до так называемой «полуторной дорожки» по типу швейцарского Церматтского саммита. Как отмечают представители КНР, в Северо-Восточной Азии сложились предпосылки для создания транс-тихоокеанской многосторонней архитектуры безопасности. При этом главную роль в ней должны играть вопросы невоенной безопасности, так как обсуждение военно-политических аспектов часто заходит в тупик и только тормозит сотрудничество. Китай, в свою очередь, крайне заинтересован в деполитизации повестки сотрудничества в Восточной Азии и готов вести диалог по вопросам кибербезопасности, биоразнообразия, изменения климата, защиты природы, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. В этом свете, КНР готова поддерживать и далее Инициативу по миру и сотрудничеству в Северо-Восточной Азии, даже если Сеул дистанцируется от её дальнейшей реализации.

В случае продолжения Инициативы российское участие даже на уровне экспертов может быть полезным для отслеживания повестки и внесения предложений по различным аспектам. Неполитический формат мероприятия позволяет поддерживать достаточно успешный многосторонний диалог и постепенно формировать так называемые «меры доверия», которые могут содействовать решению и более сложных задач. Перевод Сеулом вопросов сотрудничества по вопросам энергетики, экологии, кибербезопасности и т.д. на другие площадки потребует более тщательной работы России в форматах, где это представляется возможным, например, в рамках АРФ или Улан-Баторского диалога. Однако стоит учитывать, что у РФ ограничены возможности по участию, например, в CJK или KEDO, к тому же сложившиеся структуры имеют собственные правила и процедуры, тогда как активное участие России совместно с Китаем в новом механизме позволит сформировать более благоприятные условия взаимодействия.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся