Андрей Губин: Большое Евразийское партнёрство начинается во Владивостоке
22 сентября 2017
0
комментариев
4424
Просмотра
В ридер
Распечатать
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Восточный экономический форум, прошедший во Владивостоке с 6 по 7 сентября 2017 года, продемонстрировал высокий интерес зарубежных партнёров к сотрудничеству с Россией по широкому кругу вопросов, включая реализацию совместных инициатив на Дальнем Востоке.
По предварительным данным Оргкомитета, третий форум собрал более 6 тысяч участников из 61 страны, что в два раза превысило ожидания организаторов. На площадках ВЭФ подписано 217 инвестиционных соглашений на общую сумму порядка 2,5 трлн рублей. Примечательно, что почти 90% средств, поступающих на Дальний Восток, - российские инвестиции, 7% приходится на Китай, 1% - Республика Корея. При этом порядка 70% производимой на Дальнем Востоке продукции поступает на внешние рынки.
В рамках Форума удалось заключить соглашения с российскими и иностранными компаниями по реализации ряда крупных проектов, в частности, строительства Амурского газоперерабатывающего завода, Находкинского завода минеральных удобрений, а также организации нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.
Магистральной линией Восточного экономического форума стало обсуждение возможностей России и партнёров по Евразийскому экономическому союзу укрепления позиций на азиатских рынках. При этом линия РФ во избежание конкуренции и распыления усилий гармонизована с китайской концепцией "Один пояс - один путь". Действительные результаты поворота России на Восток заключаются в увеличении доли стран АТР во внешней торговле РФ с 23 до 33% по предварительным данным 2017 года.
Проведение ВЭФ отвечает главной цели современных трансрегиональных интеграционных процессов - созданию "Большого Евразийского партнёрства" в виде единого экономического пространства, а также совместного решения вопросов безопасности. Это не только сопряжение ЕАЭС с программой "Пояса и Пути", но и также развитие диалога России со странами АСЕАН и другими заинтересованными участниками на равноценной основе. При этом, Москва стоит на позиции отказа от военно-политической эскалации в Восточной Азии, к чему призывает все государства, вне зависимости от их ощущений угроз и декларируемых целей.
В настоящее время в АТР сложилась ситуация, когда правила ВТО фактически потеряли универсальность, а государства склонны менять условия сотрудничества в соответствии с режимом партнёрства, полагаясь не только на принципы экономической выгоды, но и на политический резон. В этой связи для России появляется уникальная возможность при развитии Дальнего Востока и осуществлении инвестиционных проектов заместить конкуренцию между всеми игроками синергией, разведя участников по отраслевым нишам и предоставив им уникальные условия сотрудничества, не ущемляющие их интересов.
На сессиях Восточного экономического форума прозвучали идеи, пусть и кажущиеся не слишком реальными сегодня, однако гарантирующие в случае их реализации несомненную выгоду для всех государств региона. Так, одно из предложений по развитию транспортной сети связано с ликвидацией островного положения Японии через строительство комбинированного автомобильно-железнодорожного мостового перехода между островами Хоккайдо и Сахалин с одновременным соединением последнего с материком. Помимо этого, изучается возможность прокладки высокоскоростных пассажирской и грузовой железных дорог на направлении Китай - Казахстан - Россия - Белоруссия - страны ЕС. Несмотря на углубление кризиса на Корейском полуострове, нельзя забывать и о трёхсторонних проектах РФ-РК-КНДР проведения газопровода и высоковольтной линии через Корейский полуостров, а также объединения Транскорейской железной дороги с Транссибирской магистралью.
В ходе ВЭФ-2017 в практическую фазу вошло обсуждение совместных российско-японских инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, сельском хозяйстве, здравоохранении, инфраструктуре, в том числе на Дальнем Востоке. Активизировались переговоры по строительству газотранспортной магистрали и морского энергомоста с Сахалина на Хоккайдо, а также использования в регионе возобновляемых источников энергии. Всего с японской стороной подписано около 40 соглашений к уже имеющимся 100, заключённым ранее с начала года.
Республика Корея не присоединилась к режиму западных антироссийских санкций и, несмотря на прошлые сложности, объём торговли между РФ и РК за первое полугодие 2017 года вырос на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одним из приоритетных направлений взаимодействия является совместное использование Северного морского пути, включая создание судостроительного кластера в Приморском крае. Предпосылки для увеличения товарооборота создаёт обсуждаемое соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Республикой Корея.
Значительное внимание в ходе работы Восточного экономического форума было уделено развитию отношений России с Монголией, Индией, странами АСЕАН, особенно с Вьетнамом. Определённые успехи отмечены и по линии межкорпоративного и межрегионального диалогов с представителями США.
Проведение такого рода форумов задаёт новый стандарт многосторонней коммуникации не только в Восточной Азии, но и на всём пространстве "Большой Евразии". Примечательно, что деполитизация повестки положительно сказывается как на практических результатах, так и имидже России как ответственного участника региональной системы экономических связей.
Поделиться статьей
Автор
Эксперты ДВФУ
Коллективный блог экспертов ДВФУ
Блог: Россия и АТР: взгляд из Владивостока
Рейтинг: 33
ДРУГИЕ ЗАПИСИ
Олег Сидоров: Ленский мост как идея
23 сентября 2020
Эксперты ДВФУ