Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Губин: Дракон выходит в море (ч.1)

13 ноября 2012
Распечатать

Сегодня даже у простых обывателей не осталось сомнений, что Китай уже не фабрика по пошиву «абибасов» «где-то в Азии». Минуло два года как объем валового внутреннего продукта Китая превзошел аналогичный показатель Японии. Страна способна производить высокотехнологичную продукцию, имеет обширные торговые связи со всем миром, и, несмотря на все еще довольно низкий уровень жизни населения (сказываются огромная численность населения и чрезвычайная разнородность развития среди провинций), занимает все более значимое место в мировой экономике и глобальной политике.


Представляется, что переход Китая из статуса относительно замкнутой континентальной державы в статус крупнейшей экономики мира, стремящейся обезопасить свои морские коммуникации и энергетические артерии, неизбежно вызовет конфликты с США, как главной мировой державой, Японией и Индией, как региональными «тиграми».
 

Китай традиционно полагался на сухопутную мощь, его ВМС обычно были весьма ограниченными и были ориентированы на действия вблизи своих берегов. Однако с конца 1980-х годов КНР пытается создать свой Hoch Zee Flotte - «флот открытого моря» - военно-морские силы, способные действовать на океанских просторах. Модернизация флота обусловлена: во-первых - возможным конфликтом с Тайванем, во-вторых – необходимостью защиты протяженных торговых коммуникаций. В условиях углубления мирового кризиса ВМС НОАК становится особенно важным в точки зрения обеспечения безопасности коммерческого судоходства в китайских интересах в любой точке мирового океана и защиты зон рыбной ловли.


Численность личного состава ВМС около 250 000 человек, силы разделены на три флота - Северный, Восточный и Южный. Каждый из флотов имеет в своем составе надводные корабли, подводные лодки, морскую авиацию (базовую), силы береговой охраны. В состав Южного флота также входят две бригады морской пехоты общей численностью до 12 000 человек (около 28 000 могут быть дополнительно мобилизованы в случае необходимости).



Организационно командование флота подчиняется Генштабу НОАК и Центральному военному совету. Штаб-квартира Северного флота размещается в г. Циндао, в задачи входит патрулирование Бохайского залива и Желтого моря, флагманский корабль – ЭМ «Харбин». В составе имеется 8 эсминцев; 4 фрегата; 4 АПЛ, 1 ПЛАРБ, а также 15-20 ДПЛ.


Штаб Восточного флота размещен в г. Нинбо (пр. Чжэцзян), задачи ВФ - патрулирование Восточно-Китайского моря, флагманский корабль – плавбаза «Чунминдао». В составе имеется 8 эсминцев; 24 фрегата; 7 ДПЛ, 7 десантных кораблей.


Штаб Южного флота размещен в г. Чжанцзян (пр. Гуандун), задачи – патрулирование Южно-Китайского моря, флагманский корабль - большой танкер «Наньчан». В составе имеется 2 ЭМ УРО, 9 ЭМ, 14 фрегатов, 8 ДПЛ типа «Мин», 15 десантных кораблей, 4 пехотных транспорта и госпитальное судно.


Копии не хуже оригиналов

В числе наиболее боеспособных и современных кораблей - эскадренные миноносцы УРО типа 052С (или «Лоян-2») – «Ланьчжоу» и «Хайкоу», вошедшие в состав флота в 2004 и 2006 г.г. соответственно (иногда их относят к ракетным крейсерам). Данные эсминцы оснащены интегрированной электронной системой обнаружения и управления оружием с фазированной антенной решеткой по образцу американской системы «Иджис». Основное оружие ПВО – 48 зенитных ракет HQ-9 (8 6-контейнерных УВП). При этом и ракеты, и установки пуска представляют собой национальные разработки (с использованием российского опыта, но существенно улучшенные). Ракета, созданная на базе российского комплекса С-300, способна поражать воздушные, а возможно, и баллистические цели на удалении до 150 км и высоте до 32 км. Для надводных целей приготовлено 2 4-контейнерные установки ракет YJ-85/C-805 или YJ-62/C-602 (доподлинно неизвестно), созданных на базе американской ракеты «Гарпун» и превосходящих последнюю по боевым возможностям (дальность более 300 км, скорость М=1). Корабль также несет торпедное противолодочное вооружение и 1 вертолет Ка-28 или «Чжи-9» (копия французского «Дофин»). Стоимость кораблей – более 800 млн. долларов каждый. Эсминцы могут выполнять весь спектр задач по борьбе с воздушным и надводным противником, выполнять функции корабля управления в ударных группах. Главная задача – дальняя ПВО.

До конца 2012 года ожидалось вступление в строй однотипных "Чанчуня" и "Чжэньчжоу", а к 2014 - "Сианя" и "Цзинаня".


"Ланьчжоу" перед выходом к берегам Сомали
 

Несколько уступают им по оснащению, но практически равнозначны им по размещенным боевым системам (но не обладают аналогом «Иджиса») ЭМ типа «Люйчжоу», имеющиеся в составе Северного флота. Примечательно, что кораблями такого класса ТОФ России не располагает – «Варяг» слишком крупный и не может действовать без прикрытия – одновременно выполнять весь комплекс боевых задач он не в состоянии.


Высокой боеспособностью обладают корабли российской постройки пр.956Э («Ханчжоу» и «Фучжоу» вошли в состав флота в конце 1990-х гг., первоначально были заложены для российского ВМФ в 1980-е) и 965ЭМ («Тайчжоу» и «Нинбо», вновь построенные специально для ВМС НОАК, вошли в состав в 2005 и 2006 г.г.). Стоимость сделок составила 600 млн. долларов по первым двум и 1,5 млрд. долларов – по другим. Ударную мощь составляют сверхзвуковые ПКР 3М80 и 3М80МВЕ (улучшенный «Москит») с дальностью 120 и 200 км (по 8 на корабле). По некоторым данным усовершенствование противокорабельных комплексов производилось по заказу китайской стороны, некоторое количество ракет приобретено, налажен выпуск по лицензии (и без оной, как это часто бывает в Китае). Эсминцы оснащены зенитной системой «Ураган», возможно оснащение вместо штатных усовершенствованными ракетами, способными поражать цели на дальности 50 км и высоте 30 км. Вариант 956ЭМ отличается также демонтированной кормовой артустановкой для размещения комплексов ближней ПВО «Каштан». Главная задача данных кораблей – уничтожение крупных надводных кораблей противника. При этом их противокорабельные ракеты при залповом пуске крайне затруднительно перехватить даже с помощью американской системы «Иджис» с ракетами «Стандарт-3». Российский ТОФ обладает всего 2 действующими ЭМ пр. 956 постройки конца 1980-х годов («Быстрый» и «Бурный»), их боевые системы существенно уступают китайским «систершипам».



Корабли типа «Люйху» и «Люйхай» постройки 1990-х годов являются переходными типами и обладают посредственными боевыми характеристиками; а корабли типа «Люйда» вообще представляют собой модернизированный советский послевоенный пр.56 и в скором времени подлежат списанию.


Из кораблей класса "фрегат" наибольший интерес представляют классы «Цзянкай-2,3» (5 кораблей, по меньшей мере, еще 1 в постройке), оснащенными зенитно-ракетными системами «Ураган» и ракетами YJ-83 (по образцу «Гарпун», дальность до 250 км). Фрегаты «Цзянвэй» не уступают иностранным аналогам постройки 1970-1980-х годов, фрегаты «Цзянкай-1» могут использоваться только на вспомогательных ролях и постепенно выводятся из состава флота.


Некоторый боевой потенциал имеет и китайский «москитный флот", в особенности новый тип ракетных катеров 022 «Хоубэй» (начали вступать в строй с 2004 года, общее количество построенных оценивается в 40 единиц, сколько из них в строю - неизвестно). Данные 220-тонные корабли построены по технологии «стелс» и оснащены 8 ПКР С-802/803 (по образцу «Гарпун») и могут эффективно использоваться в прибрежной зоне, в том числе из укрытий. Мощный «москитный флот» вкупе с боевой авиацией и береговыми ракетными комплексами делают крайне затруднительным проведение каких-либо операций вблизи китайского побережья.


Катера типа "Хоубэй"  - активные участники парадов и учений.

 

Продолжение следует

 

Автор: А.В.Губин, к.полит.н, доцент кафедры международных отношений Школы региональных и международных исследований ДВФУ

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся