Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Артём Лукин: Рекруты как индикатор национального единства

14 декабря 2012
Распечатать

Вернулся на днях с мероприятия, посвященного безопасности в АТР, на котором большинство участников составляли высокопоставленные военные чины из стран региона. Было много всего интересного. Но сейчас хочу порассуждать о воинском призыве и его роли в нациестроительстве. Значительной части нижеприведенных сведений я обязан своим военным собеседникам.

 

Россия – далеко не единственная страна в АТР, где сохраняется всеобщая воинская обязанность. Однако если в России как минимум половина молодых людей тем или иным способом избегают службы в армии, то, например, в Южной Корее или Сингапуре уклонистов практически не существует. В Сингапуре срок службы составляет два года. Служить в том или ином качестве обязаны все 18-летние юноши – даже имеющие медицинские проблемы. Есть две альтернативы избавиться от почетной обязанности перед родиной – сесть в тюрьму, либо отказаться от сингапурского гражданства. Как вы понимается, популярностью они не пользуются. Кроме того, поступить в университет в Сингапуре можно только отслужив в армии.

 

В Республике Корея с призывом тоже все очень строго. Отслужить (22 месяца)  обязаны все – и юные дарования, и дети миллиардеров, и отпрыски высоких сановников. Пару лет назад был случай – одна из звезд K-Pop’а просила отсрочить ему срок призыва для того, чтобы завершить новый альбом. Однако просьбу отвергли и певца «забрили» в положенные сроки. Между прочим, служба в Корее не сахар. Дедовщина там подчас еще более свирепая чем у нас. О случаях издевательства над призывниками регулярно сообщают корейские СМИ. Однако от призывной армии в Корее отказываться не собираются: сказывается фактор угрозы с Севера, а также убежденность в том, что служба закаляет и воспитывает мужчину. За этот последний тезис особенно ратует южнокорейский генерал, с которым я общался. Правда, я не уверен, что все корейские парни разделяют это его мнение.

 

Помимо обороны страны, одна из главных функций призывной армии – крепить национальное единство. Это особенно важно для государств, отличающихся социальным и этническим многообразием, например, для того же Сингапура. Молодые люди, которые представляют разные регионы, религиозные, этнические, языковые и классовые группы, попадая в армию начинают ощущать себя единым целым. Известно, что всеобщая воинская обязанность, введенная после Великой французской революции, помогла французам стать по настоящему унифицированной нацией.

 

Существенно это и для России, с ее этнорелигиозным многообразием и незавершенным процессом нациестроительства. Однако наша призывная армия  функцию плавильного котла выполняет все хуже и хуже. В отличие, кстати, от советской армии, которая несмотря на многие недостатки все же была довольно эффективным интегрирующим институтом. В пост-советскую эпоху большинство молодых людей не служили в армии (включая, кстати, и автора этих строк). Те, кто сегодня идет служить, –   это в основном выходцы из рабочих и сельских семей с уровнем доходов и образования ниже среднего. Не секрет, что многие юноши просто откупаются от службы, пользуясь коррумпированностью военкоматов и медиков. Так, например, во Владивостоке тариф за откос от армии составляет  сегодня 120 тысяч рублей (об этом мне поведал молодой человек, который заплатил такую сумму за признание себя  «негодным» по состоянию здоровья).

 

Еще один очень плохой симптом – ограничение призыва жителей кавказских республик, Чечни и Дагестана, даже в условиях общей нехватки призывников. Какими бы ни были мотивы этого негласного решения, оно фактически означает, что государство расписывается в бессилии интегрировать ряд этнических меньшинств в российскую армию, а значит и в российскую нацию.

 

В своем нынешнем состоянии призывная армия России не объединяет нацию, а скорее подчеркивает ее поляризованность на имущих и неимущих и наличие этнической напряженности.

 

Интересно, что в плане социальной репрезентативности не все гладко и в вооруженных силах США. Еще недавно американцы гордились, что состав военнослужащих почти идеально отражает расовую и этническую раскладку в масштабах нации. Однако сегодня цветные меньшинства все меньше и меньше желают служить в армии. Подавляющее большинство новых рекрутов составляют белые молодые люди – отпрыски благополучных семей среднего класса. Причем они настоятельно просят… послать их на войну(!). Возможное объяснение – молодежи хочется вырваться из комфортной, но скучной рутины буржуазного бытия и испытать острые ощущения. Этому, конечно, весьма способствуют масс-медиа и компьютерные игры, романтизирующие войну.

 

 Воспоминания о Вьетнаме – последней по-настоящему кровавой войне, которую вела Америка – уже почти стерлись из массового сознания. Современные военные экспедиции Америки почти «стерильны» для ее вооруженных сил: потери GI минимальны. Американскими рекрутами война воспринимается  не как кровавая мясорубка, где легко можно быть убитым или покалеченным, а как увлекательное приключение, к тому же еще и очень патриотическое. Нам бы их проблемы?..

 

Автор: Артём Лукин, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений, заместитель директора по науке, Школа региональных и международных исследований ДВФУ, artlukin@mail.ru

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся