Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Артём Лукин: Канадский разворот к АТР

26 апреля 2013
Распечатать

Сегодня много говорится о стратегическом «развороте» США к АТР. Но в сторону Восточной Азии и Тихого океана, и прежде всего Китая, начинает все больше смотреть ближайший (в прямом и переносном смысле) союзник США – Канада.

 

Как отмечает канадский аналитик Джеймс Мэником, нынешнее консервативное правительство Стивена Харпера, пришедшее к власти в 2006 году, продемонстрировало интересную метаморфозу[1]. Сначала Оттава пыталась проводить в отношении Пекина «принципиальную политику». Так, в 2007 году Канада предоставила почетное гражданство далай-ламе, а в 2008 году канадский премьер демонстративно отказался посетить церемонию открытия Олимпиады в Пекине. Однако уже в 2009 году Харпер побывал в КНР с государственным визитом и канадско-китайские связи начали быстро улучшаться. Объяснение такому резкому повороту очень простое – экономические интересы. Канадский бизнес рассматривает Китай и Восточную Азию в целом в качестве самого перспективного и все более важного рынка.

 

Разумеется, главным торговым партнером Канады остаются США, которые поглощают около трех четвертей экспорта Страны кленового листа. Это делает Канаду чрезвычайно зависимой от колебаний конъюнктуры на американском рынке. Вполне естественно, что Оттава стремится к диверсификации своих внешнеэкономических связей. Восточная Азия представляет единственную реальную возможность достигнуть такой диверсификации.   Особенно это касается экспорта канадских нефти и газа. США проявляют все меньше желания закупать канадские углеводороды (в том числе благодаря «сланцевой революции»). А вот Восточная Азия и в первую очередь Китай готовы поглощать канадские энергоресурсы в практически неограниченных количествах, а также инвестировать в их добычу и транспортировку.

 

Растущая экономическая зависимость Канады от Китая не может не оказывать влияния на внешнюю политику Оттавы. Так, очень показательно, что канадское правительство не присоединилось к США и Японии, которые осудили жесткое поведение Китая в Южно-Китайском море. Оттава пока предпочитает отмалчиваться по этому вопросу. Безусловно, Канада хочет быть участником в формирующейся архитектуре безопасности в АТР[2]. Но при этом она не желает предпринимать шаги, которые бы могли поссорить ее с Китаем. Кроме того, военно-стратегический менталитет Канады все еще сфокусирован на Атлантике, где и сосредоточены основные силы Королевского Канадских ВМС, а не на Пасифике.

 

В отличие от США, которые по сути сейчас борются с Китаем за удержание своей политической гегемонии в АТР, Канаду в регионе прежде всего интересуют экономические дела. А в экономике всегда легче договориться, чем в вопросах высокой политики.

 

В этой связи, как отмечает Джеймс Мэником, США могут и не получить от ближайшего североамериканского союзника ожидаемой поддержки своему стратегическому повороту в АТР, по крайней мере в том, что касается его военно-политических аспектов.

 

Автор: Артём Лукин, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений, заместитель директора по науке, Школа региональных и международных исследований ДВФУ, artlukin@mail.ru



[1] James Manicom. A policy mismatch: Canada and the United States in the Asia-Pacific region. November 2012. The Centre for International Governance Innovation, http://www.cigionline.org/publications

[2] James Manicom. Canada’s return to East Asia: re-engagement through maritime diplomacy. February 2013. The Centre for International Governance Innovation, http://www.cigionline.org/publications
 

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся