Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Илья Синенко: Особенности национального федерализма?

23 Декабря 2013
Распечатать

В минувший четверг Президент России Владимир Владимирович Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ. Обрисовывая основные направления работы и контуры государственной политики на ближайший год, глава страны традиционно уделил особое внимание вопросам развития Сибири и Дальнего Востока. Отдельного упоминания в этом блоке удостоился и Дальневосточный Федеральный университет. Президент призвал ДВФУ «наладить глубокую научную экспертизу программ развития Дальнего Востока, обеспечить потребность региона в кадрах, прежде всего по таким направлениям, как космос, биотехнологии, робототехника, дизайн, инжиниринг, океанология и использование морских ресурсов» [1].

 

В общем-то, ничего принципиально нового в данном случае В.В.Путин не озвучил: все вышеперечисленные отрасли уже некоторое время назад были выделены самим ВУЗом как приоритетные для его развития [2]. Не хватает здесь лишь одного направления – «взаимодействие России со странами АТР», и вот это вызывает определенные вопросы: неужели Дальний Восток, стоящий перед вызовом в виде стремительного наращивания объема сотрудничества с тихоокеанскими государствами, действительно не нуждается в комплексной подготовке специалистов подобного профиля? И где подобных специалистов в таком случае брать?

 

Едва ли глава государства мог просто «забыть» озвучить данный тезис – общеизвестно, что подготовка текста Послания ведется администрацией Президента не один месяц, да еще и постоянно согласовывается с самыми различными ведомствами, поэтому вариант «недоработки» исключается автоматически. Корень проблемы кроется скорее в другом – вероятно, «центром» на самом деле не предполагается масштабное производство соответствующих специалистов среди местного населения. Послание оглашалось в день 20-летия Конституции – так вот, одним из главных итогов этого периода нашей истории стал тот факт, что по сути федерализм, предусмотренный той самой Конституцией 1993 года, так в России и не сложился. Причем, не видно даже каких-то признаков движения в этом направлении (что в очередной раз подтвердила история с то возвращением, то обратной отменой прямых выборов губернаторов в 2012-2013 гг.). Проблема эта несет в себе исторический контекст – по большому счету, Россия во всех своих формах – и Империи, и Союза ССР, и сегодняшняя – предполагая федерацию на бумаге, всегда являлась де-факто унитарным государством, поскольку региональный уровень власти реальной политической и экономической автономией (что обязательно для федерализма) никогда не обладал [3]. Не исключение и нынешняя система, которую известный российский исследователь Андрей Захаров именует «унитарной федерацией» [4]. Москва до сих пор не готова вступать с регионами в отношения договоренности, а не жесткого иерархического подчинения, поэтому лояльность местных элит к центру обеспечивается за редкими исключениями направлением «на места» столичных чиновников. Так что если подготовка технических и естественно-научных специалистов (т.е. чистых «исполнителей») не вызывает сомнений в своей актуальности, то системная подготовка кадров в вопросах политики и экономики (т.е. в свою очередь «управленцев»), с которыми впоследствии, возможно, придется именно договариваться в духе федерации, а не «спускать власть вертикально», для правительства головная боль.

 

Лично я не сомневаюсь, что в количественном плане проблем по специалистам по АТР не возникнет – Москва вполне в состоянии справиться здесь сама (благо ресурсы таких зубров как МГИМО, ДипАкадемия МИД, МГУ и др. позволяют решать и не такие задачи). Но все-таки какие-то региональные тонкости, заметные лишь на тихоокеанском берегу, остаются. Ярким примером можно назвать прошедшую в стенах ДВФУ в мае всероссийскую конференцию «Состояние, тенденции и перспективы развития АТР: политика, экономика, безопасность», в которой довелось поучаствовать и мне. Так вот успех данного мероприятия был во многом основан на том, что за столом обсуждения сошлись точки зрения с разных концов страны, позволившие собрать общую мозаику ситуации. То же самое должно произойти не только в экспертном, но и в политическом обсуждении российского положения в АТР и методов ее внешней политики. Тем более, невозможно будет совсем обойтись без местных экспертов при условии планируемого превращения Владивостока в главный центр сотрудничества с АТР, при обсуждении вопросов не только политики или безопасности, но и тех же науки, образования, инноваций. [5]. Да и в конце концов, отсутствие запроса на специалистов внешнеполитического профиля – не очень приятный знак для ДВФУ, как главного образовательного центра Владивостока – города, как уже отмечалось в нашем блоге, претендующего наряду с Москвой и Петербургом на роль одного из российских лидеров в изучении международных отношений... [6]

 

Одним из главных принципов, которых придерживается в течении своего политического пути В.В. Путин, является преемственность и последовательность принимаемых решений. Когда в 2007-2008 годах иностранные коллеги по АТЭС предлагали перенести саммит 2012 года в Санкт-Петербург, Президент сказал, что выбор Владивостока как места проведения столь масштабного мероприятия не случаен, и российская активизация на направлении АТР должна в первую очередь работать на Дальний Восток и для Дальнего Востока. В связи с этим вполне логично, чтобы продолжающееся наращивание активности России на Тихом океане принесло и более действенное участие в этом процессе тех, ради кого она в общем-то и делается – для дальневосточников. И тогда, может быть, и сделает Россия наконец существенный шаг в сторону реальной федерации, укрепив таким образом авторитет Конституции – той самой, к 20-летию которой и было приурочено данное Послание…

 

Автор: Илья Синенко, студент Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, sinenko63@mail.ru

 



[4] Захаров А. Унитарная федерация. Пять этюдов о российском федерализме. – М.: Московская школа политических исследований. – 2008. – 144 с.

[5] Тезисы о внешней политике России (2012-2018 гг.) / РСМД. – М.: Спецкнига, 2012. – 32 с.

 

Поделиться статьей

Текущий опрос

Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся