Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: Университеты как фактор развития

31 декабря 2014
Распечатать

Университеты такими и были всегда. С открытием высшего учебного заведения в регион приходило, не только система академического образования, но и, выражаясь современной терминологией, модернизационное развитие. Так было в Якутске в 1934 году, когда открылся педагогический институт, так было и во Владивостоке, когда там в 1899 году открылся Восточный институт, преобразованный в 1920 году  в Государственный дальневосточный университет. Университеты влияли или вернее, постепенно меняли общественную и социально-культурную жизнь региона, в том числе и стиль жизни, культуру повседневного поведения людей, самое главное – открывались новые перспективы для роста и развития и для региона в целом, и для каждого жителя, особенно молодежи.

 

Ведь когда мы говорим об университете, Якутском, теперь и Северо-Восточном федеральном, вспоминаем интеллигенцию народа саха конца XIX – начала ХХ веков, и еще углубляясь – просветителя Сэсэна Аржакова из “золотого века Екатерины Великой”. Эта историческая память поколений – та нить, которая связывает поколения, исторические эпохи. Стремление к постижению европейского образования и культуры, их идеи, их мечта открыть в Якутске учебные заведения осуществились в полной мере только в ХХ веке.

 

Но сегодня в известное всем определение о том, что университеты – факторы развития, вносится новое дыхание.

Одним из значительных событий 2014 года в Якутии и во всем Дальневосточном федеральном округе стало проведение на базе СВФУ Северо-Восточного образовательного форума «Роль университета в устойчивом развитии региона». Форум прошел 9-10 декабря 2014 г., и уверен, что его итоги будут еще более актуализированы в последующее время.

 

Неудивительно, что СВФУ – стал площадкой для обсуждения этой проблемы. Потому что, прежде всего, СВФУ – один из самых социально ориентированных вузов и тот вуз, который теснее, чем другие, связан с регионом, с его возможностями и ожиданиями.

 

“Почему СВФУ? Почему Якутск? Интересно...” – прозвучал вопрос из уст не совсем чужого для университета деятеля. Думаю, это говорит о растущем авторитете и влиянии СВФУ и города Якутска, как центра образования и науки, не только в регионе, но и в Российской Федерации и странах Азии.

 

Открывая форум, ректор СВФУ Евгения Михайлова подчеркнула: Миссия, определенная Концепцией создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, накладывает на них ответственность за формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. За пять лет создана сеть ведущих российских университетов, являющихся интегрированными инновационными научно-образовательными комплексами, осуществляющими подготовку кадров и проведение исследований для важнейших кластеров в рамках программ социально-экономического развития регионов” [1].

 

Образование – известная мягкая сила, которую используют не только политики, но и бизнес-сообщество, крупные компании.

 

Наступает ли время университетов для Дальнего Востока?

Ответ может быть только утвердительным. Но есть и сложности о которых говорил выступая на пленарном заседании форума председатель совета ректоров вузов ДВФО, ректор Тихоокеанского государственного университета Сергей Иванченко. Он обратил внимание присутствующих на такие моменты, как отсутствие собственных научных школ в тех областях, которые сегодня востребованы и развиваются на Дальнем Востоке, это, например, такие как нефтепереработка, космические технологии. Выход он видит в более тесном взаимодействии научных институтов и университетов. Сегодня важно определить место университета и как он сказал, сегодня “университет это не только образовательный кластер, но и промышленный и производственный кластер”. Роль университетов меняется. С. Иванченко пожелал, чтобы СВФУ стал постоянной площадкой для обсуждения таких вопросов.

 

Да, есть объективные сложности, продиктованные социально-экономическим отставанием региона в целом, но тем и интереснее преодолевать их и добиваться поставленных целей. Итоги будут. Покажет время.

 

Есть и первые результаты. Например, что касается СВФУ, Е. Михайлова подчеркнула: Результаты реализации Программы развития СВФУ в 2010-2014 гг., внешняя оценка деятельности университета, позволяют сделать вывод о том, что сформированный образовательный, научный, организационный, инновационный задел может стать основой для активного развития университета по избранным приоритетным направлениям, его интеграции в социально-экономическое пространство Северо-Востока страны и выходу на международный уровень. Сегодня университет вступает в новый этап своего развития, мы ставим новые приоритеты деятельности СВФУ на следующие пять лет

 

И еще один немаловажный момент, от которого зависит будущее университетов: насколько последовательной, а значит и дальновидной, будет государственная политика в области высшего образования. Созданные федеральные университеты продолжают зависеть от финансовых вливаний федерального правительства. Они еще не те устойчивые институты, которые зарабатывали бы достаточно средств для своего развития, тем более в состоянии все более ухудшающей экономической ситуации в стране.

 

Должны инвеситировать в университеты и региональные власти, бизнес-структуры, крупные компании. Потому что Современный университет – это не только наука и образование в чистом виде, но и генератор социальных изменений, точка сосредоточения творческих сил, значительный ресурс кооперации. Развитие университета служит важным инструментом развития города, региона и страны в целом[2]. Нельзя не согласиться с этим мнением Игоря Жуковского, проректора по международному сотрудничеству и общественным связям БФУ им. И.Канта, высказанному в статье “Время университетов”.

 

Университеты – барометры состояния дел в стране, его будущих перспектив. Для современной России, университеты – шанс для упрочения своих позиций не только в науке, но и в глобальной карте цивилизационного развития. Опять же процитирую И. Жуковского:Нет сомнений в том, что с самого момента появления университеты стали частью мира международных отношений и внешней политики. Они превратились не только в элемент национальной гордости, но и в инструмент реализации внешнеполитических задач, связанных с расширением научно-образовательного присутствия в ключевых регионах, с развитием экспорта образовательных услуг в зоны стратегических интересов

 

Не хотелось бы разочароваться в том, что тезис “Россия встает с колен”, не то чтобы был преждевременен, а слишком самонадеянен и громок.  Еще и с “приправой” – с народным выражением - “сами с усами” и популярным в 2014 году тезисом “импортозамещения”. Главное, чтобы не оказалась эта излишняя самоуверенность пагубной для будущего развития.

 

Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век», http://olegsidorov.org/. Блог http://olegsidorov.ilinjournal.com/, е-mail: ilin_s@mail.ru



[1] Роль университета в устойчивом развитии региона. Доклад ректора СВФУ Е.И. Михайловой на пленарном заседании Северо-Восточного образовательного форума - 9.12.2014 г. // СВФУ. Официальный сайт [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://s-vfu.ru/kolonka-rektora/detail.php?ID=31905

[2] Жуковский Игорь. Время университетов // РСМД. Российский совет по международным делам [Электронный ресурс] / - Режим доступа:  /inner/?id_4=4898&active_id_11=54#top

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся