Андрей Губин: Километры превратятся в прошествии лет в киноленты… О реалиях российско-китайского приграничного сотрудничества
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В течение сентября в приграничной с Приморским краем китайской провинции Цзилинь прошло несколько достаточно интересных мероприятий. Во-первых, международный семинар по содействию развитию торговли в Северо-Восточной Азии, организованном Экономическим и социальным советом ООН по странам Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и секретариатом Расширенной Туманганской инициативы (РТИ). Мероприятие прошло в Чанчуне – административном центре провинции Цзилинь - и проходило одновременно с масштабной выставкой-ярмаркой «Чанчунь экспо-2015».
По словам представителей Секретариата РТИ, «объединение евразийских инициатив России, Китая, Республики Корея и Монголии позволяет говорить о новой главе в развитии системы мирового хозяйства. Меняется не только политическая структура на евразийском пространстве, но и основные принципы экономического взаимодействия».
Участники, среди которых, прежде всего, были представители таможенных и внешнеэкономических ведомств отметили уникальное географическое положение провинции Цзилинь, что позволяет ей стать соединяющим звеном между РФ, МНР, РК и КНДР для создания механизма многостороннего экономического партнёрства.
Данные идеи, бесспорно, укладываются в идеологию прошедших летом в Уфе Саммитов ШОС и БРИКС, однако «гладко только на бумаге», а пока простым гражданам приходится стойко преодолевать тяготы и лишения. Но об этом позже.
Пара слов о Чанчуне. Город с около 3 млн урбанизированного населения и еще 3 млн в агломерации стремительно развивается. Строится метро, возводится масса новых высотных зданий (включая «Хаятт», который в долгих муках так и не появился на свет во Владивостоке), модернизируются промышленные объекты. Город ровный, спокойный, в меру чистый (что для Дунбэя достижение). Благоприятное впечатление произвёл Цзилиньский университет, в стенах которого обучается более 60 тысяч студентов, включая наших соотечественников. В образцовом состоянии содержится и наследие Маньчжоу-го, включая Музей-дворец последнего императора Пу И. Несмотря на то, что в городе есть физические напоминания советско-китайской дружбы – сохранился мемориал советским летчикам, а центральный Народный проспект до 90-х годов назывался Проспектом Сталина – по-русски практически никто не говорит, так как наши туристы до него в основном не доезжают. Но об этом тоже позже.
Под мемориалом советским лётчикам на бывшем проспекте Сталина в Чанчуне строится станция метро
В конце сентября в г. Яньцзи (Яньбянь-Корейский автономный округ провинции Цзилинь) прошёл Туманганский форум-2015. Общее наименование - «Возможности и вызовы: инициатива «Один пояс – один путь» и международное сотрудничество в районе реки Тумынь». Повестка Форума формировалась вокруг китайской концепции создания «Нового Шёлкового пути», которая предусматривает широкое вовлечение всех соседних государств. По заявлению организаторов, поскольку бассейн реки Туманная (Тумынь – кит., Туманган – кор.) расположен в географическом центре Северо-Восточной Азии, именно отсюда должен начинаться «Евразийский сухопутный мост». В этой связи Китай, РК, КНДР и Монголия должны стать основой нового трансрегионального механизма сотрудничества и заложить фундамент будущих перемен в глобальной системе международных отношений. Участники Форума, в целом, отметив значительные перспективы объединения политик указанных государств в Евразии, указали на необходимость кропотливой согласованной работы как государственных органов, так и экспертных кругов, для снятия имеющихся и предотвращения возможных противоречий.
Отрадно, что в этом году на мероприятии можно было использовать русский язык – традиционно оно проходило только в китайско-корейском формате, что вселяло определённый дискомфорт. Вместе с тем, о России и в Чанчуне, и в Яньцзи, говорили осторожно и мало – слишком много неопределённостей. В основном аналитики концентрировались на национальных усилиях на евразийском пространстве, вопросы формирования многосторонней структуры практически не звучали в докладах. Даже китайские ученые лишь приблизительно представляют процесс объединения всех локальных и национальных инициатив в мегапроект.
Оторванность планов от реалий весьма наглядно характеризует состояние транспортного сообщения с приграничным Китаем. Традиционный маршрут для коммерческих туристов из России - наземный. Наиболее распространенный через пункты пропуска Пограничный (автомобильный) и Суйфэньхэ (пр. Хэйлунцзян). За сутки проходит в обе стороны около 60 регулярных автобусов. Не буду останавливаться на этом направлении, являющемся частью транспортного коридора «Приморье-1», там, несмотря на ряд серьезных проблем (главные – не построен новый многосторонний пункт пропуска, не реализуются соглашение о безвизовом пропуске на территорию приграничного комплекса и договорённость о начале движения личного автотранспорта), все более или менее.
Коридор «Приморье-2» связывает Приморский край с провинцией Цзилинь. Китайской стороной с 20 сентября начато регулярное движение скоростного пассажирского электропоезда Хуньчунь – Цзилинь, при этом по CCTV активно говорится о возможности соединение данной ветки с российскими железными дорогами с выходом на Транссиб… Однако каким образом это будет осуществляться российской стороной неясно – ОАО «РЖД», вероятно, пойдет на такой рискованный с точки зрения окупаемости шаг не скоро. Стоит отметить, что сегодня прямого автобусного собщения между Владивостоком, Чанчунем и Яньцзи нет. Единственный автобус в Яньцзи – раз в сутки следует из Уссурийска, чанчуньский существует только в расписании с чудесной оговоркой – «отправление по особому распоряжению в зависимости от пассажиропотока». О ж.д. сообщении уже сказано выше.
Более того, сообщение с приграничным Хуньчунем также недостаточное. Регулярное сообщение имеется со Славянкой и Уссурийском, количество выезжающих автобусов в сутки – не более 10. Автобусы из Владивостока и обратно ориентированы на организованные тургруппы. А из Славянки до Владивостока либо автобусом (4 в сутки), либо катером... Для справки, стоимость билета в Китай около 1 400 рублей, а обратно уже 2 500, к тому же обратно напрямую во Владивосток, если ты следуешь не в тургруппе, уехать нельзя. Квест тот еще. Так же море удовольствия доставляет общение с представителями российских транспортных компаний, которые по телефону не отвечают, а при личной явке в офис для покупки билетов (это нельзя сделать в электронном виде) – хамят… Складывается впечатление, что пассажир с визой - обуза.
Расписание движения автобусов в китайском Хуньчуне. Владивостока в нём вообще нет.
Пункт пропуска Краскино катастрофически устарел и фактически представляет собой ангар, с периодически пропадающим электроснабжением и не работающим по воскресеньям (поясняю – попасть из приграничной провинции Цзилинь домой в Россию в воскресенье нельзя!). Новая инфраструктура российского пункта пропуска не может быть запущена в эксплуатацию из-за технических просчетов при строительстве – построенные сооружения просто ушли в зыбучий песок и увязли в глине, представляя памятник человеческим глупости и жадности… Прямой авиарейс из Владивостока в Яньцзи (36 минут полета!), выполнявшийся китайской авиакомпанией, отменен. Рейсы из Владивостока в Чанчунь (1 час полёта) только во вторник и субботу и тоже имеют смутные перспективы, несмотря на субсидии китайских властей… Здесь остановлюсь, пожалуй.
В пункте пропуска "Краскино" снова погас свет...
На Восточном экономическом форуме, прошедшем во Владивостоке в начале сентября 2015 г., главой города был представлен проект транспортного коридора «Приморье-3» (Владивосток – Песчаный – Барабаш – Фэньшуйлин – Хуньчунь). Предложение предусматривает строительство низководной эстакады через Амурский залив из Владивостока в Хасанский район и далее прокладку автодороги до приграничного Китая, новый коридор будет интегрирован как во внутрикраевую транспортную систему, так и в уже существующие международные маршруты. Полпред Президента в ДФО Юрий Трутнев поддержал данное предложение.
Бесспорно, проект весьма интересный, хотя и ооочень сильно на вырост. Как представляется, разумным было бы одновременно разобраться с положением дел на уже существующих пунктах пропуска и в рамках уже почти 20 лет существующих схем «Приморье-1» и «Приморье-2» и реализовывать «Приморье-3» с учетом негативного опыта, а также, например, возможных последствий для экологии Амурского залива и Хасанского района. Экономический эффект, пока призрачный, вероятно, появится. Но только (цитирую участников Туманганского форума-2015) «при кропотливой согласованной работе как государственных органов, так и экспертных кругов, для снятия имеющихся и предотвращения возможных противоречий». В таком случае можно будет говорить и о конкретном наполнении приграничного сотрудничества в контексте российско-китайского стратегического партнёрства.
Автор: Губин А.В., доцент кафедры международных отношений ДВФУ, руководитель регионального центра РИСИ во Владивостоке, к.п.н.
Коллективный блог экспертов ДВФУ
Блог: Россия и АТР: взгляд из Владивостока
Рейтинг: 33