Блог о культуре и истории Внутренней Азии

QR-Код – окно в стратегическую культуру Азии

20 февраля 2022
Распечатать

Изобретатель QR-кода, Масахиро Хара, смоделировал квадрат на доске игры «Го» или «Вэйци» (китайское название игры).

Россия и Китай продолжают сближаться. Око международных СМИ, российских аналитиков и комментаторов зорко наблюдает за развитием и укреплением политического сотрудничества и расширением энергетических сделок, но в долгосрочной перспективе не менее важно и углубление культурного взаимопонимания между странами.

Еще Платон ярко описывал, как игры действуют на сознание детей и взрослых, помогают овладевать принципами и привычками, подходами к решению разнородных проблем. Так и сейчас игры – одна из фундаментальных частей культуры, формирующей подход игроков к проблемам, лежащими далеко за рамками доски или карт.

«Вэйци» или «Го» - одна из древнейших игр в мире. История этой китайской игры окутана мистикой и отсылками к мифологическим персонажам. За пять тысяч лет своей истории она претерпела трансформацию представления о ней от около-шаманистического занятия, являясь презренной игрой на уровне азартных карт, до одного из «четырех искусств», знание которых стало обязательным для Императора и китайской аристократии. Сейчас же Вэйци считается интеллектуальным спортом и является популярной во всем мире игрой, особенно в Китае, Японии и Корее. Вэйци часто сравнивают с шахматами, но игры кардинально отличаются. В Вэйци 10171 возможных разрешенных ходов, что намного больше аналогичного количества в шахматах, в которых 1050 возможных разрешенных ходов.[1] В то время, как в шахматах «Deep Blue» победил Каспарова в 1997, разработать алгоритм, который смог бы победить человека в Го смогли только в 2016-м, когда «AlphaGo» от компании Гугл победил Ли Седола.

Имея в виду значительную роль Вэйци в традициях Китая и других странах Азии, важно понимать, что происходит в мире Вэйци, и как изучение этой игры развивается в России. А собственно знание игры интересно для понимания системы принципов, из которых исходят многие стратегические аналитики, дипломаты и бизнесмены Азии.

Для раскрытия этой темы, я привожу ниже интервью с Тимуром Санкиным, Президентом Московской Федерации Го и Виктором Бахметьевым, сооснователем сообщества #goincity, автором и ведущим программ по Го для сотрудников компаний и предпринимателей.

Небольшую справку о правилах Вэйци можно прочитать в конце статьи.

Развитие Вэйци в России

Растет ли интерес к Вэйци в России? Как меняется динамика изменения количества игроков?

Тимур: Да, интерес растет. За последнее время было несколько толчков к развитию игры, с каждым из которых к нам в школу приходили новые ученики. Первый из недавних толчков произвел эффект по всему миру – в 2016-м программа Гугла «Альфа Го» победила чемпиона мира по Вэйци Ли Седола. Первый раз в истории компьютер одержал победу над человеком. Новость облетела весь мир, и у нас сразу пополнились ряды учеников. Затем важно отметить официальную поддержку – кубки Вэйци имени послов Китая и отдельно Японии являются важными медийными событиями.

Но недавно российская компания Полиметал, глава которой сам играет в Вэйци, тоже начала поддерживать Российскую федерацию Го, что дало ресурсы для популяризации древней игры в России.

Помимо таких явных толчков, есть и феномен аниме «Хикару и Го», которое популяризировало игру среди субкультуры фанатов аниме по всему миру.

Могу сказать, что динамика интереса к игре положительная.

Виктор: Многие представители политической и бизнес-элиты играют в Го. Сеть игроков Го растет а вместе с ними появляются и новые клубы Го. В большинстве из них раскрывают спортивную и культурную составляющую Го. Но есть также клубы, где Го преподают ещё и как инструмент развития стратегического мышления, отработки управленческих навыков. Мне самому захотелось узнать больше о Го, когда я увидел, что люди, у которых время - самый дорогой ресурс, готовы тратить много часов на настольную игру.

А чем отличается стиль игры китайских мастеров и других азиатских держав? Какой стиль преобладает у российских чемпионов?

Тимур: Японцы уделяют внимание форме выложенных камней, заучивают наизусть частые комбинации. Это бесконтактный стиль игры.

Корейцы сразу идут на рожон, играют максимально «контактно» и вгрызаются в борьбу за каждый «камень».

Китайцы находятся где-то по середине. Они уделяют внимание форме, но предпочитают весьма конфронтационную игру, если не на всей доске, то на отдельных ее частях.

Стиль русских игроков изначально был японский по простой причине, что Го пришла в Россию из Японии. Говорить о собственном стиле еще рано.

А есть ли профессиональная сфера Вэйци в России?

Тимур: Да, и рост количества игроков, которые зарабатывают на хлеб преподаванием, пожалуй, лучший показатель того, что Вэйци постепенно входит в российскую культуру.

Лет 10 назад профессиональных игроков, которые, как мастера единоборств, создают собственные «дацаны» и зарабатывают на преподавательской деятельности и гонораров от участия в турнирах, было около 10. Сейчас можно насчитать их количество ближе к 50. Конечно, с шахматами сравнить нельзя, но динамика роста все равно есть.

Как Вы видите дальнейшее развитие игры Вэйци?

Тимур: Возраст игры Вэйци более 4000 лет – вопрос не в том, чтобы каждый из нас строил ее будущее, а в том, чтобы мы за свою жизнь смогли статью частью развития этого искусства. Игра была до нас, будет и после.

Кто и зачем идет играть в Вэйци

Заметен ли рост в интересе к Вэйци на фоне сближения Китая и России?

Тимур: Конечно, по мере роста взаимного культурного интереса, популярность Вэйци будет расти, но я бы не связывал это с политическими процессами.

Тем не менее, сказав это, следует отдать должное тому, что овладевание правилами Вэйци важно для понимания азиатского и особенно китайского стиля мышления. Мы всегда говорим ученикам, что Вэйци – это игра знати и самого императора в Китае, однако это не должно быть решающим фактором для студента, когда он выбирает Вэйци.

Виктор: Интерес, конечно, растет по мере того, как все больше и больше наших соотечественников обращают внимание на Китай и китайскую культуру. Одновременно с ростом интереса растет и поддержка этого вида спорта. Россия становится организатором всё более интересных и знаковых турниров. Например, Российская федерация Го была представлена на ВЭФ, в 2018 году мы проводили марафон по Го в рамках форума «Бизнес с Китаем», всё больше появляется заказов и на корпоративные семинары.

Приходят-ли ученики для изучения Вэйци, как части китайской культуры?

Тимур: Ну больше именно Вэйци служит окном в культуру Азии и, прежде всего, Китая. А ученики всех возрастов скорее приходят за навыками, которые Вэйци может дать. Одно из важнейших свойств – это развитие способности концентрироваться. Где вы еще видели кружок, в котором дети по два или три часа сидят молча и без движения по собственной воле? Навык концентрации будет помогать моим ученикам всю жизнь.

Еще один важнейший навык, который также служит иллюстрацией китайской стратегической культуры, это то, что в игре Вэйци ставится задача не уничтожить соперника, а разграничить сферы влияния.

Кроме того, Вэйци развивает качества стратегического мышления и способность мыслить абстрактно, видеть малозаметные закономерности.

Виктор: Когда мы проектируем обучающие программы по Го для компаний мы всегда отталкиваемся от образа результата. Чаще всего, изначально заказчики приходят с запросом вроде: «Вы проводили у моих коллег, им понравилось, мы тоже хотим». После уточнения запроса большинство целей делятся на 4 группы: погрузизть через Го в культуру мышления бизнесменов и политиков Китая; развить бизнес-мышление; лучше понять свои сильные и слабые стороны, наметить зоны роста (психологический аспект); организовать командообразующее мероприятие на основе игры. Мы также смотрим, кто будет обучаться. Очевидно, что для молодых специалистов и менеджеров высшего звена набор развиваемых навыков будет сильно отличаться. Но всех наших учеников объединяет одно: люди выносят новую культуру мышления и набор подходов к решению задач, о которых они раньше попросту не думали. Думаю, что не преувеличу, если скажу, что все, кто пропускает игру через себя становятся качественно другими людьми.

Отслеживая путь наших учеников мы видим, что нередко, приходят в Го за одной составляющей, а позднее они начинают интересоваться другой. Одни хотят просто научиться играть, а потом погружаются в Го как инструмент бизнес-мышления, другие попадают на динамичный тимбилдинг, а затем начинают интересоваться культурной и эстетической глубиной игры, достраивая картину восточного мировоззрения. И это вполне закономерно, ведь у Вэйци великая и глубокая история, вокруг игры сформировалась целая культура, в развитие которой каждый привносил новое, а может быть и раскрывал своё. Поэтому подняв один пласт игры, всегда видишь очередной, который захватывает ещё сильнее.

Из каких профессий к вам идут учиться играть в Вэйци?

Тимур: Я преподаю детям, но их приводят в школу родители. Как правило, интерес к Вэйци развивается среди тех, у кого есть свойство интересоваться решением головоломок и математических задач.

Многие программисты интересуются Вэйци, например изобретатель QR-кодов смоделировал первый код на доске Вэйци и сам был игроком.

Вторая половина интересующихся, как правило, - это востоковеды или те, кто имеет культурный интерес к Востоку.

Виктор: Если провести анализ профессий наших учеников, то топ-5 рейтинга займут: руководители высшего и среднего звена, ИТ-разработчики, финансовые аналитики, менеджеры по развитию бизнеса и эксперты по политтехнологиям. При этом немногие изучают Вэйци из-за интереса к культуре игры и ее роли в развитии Азии, а наоборот, сначала появляется интерес к Азии, а затем уже к игре.

Личный путь педагогов

Как Вы заинтересовались игрой в Вэйци?

Тимур: Я рос в семье математиков. Мои родители работали программистами, и двое их коллег играли в Го. Я увидел и заинтересовался игрой, родители поддержали интерес и в 6-ти летнем возрасте я попал в секцию Го. Через некоторое время начал играть и мой отец, чтобы поддержать интерес сына к игре.

Далее, я уехал в Китай в Ченгду на учебу, где продолжил изучение игры уже профессионально, в школе Вэйци.

Виктор: я заметил, что многие, кого я уважал, играли в Го, и уже после первых занятий наглядно увидел, как мои шаблоны мышления мешали мне быть эффективным в жизни и бизнесе. Например, когда я работал в консалтинге я однажды допустил совершенно провальную сделку. Несмотря на анализ, полное понимание причин оставалось для меня скрытым. Разбирая же очередную партию игры меня вдруг осенило и картинка сложилась полностью. А ещё у Го много общего с боевыми искусствами, близкая философия, только бой ведётся в интеллектуальном измерении. Кроме того, незадолго до знакомства с игрой у меня сформировался запрос на знакомство с универсальным инструментом моделирования и развития навыков. Я конечно, не думал, что им станет какая-то игра, но именно она закрыла эту потребность. И хотя я изучаю и преподаю уже более 6 лет, мне всё ещё кажется, что я в самом начале пути познания.

Опираетесь ли Вы на китайские учебники и пособия?

Тимур: Начну издалека: в 90-е годы не было интернета, а в клуб Го регулярно приходили 4-7 человек. Оппоненты были одни и те же, потому что, как правило, стабильно было только 2-3 игрока, которых я всегда побеждал и 2-3 - которым всегда проигрывал. В 00-х появился интернет и вместе с ним доступ к китайским и международным материалам. Сейчас мы пишем собственные учебники и пособия по Го, но вместе с тем используем и китайские задачники.

Заключение

Говорить о надобности изучать Вэйци, как олицетворения стратегической культуры Азии – уже очевидно и весьма банально.

Но обратить внимание на Вэйци, как элемент истории, элемент одной из древнейших в мире цивилизаций и способ моделирования процессов, находящихся далеко за рамками игры – необходимо.

Правила Вэйци

Играют два игрока, один из которых получает черные камни, другой — белые. Перед началом игры доска пуста (это правило не выполняется при игре с форой). Первыми ходят черные. Далее ходы делаются по очереди. Делая ход, игрок выставляет один свой камень на доску в любую не занятую точку пересечения линий (пересечения называют пунктами). Камни, однажды размещенные на доске, не перемещаются, но могут быть захвачены противником и сняты с нее. Ход считается сделанным, если игрок поставил камень на доску и отпустил руку, удерживающую его. Переместить уже поставленный камень, от которого отнята рука, нельзя; игроку, сделавшему это, автоматически засчитывается поражение.
Каждый камень должен иметь хотя бы одно дамэ (точку свободы) — соседний по вертикали или горизонтали (но не по диагонали!) незанятый пункт. Соседние либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни образуют группу и делят дамэ между собой (то есть любое дамэ любого камня в группе относится одновременно ко всем камням этой группы).
Когда камень или группа камней окружается камнями соперника так, что у нее не остается точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски. В большинстве вариантов правил запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход). Исключение составляет случай, когда в результате этого хода лишается всех дамэ группа противника; в этом случае игрок захватывает группу противника, а его собственная остается на доске (легко видеть, что после снятия группы противника группа игрока уже будет иметь не менее одного дамэ).
По завершении игры подсчитываются очки, набранные игроками. Игрок получает по одному очку за каждый из пунктов доски, окруженных камнями только его цвета, и по одному очку за каждый захваченный камень противника, либо за каждый собственный камень, который остался на доске к концу игры (см. варианты правил ниже). Игрок, набравший больше очков, выигрывает.

[1] B Georgeot, O Giraud, 'The game of go as a complex network', EPL (Europhysics Letters) 97(6), May 2011

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся