Блог о культуре и истории Внутренней Азии

Оседлая Черного Дракона

17 мая 2018
Распечатать

На китайском языке Амур назван «黑龙江», дословный перевод этого слова «Река Черного Дракона». Про этимологию такого названия бытуют различные версии. Одни привязывают его к транскрипции названий этого места туземными племенами еще очень давно, другие обращают внимание на легенду о Лао Ли. Как-то жила женщина, которая страдала от того, что не могла родить, потом вдруг забеременела. Родился дракон! Мать ужаснулась, а отец с испуга отрезал ему хвост. Дракон убежал на север, к реке, и там начал бороться с белым драконом. В итоге он победил, поселился в реке и начал приносить дары окружающему населению. И так регион принял его имя.[1] История точно отображает пожалуй одно – Амур приносит огромные дары и России, и Китаю. Оба правительства желают максимизировать взаимовыгодную торговлю в регионе и для этого договорились о строительстве двух мостов. Один - между Благовещенском и Хэйхэ, второй - между Нижнеленинском и Тянцзянем.

Почему так поздно?

Логичный вопрос, который задает влиятельный китайский публицист Ху Сицинь, редактор государственной газеты «Хуаньцю Шибао»: «Почему мост все еще не построен?».[2] Его ответ отражает в себе исторический контекст желательности модернизации местной инфраструктуры. Ху говорит, что «медленный темп строительства не из-за отсутствия денег», а дело в «осторожности России к строительству граничных переходов с Китаем». Это будут первые два моста через Амур, соединяющие Россию и Китай. Выполнение проектов станет качественно новым историческим прецедентом. Из этого следует, что они несут за собой весь политический багаж предыдущих лет, и это закономерно, что стороны достаточно постепенно решают вопрос строительства.

Начнем из далека. Русско-Китайские отношение начались, когда стороны нашли общий язык в далеком 1689 году и подписали Нерчинский Договор. С течением времени и сиюминутных политических перипетий граница прилегла к Амуру. В многовековой истории периоды сотрудничества чередовались непониманиями и вновь переходили в партнерство. Такие инциденты, как изгнание китайцев из Благовещенска в 1900-м году вспоминаются в Китае,[3]и порой больные кризисные эпизоды в принципе запоминаются больше, чем дружная рутина. Неблагожелательные СМИ, вроде "The Economist",[4] пытаются раздуть из таких сложных эпизодов большой информационный повод и привязать их к нынешнему политическому взаимодействию. Но, как и советуют наши китайские коллеги, нам лучше стоит сконцентрироваться на долгих периодах сотрудничества и создавать благоприятную информационную повестку. С начало 90-х идея моста нашла своих сторонников и в России, и в Китае. А в данный момент, руководство обеих стран согласно,[5][6] что наши отношения находятся на своем историческом пике. С долей оптимизма можно предсказать, что пик превратится в плато. И сразу следует следующий вопрос: "А где мосты?"

О двух мостах

У этих мостов есть как принципиальные отличия, так и два сходства.[7] Благовещенский мост будет автодорожным, соединяющим два населенных пункта. А Нижнеленинский станет железнодорожным мостом между двумя относительно пустыми территориями. Оба моста согласованы на высшем уровне, первый - между Владимиром Путиным и Си Циньпинем, а второй - между Дмитрием Медведевым и Ху Циньтао.[8] Хотя разговоры о мостах начались еще в 90-х, их еще предстоит построить, и дата ввода мостов в эксплуатацию постоянно меняется. Сложность строительства обосновывается как экономическими, так и историко-политическими факторами. Проект грандиозный и то, что его сложно реализовать не должно казаться сюрпризом.

Эксперт по инфраструктурным проектам и руководитель проектов «Морстройтехнологий», Софья Викторовна Каткова обращает наше внимание на то, что «не так давно регион пережил сильное наводнение, навигационная обстановка и фарватер реки изменились».

Имеют место технические сложности строительства мостов для таких крупных рек, но есть и «некоторое неравновесие в инфраструктурной готовности приграничных регионов – если у Китая проложены авто и железные дороги к ключевым узлам, то у нас их еще нет, а, если есть то неразвиты или в плохом состоянии.»

Китайские публицисты с недоумением пишут, что из-за русской стороны мосты не строятся, и экспорт стоит. Китайская сторона порой считает, что наша медлительность связана с опасением увеличения китайского влияние в регионе. Ли Яанг-Чанг, политолог Китайской Академии Социальных Наук, сказал, что «китайцы приоритизируют развитие, а русские - безопасность», суммируя эту точку зрения.[9] Было бы правдоподобно представить, что дело не в неохоте, а в том, что Россия еще не полностью готова к трансграничным мостам на этой территории. Неготовность и замедляет строительство, ибо требует сопутствующего строительства всей вспомогательной инфраструктуры, разрешающей стройку мостов. Далее, построив мосты в нынешней ситуации, когда близлежащий регион еще экономически простой, российские экспортёры будут во основном продавать ископаемые ресурсы и лес, а покупать различные китайские потребительские товары. Никто не скрывает, что мост у Нижнеленинска уменьшит затраты на экспорт руды железа на 6 долларов за тонну из-за того, что укоротит путь руды примерно на 700 километров.[10] Такая ситуация может выглядеть и привлекательной под сиюминутным ракурсом, но принесет проблемы в долговременной перспективе.

Исходя из модели долговременного сближения Китая и России, необходимо максимизировать выгоду обеим сторонам в долгосрочном будущем. При открытии мостов сейчас может последовать или перевес торговли в сторону Китая, или вливание юаней в региональную экономику. Оба варианта невыгодны обеим сторонам. Сильный дисбаланс в торговле может понести за собой неблагоприятные информационные последствия и в дальнейшем уменьшить способность российского потребителя покупать китайский экспорт. Вливание юаней в региональную экономику может спровоцировать местную инфляцию на китайской стороне границы, что не улучшит качество жизни местным жителям. Но остановить стройку сейчас было бы не целесообразно. Наоборот, стройку стоит закончить в обещанные сроки, но совместно купировать вышеописанные риски.

Самое главное, что Китаю тоже должно быть интереснее торговать с экономически развитым регионом. Чтобы максимально получить прибыль от мостов и России, и Китаю стоит обратить внимание на развитие Амурской области и Еврейской Автономной области в целом. Обеим сторонам желательно исследовать возможность создания перерабатывающих предприятий на российской территории около рудников и лесозаготовительных предприятий. Далее необходимо подготовить законодательную базу для защиты местной природы от погони за сиюминутной выгодой, дабы она приносила дары и последующим поколениям. Один из возможных шагов – радикально расширить заповедные зоны. И наконец имеет смысл развить инфраструктурные связи с остальной Россией и морем, чтобы эти мосты смогли возить продукцию из разных регионов, а также служить транспортной артерией и к морю. Софья Викторовна объясняет, что «важно чтобы у экспортеров и других компаний региона были логистические альтернативы, то есть несколько транспортных путей к рынкам сбыта». Если включить новые мосты как логистические каналы в общую сеть инфраструктуры, то эффективность торговли будет выше. Совместные усилия, помогающие приграничным регионам догнать друг друга в экономическом развитии, выгодны и России, и Китаю, и не дадут мостам стать Белым Слоном или однобокими перегруженными венами.

Несомненно, Черный Дракон вскоре будет оседлан, но, чтобы это случилось, предстоит еще много работы. Цель наших дружественных стран – гарантировать настоящую взаимовыгоду от этого в долгосрочной перспективе.

Я выражаю искреннюю благодарность Софье Викторовне Катковой за назидания при написании этой статьи.

Первоисточник: Геополитика.ру

[1]Версий сказки очень много. Я написал средний вариант из тех, которые я знаю.

[2]https://www.youtube.com/watch?v=5K8IFTuvFGY

[3]http://www.globaltimes.cn/content/1067394.shtml

[4]https://www.economist.com/node/15108641

[5]https://edition.cnn.com/2018/04/06/asia/russia-china-relations-us-intl/index.html

[6]http://tass.ru/opinions/interviews/2222240

[7]http://telegra.ph/Avtomobilnyj-i-zheleznodorozhnyj-v-chem-otlichie-mostov-v-Kitaj-iz-Blagoveshchenska-i-EAO---EAOMedia-12-02

[8]https://web.archive.org/web/20100125153028/http://chinaneast.xinhuanet.com/2009-09/24/content_17791242.htm

[9]http://www.globaltimes.cn/content/1067394.shtml

[10]https://regnum.ru/news/2403270.html

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся