Блог о культуре и истории Внутренней Азии

Малые и средние предприятия на перекрестке шёлкового пути

9 мая 2020
Распечатать
Забайкальский Край находится на треугольнике, где встречаются три древние державы Дальнего Востока – Россия, Монголия, и Китай. История края уже тысячи лет - как единое бесконечное приключение. Тут наши предки провели первую границу между Россией и Китаем еще в семнадцатом веке, и с тех пор она почти не сдвинулась. Сейчас Забайкальский Край – регион-миллионник, с серьезным экономическим потенциалом.
В Забайкалье 25,000 малых и средних предприятий (МСП), а работает в них примерно 70,000 человек. МСП работают во всех сферах, и являются важнейшими узами, связывающими нашу страну с ее соседями-историческими друзьями. Ниже представлено интервью с Павлом Волжиным – предпринимателем, Членом Общественного совета, исполнительным директором Забайкальского регионального отделения общественной общероссийской организации «ОПОРА РОССИИ», в котором он анализирует вклад МСП в международные отношения и рассказывает о Забайкалье в целом.
Международное сотрудничество
Как развивается межграничное сотрудничество МСП?
С Китаем и Монголией были регулярные совместные мероприятия до пандемии, подписывалось много контрактов и деятельность постоянно набирала темпы. Интерес к друг другу испытывают предприниматели с обеих сторон границы. «ОПОРА России» уже начинала выстраивать близкие отношения с ТПП Монголии. Мы даже готовились о проведении большого трехстороннего инвестиционного форума. Но пандемия поставила эти инициативы на паузу.
Монголия заинтересована в сфере горнодобывающих технологий, которые более развиты в России. В частности, монгольская делегация интересовалась нашими котлами, которые используют на горно-обогатительных комплексах (ГОК). А в сфере еды, соседи интересовались консервацией рыбы и развитием монгольского общепита в России. Последнее направление ведется несколькими молодыми предпринимателями, 31-35 лет. До пандемии планировалось открытие первого ресторана монгольской кухни в Чите.
С Китаем ситуация менее динамичная. Китайские предприятия в Забайкальском крае во основном в сфере оптовой продажи потребительских товаров и стройматериалов. Они работают в регионе чуть-ли не с распада СССР. Как тогда, так и сейчас – большинство сотрудничества на уровне МСП в челночной торговле и туризме. Последнее время до эпидемии бурно развивался туризм из Китая, к нам ехали колонны машин посмотреть на бескрайную природу России. Не обязательно это упоминать, но вокруг этого потока туристов естественно развивалась сфера услуг. Сейчас эта индустрия полностью поставлена на паузу… Но я уверен, что она будет одна из первых, которой предстоит бурный рост после пандемии.
Кроме этого, с Китаем традиционно близкие отношения в первичной экономике, например, активно экспортируется уголь. В крае даже есть 2 угольных разреза, которые работают исключительно на китайских покупателей. Также, мы экспортируем зерно и мясо, и отрасль очень надеется, что к осени (периода сбора урожая) границы полностью откроются.
Насколько виден эффект культурной близости с Монголией и общее прошлое с Китаем?
Длительная история связей с обеими соседями помогает сотрудничать на взаимовыгодных условиях. Особенно с Монголией видно, что нам не сложно найти общий язык, имея в виду близость бурятской и монгольской культуры. Также нельзя забывать культурно-языковые связи времен СССР – многие Монголы старшего поколения говорят по-русски и понимают нас. Общее прошлое дает свой вклад в взаимопонимание. Пример мне дать сложно, но личный опыт и опыт товарищей доказывает вышесказанное.
«Все дело в кадрах».
А как обстоят дела с привлечением молодых кадров в ряды МСП, в том числе и в международной деятельности?
Мы недавно начали развиваться в сфере молодежного предпринимательства. Как я сказал ранее, есть успешные молодые бизнесмены в сфере общепита, также у нескольких молодых ребят хорошо выходит мастерски импортировать из Китая, что не простая задача. Их консультативная компания работает по всей России сразу, помогая другим компаниям осуществлять трансграничные покупки.
Это кстати и отличает молодых бизнесменов – они думают о бизнесе на уровне географии всей страны, а не только Забайкальского Края. При этом, мне кажется, многие молодые и начинающие бизнесмены не совсем понимают роль общественных организаций и «ОПОРЫ России», в частности. Возможно, это потому, что у нас в регионе НКО немного, сектор не представлен и потенциал его не чувствуется.
Забайкальский Край терпит отток населения. Как это действует на бизнес и международное взаимодействие?
Что касается кадров, вопрос сложный. Квалифицированные кадры часто решают уехать в центральные регионы России. К сожалению, порой многие оставшиеся не стремятся к росту. Увы, их устраивает начальная зарплата. Далее, многие рабочие места занимают сезонные мигранты из Китая, или Средней Азии. На некоторых ГОКах до половины рабочих из Китая. Похожая ситуация в строительных компаниях и заведениях общепита.
Кстати, когда у меня был ресторан в Нерчинске, я нанял повара из Манчжурии за 100 тысяч рублей, а тот был счастлив. Это показывает то, что по ту сторону границы экономика на уровне МСП не сильно отличается от нашей, и наш регион является привлекательным местом работы для многих людей из соседних государств. Сравнительно немного Забайкальцев уезжают в Китай или Монголию. Жители Забайкалья больше предпочитают вести бизнес с Китаем, но связывать его с Россией, нежели там жить.
А как Вы еще компенсируете нехватку кадров?
Мы пытаемся помогать бывшим заключенным, привлекая их к работе. Ближе всего МСП работают с женскими колониями не строгого режима, таким образом реабилитируя заключенных обратно в общество, давая им навыки и уверенность в себе.
Но наличие многих колоний в регионе имеет и обратную сторону медали – многие заключенные остаются на месте освобождения и возвращаются в свою исконную «индустрию», что ведет к росту уровня преступности. Предстоит много кропотливой работы для всего общества по реабилитации освобожденных заключенных. Это важное дело, которое может улучшить жизнь как освобожденным, так и остальным жителям Края.
Какие процессы Вы хотели бы видеть в отношениях государства и бизнеса?
С точки зрения регулирования и поддержки бизнеса, я бы хотел указать на концептуальный вопрос, который является корнем для остальных. Среди государственных деятелей заметно мнение, что предпринимательская сфера работает на свой страх и риск, поэтому помогать ей не надо, и у государства другие задачи. Это не совсем так. Нам стоит строить органический симбиоз сфер государства и коммерции, в котором обе стороны ухаживают за друг другом. В конце концов МСП создают 75,000 рабочих мест в регионе и являются главным источником налогов, пополняющим казну. МСП сегодня – это градообразующие и инновационные предприятия завтрашнего дня. Данный сектор стратегически важен, как инкубатор будущего страны.
Предпринимает ли власть шаги по этому направлению?
Вдохновляет то, что шаги в данном направлении уже делаются. Например, на региональном уровне нас - предпринимателей приглашают на совещания в правительство, и мы порой предлагаем необычные решения проблем, которые может придумать только мышление бизнесмена. Я надеюсь на продолжение и углубление данного сотрудничества, чтобы в итоге создались отношения близкие, даже незаметные, как симбиоз коммерческого и государственного секторов.
А на федеральном уровне мы рады изменению правил госзакупок, которое разрешает МСП участвовать в тендерах напрямую, убирая неэффективную схему субподрядов от больших предприятий. Прямая работа с государством дает шанс МСП вырасти, не только финансово, но и меняя их внутреннюю культуру, ставя достойные, масштабные, задачи перед предпринимателями.
Какие сферы первые вырастут после пандемии и где таится долговременный потенциал региона?
После пандемии первыми выскочат индустрии принявшие на себя самый сильный удар – это общепит, туризм, спортивные центры и оптовые рынки. А в дальнейшем я вижу неоткрытый потенциал в сфере цифровых услуг и компаний, которые на данный момент в краю не представлены, если только магазинами в инстаграме. Это непаханое поле, а молодые предприниматели понимают в цифровой сфере моментально. Я уверен, что есть место для технологичных компаний, которые будут обслуживать остальные секторы региональной экономики.
Заключение
МСП – важный мост межу странами, в нашем случае - России, Монголии и Китая. Мост коммерческий, политический, и, элементарно, человеческий. Посредством МСП Россия поддерживает постоянный взаимовыгодный обмен с народами стран, с которыми она близка. Предприниматели являются важным сектором развития народной дипломатии с регионами, соприкасающимися с Россией, поддерживая связи людей сквозь границы.
Помимо этого, стоит подчеркнуть ключевую фразу в вышесказанном – «отношения близкие, даже незаметные [с МСП], как симбиоз коммерческого и государственного секторов». Более органичное отношение между МСП и властью будет полезно не только для экономической выгоды, но и для долговременного выстраивания общественного доверия к институтам власти. В кочевом прошлом Дальнего Востока много примеров соборности между властью и народом, порой суровая природа Края подталкивала людей решать проблемы совместно. Так и сейчас, переживая бедствия эпидемии, мы видим, насколько разные институты важны друг для друга. Для того, чтобы превзойти последний вызов, и успешно переживать будущее, необходимо наладить отношение взаимопонимания между государством и предпринимательством.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся