Блог о культуре и истории Внутренней Азии

К/Ф Паразиты – Как Сделать Национальную Культуру Глобальной

4 Августа 2020
Распечатать
Фильм «Паразиты» был снят в Корее и вышел в прокат 20 июня 2019 года. С тех пор он захватил сердца кинокритиков, выиграл многочисленные призы, включая «Золотую Пальмовую Ветвь» кинофестиваля в Каннах и собрал 226 миллионов долларов с бюджетом в 11 миллионов. Однозначно, это успех.
Данная статья анализирует элементы фильма, которые, возможно, обеспечили такой внушительный международный успех. С точки зрения данного блога, фильм интересен тем, как он смог «глобализировать» часть национальной корейской культуры. Как именно тем, что фильм не скопировал Голливуд, он смог обогнать голливудские «блокбастеры». Для экспертного мнения профессионала индустрии, я обратился к российскому актеру театра и кино Чеславу Головинцу за комментарием. Далее статья исходит из того, что читатель смотрел фильм, раскрываются детали сюжета.
Фильм «Паразит» является самостоятельным производством корейской современной культуры, и, возможно, именно корейские элементы в его сюжете так заинтересовали зрителей всего мира. Анализ успеха можно провести от общего к частному – сюжет, персонажи, культурные элементы, и, наконец, похожие произведения.
Универсализм
Сюжет складывает вместе разные жанры и изначально не показывает сюрреализм. Есть ноты комедии, драмы, даже ужаса. Такой жанровый коктейль обозначает, что фильм сразу может быть интересен широкому кругу зрителей, и многие смогут найти в нем что-то для себя. Далее, необходимо подчеркнуть, что избранная социальная проблема, которую анализирует фильм – классовое неравенство – универсально во всем мире. Везде есть обделенные бедные и сверхбогатые. Мы видим пирамиду общества, где бы мы не жили. Два вышесказанных элемента максимально расширяют спектр возможно заинтересованных зрителей тем, что создают сюжет, который вызывает эмоциональную симпатию людей разных культур, с отличающимися преференциями и из всех слоев общества. Сам факт того, что в доме у богатой семьи живет в подвале бедный человек подчеркивает непреодолимую разницу между классами. Разделение классов видно из многочисленных моментов кинематографа, как использование ракурсов.
Но универсальную историю о сложности бедной жизни необходимо рассказать так, как доныне не рассказывали, иначе получится неинтересный продукт. Соответственно, создатели добавили сюрреализм и даже абсурд.
Как добавить такие элементы в кинематограф? «Разделение между классами показано даже в малейших деталях. Например, в сцене, где бедный персонаж поднимается по дороге, ведущей к богатой семье и при этом выходит из тени на солнце, а возвращаясь обратно домой кадр показывает только как персонаж спускается вниз по лестницам и улицам… Вторым примером послужит кадр во время ливня, когда бедная семья бежит домой, весь кадр они идут вниз, как будто сам город вертикальный…», подчеркнул Чеслав, «во всех актерских школах, включая наши ВУЗы, учат таким подходам. Но знать теорию недостаточно. В каждом произведении есть грань, после которой прием кажется несуразным. Для актера также важно понимать, как он должен выглядеть в кадре, как не переиграть, и как сыграть так, чтобы кинематографический прием выдал желаемый кадр и реакцию зрителя. Как пример, сцена, где дом бедной семьи затоплен, и дочь закуривает, сидя на самой высокой точке их квартиры – на туалете. Ее игра в этот момент точно и искренне выражает сложнейшую эмоцию отчаянья».
Местная культура
«Корейскость» данного фильма проработана до малейших деталей. Например, в начальной сцене, где главный персонаж встречается со своим другом, они пьют дешевое корейское пиво, где отчетливо виден брэнд, а когда бедная семья достигает дома богатых, они уже расставляют напитки, которые житель Кореи сразу узнает, как дорогие. Архитектура, ландшафт, и атмосфера почти каждого места - безошибочно корейские. Использованные бренды, расстановка посторонних объектов вроде реклам, корзинок и т.д. до малейшей детали показывают корейские культурные элементы. Чеслав добавляет, «важно, что часто фильм показывался в кинотеатрах с субтитрами, а не был дублирован. Сами корейские голоса, тон языка и эмоции актеров создали не только чувство экзотики, но и связи между персонажами и их окружением».
Линии между каждыми персонажами как будто прорисовываются, и зритель становится участником создания картины, другими словами он как будто присутствует в момент творения, и, я бы сказал, через культурную символику появляется не только зрительное восприятие, но обонятельное, как эффект 5-D.
Важная деталь, на которую стоит обратить внимание, это то, как элементы национальной культуры использованы не для общего антуража, а как элементы, продвигающие сюжет вперед. Элементы корейской культуры не кичились и не переполняли кадр, а смотрелись органично. Проработанность малейших элементов, например того, как выглядит корейский диплом, в сцене, где его подделывают, выделяют данный фильм в сфере международного кинематографа.
О режиссере
Порой может быть задан вопрос: режиссер спланировал успех или «так получилось»?
«В данном случае, ответ скорее первый вариант. Пон Чжун Хо - опытный режиссер с международным стажем и не одним шедевром за плечами. Тематику классового общества его фильмы уже исследовали. Например, в фильме «Сквозь снег» также мастерски использованы ракурсы и векторы – персонажи двигаются из нижних классов к богатству и достатку слева-направо всего фильма. Данный опыт дал автору возможность продумать свое творение до миллиметра. В этом, не побоюсь этого слова, шедевре сильно ощутима вся полнота любви, которую автор вложил туда» - категорично ответил Чеслав.
Видно сколько сил, усердия и пота было оставлено на съёмочной площадке. Не часто увидишь, чтобы режиссер получал награды с таким смиренным теплом, как делал это Пон Чжун Хо, и тогда понимаешь, что для него это творение как член семьи, родственник, и что все было сделано не ради великой Оскароносной истории, а просто из большой любви и преданности своему делу.
Параллели
Успех «Паразитов» можно сравнить с «Миллионером из трущоб» 2008 года. Тот фильм смог победить на Оскаре в 8 категориях и принести авторам финансовый успех. История, снятая в Индии, рассказывает о том же вечном классовом неравенстве посредством любовной сюжетной линии и уникально-индийского антуража. В этом качестве можно привести стереотипичные примеры, такие как сцены в центре техподдержки. В Индии особенно заметен сильнейшей контраст классов и все еще остались отголоски кастовой системы. Режиссеры того фильма использовали данные элементы для украшения истории и подчеркивания главного морального посыла.
Оба фильма имеют развитое послевкусие и исследуют одну и ту же тему, но с абсолютно разными ракурсами и уникальными элементами культурного контекста. Оба фильма комбинируют жанры и апеллируют к более универсальным чувствам справедливости, тем самым максимизируя свою потенциальную аудиторию.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать несколько выводов. Пожалуй, главное, что можно сказать, это то, что успешный культурный экспорт использует национальные особенности и уникальность для подчеркивания, по сути, универсальных сюжетов. Неравенство есть везде, но фильм «Паразиты» захватил мир, рассказав знакомую историю по-корейски. Смог бы он также одержать успех без национальных элементов? Возможно, что нет.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся