«Альфа и Омега Мягкой Силы»
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В интервью с Александром Шолоховым, депутатом Государственной Думы РФ и заместителем председателя комитета Думы по культуре, мы беседуем о народном культурном наследии, о политических предложениях коллег в данной сфере и о том, что делать, как внутри страны, так и за рубежом.
Нельзя не согласится с аргументацией г-на Шолохова, что нам необходимо рассматривать нашу отечественную культуру как элемент национальной безопасности. Его слова актуальны как никогда, ведь именно 21-го Декабрь 2017го Президент Путин заявил, что России нужен новый закон о культуре. Элемент культуры в госбезопасности способен приносить стране дивиденды как внутри нее, так и на международной арене. Внутри, все, что впадает в широкие рамки ‘культура’, формирует общественное сознание и гарантирует связь поколений. Во внешней политике, она должна приносить полезные репутационные дивиденды стране и монетарные самим исполнителям. Благо, у нас есть чем гордиться: классическая музыка и балет - то что прежде всего ассоциируется во всем мире с нашей страной, а уникальное наследие творчества всех народов России, а также феномен казачества не имеют аналогов в мире. Как дерево без полива, культура народа не может сохраняться без подпитки и активной политической заботы. Наша страна древняя и молодая одновременно, и для формирования эффективной политики нужно время. Ответ г-на Шолохова, упоминающий идущие разговоры в государственных структурах, внушает определенный оптимизм.
Также, в интервью поднимается тема, демонстрирующая политические предложения культурных деятелей Дальнего Востока и Монголии. Данный регион растет в ранге приоритетов государственной политики,[1] и пока мало причин для утверждения, что эта тенденция остановится. Соответственно, пожелания коллег из Восточных регионов, составляют особый интерес в атмосфере повышения политического внимания. Надеюсь читателю будет интересны проблемы и предложения решений наших и соседних деятелей культуры.
Оружие мягкой силы
По Вашему мнению, какое место могло бы занять народное культурное наследие разных регионов России в инициативах мягкой силы\народной дипломатии, как внутри страны, так и за ее рубежом?
Культура вообще является основным «оружием» т.н. «мягкой силы». Собственно, потому эта сила и становится мягкой, что средствами ее являются убеждение, информирование, пример, а что служит лучшим для этого источником? Ответ очевиден.
Народное же наследие, начиная от промыслов и заканчивая фольклором – это альфа и омега любой культуры. То, что близко и понятно каждому. То, на что мы в первую очередь обращаем внимание, приезжая в другую страну или встречаясь с ее представителями. То, чем один народ отличается от другого и одновременно интересуется у другого.
Именно поэтому, особенно в последнее время, так быстро развивается событийный туризм – та составляющая последнего, которая базируется на разного рода народных празднествах, фольклорных фестивалях, исторических реконструкциях и т.п.
Какой бы Вы назвали успешный пример эффективного использование культуры как «оружия» мягкой силы?
Уместно вспомнить феномен казачества – военизированной структуры, практически погранвойск, охранявших всю сухопутную границу Российской империи, а до того существенно эту границу расширивших. Изучая этот пример, неизбежно приходишь к пониманию, что своё непревзойдённое воинское искусство казаки применяли достаточно редко. Неизмеримо чаще казачество, фактически, использовало как раз мягкую силу: привлекательность русской культуры, православия и ненасильственное созидательное участие в жизни и развитии соответствующей территории и народа. Причём следов взаимопроникновения пограничных культур в результате находим очень много как в казачьем фольклоре и традициях, так и в культурных устоях «соседей». Замечательный пример сохранения собственного культурного наследия при уважительном и взаимообогащающем отношении к другому.
Что делать?
Предыдущее исследование показало взаимный интерес и симпатию, а также острый недостаток информации и образования друг о друге между русскими и китайцами. По Вашему мнению, как наиболее эффективно удовлетворить такой взаимный спрос на образование и повышение знаний и понимание культуры между народами наших стран?
Столь же просто в понимании, сколь сложно в реализации: больше общаться и «обмениваться», взаимно обогащаться знаниями о культуре наших стран. В форме выставок, концертов, событий, туристических поездок...
В предыдущих интервью, я спрашивал у деятелей культуры Внутренней Азии, какие у них были бы политические предложения и какие меры правительства могли бы им помочь. Я постарался конденсировать их ответы в конкретные политические меры. Пожалуйста прокомментируйте их.
- Алдар Энхбаяр, кинорежиссер, сценарист и актер (Монголия): Главная проблема в сложности покупки лучшей техники для съемок. Предложение: создать государственное ведомство, владеющее, хранящее и предоставляющее новейшее камеры, микрофоны и другую технику в прокат было бы очень полезно. (таким образом многие студии могли бы использовать имеющиеся инструменты, и понижать свои издержки)
- Радик Тюлюш, музыкант, (Тува): постоянный контакт между соответствующими государственными ведомствами и деятелями культуры поднял бы моральный дух музыкантов и помог бы быстрее устранять недоработки в государственной политике. Площадкой такого рода контакта мог бы стать закрытый интернет-форум между деятелями культуры и представителями госведомств.
- Намгар Лхасаранова, музыкант, (Бурятия): организационной деятельностью для народных творческих коллективов занимаются во основном только несколько человек по всей стране. Предложение: создать институт или агентство, представляющее интересы российских ансамблей на международных фестивалях и помогающее с организацией туров внутри страны, могло бы быть очень востребованным.
- Павел Стабров, директор и продюсер группы «Хартыга» (Тува): для нас самая главная проблема - это перевозка музыкальных инструментов. Некоторые авиалинии даже заставляют покупать отдельные билеты для их перевозки. Предложение: создать Целевые гранты для логистики, или как абсолютный максимум – приказ авиалиниям способствовать перевозке музыкальных инструментов – могли бы серьёзно уменьшить издержки коллективов.
Трудно не согласиться с наличием и остротой тех проблем, о которых говорят коллеги. Предлагаемые ими меры могут в какой-то мере их решить. Но в этой связи прежде всего нужно говорить о том, что активно обсуждается сейчас на всех уровнях и в обозримом будущем, искренне надеюсь, будет выведено на уровень решений. Речь идёт о колоссальном заблуждении, системной ошибке, допускаемой в построении отношения государства к культуре. Сегодня культура многими структурами власти рассматривается как «отрасль» социальной сферы, сферы услуг. При том, что культура очевидно не должна и не может рассматриваться так узко и сфера её действия распространяется гораздо дальше предмета ведения соответствующего министерства.
Культура – это всеобщее благо, его создание невозможно свести к нормированию затрат на ту или иную деятельность. Не говоря уже о том, что культура является предметом самоидентификации народа, базирующемся, прежде всего, на главном носителе культуры – национальном языке. Таким образом, культуру необходимо рассматривать как важнейшую составляющую национальной безопасности и, в конечном итоге, как необходимое условие существования самое народа.
«Достаточно уничтожить памятники народа, и он уже во втором поколении перестанет существовать как нация» – сказал Альфред Розенберг, идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), а этот человек знал, что и в каких целях говорить.
Как Вы думаете, что является наиболее эффективным способом передавать культурно-историческое наследие молодому поколению? Как задействовать молодежь в отечественной и народной культуре?
Не возьмусь составить полный перечень таких способов, а тем более определить лучший среди них. Но, опираясь на свой опыт работы в музее-заповеднике, одним из лучших я бы назвал возможность самому приобщишься к шедевру живописи и ваяния, рукописи, хранящей руку гения, архитектурному творению, работе кузнеца или гончара, пейзажу, ставшему источником вдохновения и перенесённому на бумагу кистью или пером, песням и сказкам, сложенным много веков назад...
Пожалуйста, дайте пример или случай из Вашего опыта, как лучше всего задействовать молодое поколение в культурном деле?
В музее-заповеднике Шолохова в Ростовской области, в хуторе Кружилинском, в первое воскресенье осени проводится праздник «Кружилинские Толоки». Толоками на Дону называют обычай всем миром помогать соседям в больших и сложных делах. Одна из постоянных тем этих праздников – хлеб, земледелие, крестьянский труд. Гостям праздника дают возможность не только посмотреть, но и самому вспахать землю на быках, вручную засеять поле, сжать урожай, обмолотить его, смолоть и потом съесть горячие душистые блины, испечённые из полученной своими руками муки. Один раз, в момент, когда из-под сгребаемой после обмолота мякины на солнце золотом сверкнул толстый слой зерна, я обратил внимание на стоявшую рядом девчушку лет десяти. Она, зачарованно смотревшая на происходящее и, возможно, до этого считавшая, что булки растут на деревьях, восхищенно выдохнула: «Так это правда???» По-моему, неплохая иллюстрация тому, как можно уважение к труду, к хлебу, к традициям передать и привить «прямым включением», без долгих и зачастую бесполезных нравоучений.
Послесловие
Я бы подчеркнул два элемента из интервью. Их осмысление интересно само по себе, и актуально в свете насущных политических вопросов.
Во-первых, слова г-н Шолохова называющие культурную политику элементом национальной безопасности актуальны как никогда. Политика презирает вакуум, и если мы не сформируем идентичность нынешнего и будущего поколения, то ее сформируют за нас, и не всегда дружелюбные силы. Это очевидно, ведь сейчас мы живем под постоянным информационном ливнем, со всех сторон поступающим через интернет на прямую к нам. Чтобы сохранить баланс сил, необходимо поддерживать как минимум равную и противоположенную реакцию. Сказав просто, преступление А. Розенберга сейчас сделать проще, чем когда-либо в истории, а предотвратить, наоборот, сложнее. Будем надеется, что системная реформа политики нашей страны, на которую намекнул г-н Шолохов, своевременно выведет на уровень принятия конкретных мер, и может быть включит инициативы выше предложенными самими творцами.
Во-вторых, нужно обратится к историческому опыту и прецеденту успеха. Интересен опыт взаимообогащения между казаками и окружающими народами. Он указывает на важность способности к адаптации с одновременным сохранением самобытности. Традиционность и твердость в ценностях не должна быть связана с архаичностью, а наоборот, должна направлять на активный поиск новых способов преподавания старых смыслов. Деятели народной культуры находятся в положении связующего звена между требованиями аудитории и теми народными памятниками, которые они представляют. Их успешная карьера является примером сохранения и диссеминации традиционной культуры.
Нашей стране стоит, как сказал г-н Шолохов, переосмыслить приоритет культурной политики и вектор усилий, направив внимание к богатому народному наследию. Изменение официального дискурса способствует формулировке качественно новых политических решений и мер. Мы может и долго запрягаем, но при правильным дискурсе и направлении, точно поскачем быстро.
Первоисточник на Геополитика.ру
----------------
[1] Так недавно заявил Президент Путин