Блог о культуре и истории Внутренней Азии

«Альфа и Омега Мягкой Силы»

30 Января 2018
Распечатать

В интервью с Александром Шолоховым, депутатом Государственной Думы РФ и заместителем председателя комитета Думы по культуре, мы беседуем о народном культурном наследии, о политических предложениях коллег в данной сфере и о том, что делать, как внутри страны, так и за рубежом.

Нельзя не согласится с аргументацией г-на Шолохова, что нам необходимо рассматривать нашу отечественную культуру как элемент национальной безопасности. Его слова актуальны как никогда, ведь именно 21-го Декабрь 2017го Президент Путин заявил, что России нужен новый закон о культуре. Элемент культуры в госбезопасности способен приносить стране дивиденды как внутри нее, так и на международной арене. Внутри, все, что впадает в широкие рамки ‘культура’, формирует общественное сознание и гарантирует связь поколений. Во внешней политике, она должна приносить полезные репутационные дивиденды стране и монетарные самим исполнителям. Благо, у нас есть чем гордиться: классическая музыка и балет - то что прежде всего ассоциируется во всем мире с нашей страной, а уникальное наследие творчества всех народов России, а также феномен казачества не имеют аналогов в мире. Как дерево без полива, культура народа не может сохраняться без подпитки и активной политической заботы. Наша страна древняя и молодая одновременно, и для формирования эффективной политики нужно время. Ответ г-на Шолохова, упоминающий идущие разговоры в государственных структурах, внушает определенный оптимизм.

Также, в интервью поднимается тема, демонстрирующая политические предложения культурных деятелей Дальнего Востока и Монголии. Данный регион растет в ранге приоритетов государственной политики,[1] и пока мало причин для утверждения, что эта тенденция остановится. Соответственно, пожелания коллег из Восточных регионов, составляют особый интерес в атмосфере повышения политического внимания. Надеюсь читателю будет интересны проблемы и предложения решений наших и соседних деятелей культуры.

Оружие мягкой силы

По Вашему мнению, какое место могло бы занять народное культурное наследие разных регионов России в инициативах мягкой силы\народной дипломатии, как внутри страны, так и за ее рубежом?

Культура вообще является основным «оружием» т.н. «мягкой силы». Собственно, потому эта сила и становится мягкой, что средствами ее являются убеждение, информирование, пример, а что служит лучшим для этого источником? Ответ очевиден.

Народное же наследие, начиная от промыслов и заканчивая фольклором – это альфа и омега любой культуры. То, что близко и понятно каждому. То, на что мы в первую очередь обращаем внимание, приезжая в другую страну или встречаясь с ее представителями. То, чем один народ отличается от другого и одновременно интересуется у другого.

Именно поэтому, особенно в последнее время, так быстро развивается событийный туризм – та составляющая последнего, которая базируется на разного рода народных празднествах, фольклорных фестивалях, исторических реконструкциях и т.п.

Какой бы Вы назвали успешный пример эффективного использование культуры как «оружия» мягкой силы?

Уместно вспомнить феномен казачества – военизированной структуры, практически погранвойск, охранявших всю сухопутную границу Российской империи, а до того существенно эту границу расширивших. Изучая этот пример, неизбежно приходишь к пониманию, что своё непревзойдённое воинское искусство казаки применяли достаточно редко. Неизмеримо чаще казачество, фактически, использовало как раз мягкую силу: привлекательность русской культуры, православия и ненасильственное созидательное участие в жизни и развитии соответствующей территории и народа. Причём следов взаимопроникновения пограничных культур в результате находим очень много как в казачьем фольклоре и традициях, так и в культурных устоях «соседей». Замечательный пример сохранения собственного культурного наследия при уважительном и взаимообогащающем отношении к другому.

Что делать?

Предыдущее исследование показало взаимный интерес и симпатию, а также острый недостаток информации и образования друг о друге между русскими и китайцами. По Вашему мнению, как наиболее эффективно удовлетворить такой взаимный спрос на образование и повышение знаний и понимание культуры между народами наших стран?

Столь же просто в понимании, сколь сложно в реализации: больше общаться и «обмениваться», взаимно обогащаться знаниями о культуре наших стран. В форме выставок, концертов, событий, туристических поездок...

В предыдущих интервью, я спрашивал у деятелей культуры Внутренней Азии, какие у них были бы политические предложения и какие меры правительства могли бы им помочь. Я постарался конденсировать их ответы в конкретные политические меры. Пожалуйста прокомментируйте их.

  • Алдар Энхбаяр, кинорежиссер, сценарист и актер (Монголия): Главная проблема в сложности покупки лучшей техники для съемок. Предложение: создать государственное ведомство, владеющее, хранящее и предоставляющее новейшее камеры, микрофоны и другую технику в прокат было бы очень полезно. (таким образом многие студии могли бы использовать имеющиеся инструменты, и понижать свои издержки)
  • Радик Тюлюш, музыкант, (Тува): постоянный контакт между соответствующими государственными ведомствами и деятелями культуры поднял бы моральный дух музыкантов и помог бы быстрее устранять недоработки в государственной политике. Площадкой такого рода контакта мог бы стать закрытый интернет-форум между деятелями культуры и представителями госведомств.
  • Намгар Лхасаранова, музыкант, (Бурятия): организационной деятельностью для народных творческих коллективов занимаются во основном только несколько человек по всей стране. Предложение: создать институт или агентство, представляющее интересы российских ансамблей на международных фестивалях и помогающее с организацией туров внутри страны, могло бы быть очень востребованным.
  • Павел Стабров, директор и продюсер группы «Хартыга» (Тува): для нас самая главная проблема - это перевозка музыкальных инструментов. Некоторые авиалинии даже заставляют покупать отдельные билеты для их перевозки. Предложение: создать Целевые гранты для логистики, или как абсолютный максимум – приказ авиалиниям способствовать перевозке музыкальных инструментов – могли бы серьёзно уменьшить издержки коллективов.

Трудно не согласиться с наличием и остротой тех проблем, о которых говорят коллеги. Предлагаемые ими меры могут в какой-то мере их решить. Но в этой связи прежде всего нужно говорить о том, что активно обсуждается сейчас на всех уровнях и в обозримом будущем, искренне надеюсь, будет выведено на уровень решений. Речь идёт о колоссальном заблуждении, системной ошибке, допускаемой в построении отношения государства к культуре. Сегодня культура многими структурами власти рассматривается как «отрасль» социальной сферы, сферы услуг. При том, что культура очевидно не должна и не может рассматриваться так узко и сфера её действия распространяется гораздо дальше предмета ведения соответствующего министерства.

Культура – это всеобщее благо, его создание невозможно свести к нормированию затрат на ту или иную деятельность. Не говоря уже о том, что культура является предметом самоидентификации народа, базирующемся, прежде всего, на главном носителе культуры – национальном языке. Таким образом, культуру необходимо рассматривать как важнейшую составляющую национальной безопасности и, в конечном итоге, как необходимое условие существования самое народа.

«Достаточно уничтожить памятники народа, и он уже во втором поколении перестанет существовать как нация» – сказал Альфред Розенберг, идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), а этот человек знал, что и в каких целях говорить.

Как Вы думаете, что является наиболее эффективным способом передавать культурно-историческое наследие молодому поколению? Как задействовать молодежь в отечественной и народной культуре?

Не возьмусь составить полный перечень таких способов, а тем более определить лучший среди них. Но, опираясь на свой опыт работы в музее-заповеднике, одним из лучших я бы назвал возможность самому приобщишься к шедевру живописи и ваяния, рукописи, хранящей руку гения, архитектурному творению, работе кузнеца или гончара, пейзажу, ставшему источником вдохновения и перенесённому на бумагу кистью или пером, песням и сказкам, сложенным много веков назад...

Пожалуйста, дайте пример или случай из Вашего опыта, как лучше всего задействовать молодое поколение в культурном деле?

В музее-заповеднике Шолохова в Ростовской области, в хуторе Кружилинском, в первое воскресенье осени проводится праздник «Кружилинские Толоки». Толоками на Дону называют обычай всем миром помогать соседям в больших и сложных делах. Одна из постоянных тем этих праздников – хлеб, земледелие, крестьянский труд. Гостям праздника дают возможность не только посмотреть, но и самому вспахать землю на быках, вручную засеять поле, сжать урожай, обмолотить его, смолоть и потом съесть горячие душистые блины, испечённые из полученной своими руками муки. Один раз, в момент, когда из-под сгребаемой после обмолота мякины на солнце золотом сверкнул толстый слой зерна, я обратил внимание на стоявшую рядом девчушку лет десяти. Она, зачарованно смотревшая на происходящее и, возможно, до этого считавшая, что булки растут на деревьях, восхищенно выдохнула: «Так это правда???» По-моему, неплохая иллюстрация тому, как можно уважение к труду, к хлебу, к традициям передать и привить «прямым включением», без долгих и зачастую бесполезных нравоучений.

Послесловие

Я бы подчеркнул два элемента из интервью. Их осмысление интересно само по себе, и актуально в свете насущных политических вопросов.

Во-первых, слова г-н Шолохова называющие культурную политику элементом национальной безопасности актуальны как никогда. Политика презирает вакуум, и если мы не сформируем идентичность нынешнего и будущего поколения, то ее сформируют за нас, и не всегда дружелюбные силы. Это очевидно, ведь сейчас мы живем под постоянным информационном ливнем, со всех сторон поступающим через интернет на прямую к нам. Чтобы сохранить баланс сил, необходимо поддерживать как минимум равную и противоположенную реакцию. Сказав просто, преступление А. Розенберга сейчас сделать проще, чем когда-либо в истории, а предотвратить, наоборот, сложнее. Будем надеется, что системная реформа политики нашей страны, на которую намекнул г-н Шолохов, своевременно выведет на уровень принятия конкретных мер, и может быть включит инициативы выше предложенными самими творцами.

Во-вторых, нужно обратится к историческому опыту и прецеденту успеха. Интересен опыт взаимообогащения между казаками и окружающими народами. Он указывает на важность способности к адаптации с одновременным сохранением самобытности. Традиционность и твердость в ценностях не должна быть связана с архаичностью, а наоборот, должна направлять на активный поиск новых способов преподавания старых смыслов. Деятели народной культуры находятся в положении связующего звена между требованиями аудитории и теми народными памятниками, которые они представляют. Их успешная карьера является примером сохранения и диссеминации традиционной культуры.

Нашей стране стоит, как сказал г-н Шолохов, переосмыслить приоритет культурной политики и вектор усилий, направив внимание к богатому народному наследию. Изменение официального дискурса способствует формулировке качественно новых политических решений и мер. Мы может и долго запрягаем, но при правильным дискурсе и направлении, точно поскачем быстро.

Первоисточник на Геополитика.ру

----------------

[1] Так недавно заявил Президент Путин

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся