В марте–апреле 2017 г. в заочном режиме состоялась дискуссия между европейскими чиновниками и премьер-министром Великобритании, в итоге которой Дональд Туск обозначил принципы, которым будет следовать ЕС в переговорах по Brexit:
- Лондон не сможет пользоваться правами и привилегиями наравне с государствами-участниками Союза, однако Брюссель не отказывается от взаимоотношений партнерства.
- Не будет никаких промежуточных соглашений: договор о выходе будет подписан единым пакетом, т.е. он должен быть всеобъемлющим по принципу «nothing is agreed until everything is agreed».
- Договор будет подписан строго между ЕС и Великобританией, а не по отдельности с каждым членом Союза.
- С выходом Великобритании действие всех договоров будет для нее прекращено.
- Соглашение будет содержать очертания будущих взаимоотношений.
- ЕС готов рассмотреть варианты подписания договора о создании ЗСТ с Лондоном.
Какой же из этого можно сделать вывод на данный момент? Ранее казалось, что существуют два сценария: норвежский и швейцарский.
Первый вариант предполагает доступ к рынку ЕС и все выгоды от четырёх свобод. Но такой вариант не устраивает ЕС — это противоречит вышеупомянутым принципам.
Для ЕС-27 Швейцария и Великобритания играют роль схожих по значимости торгово-экономических партнеров, хотя они и находятся в разных политических «весовых категориях». В этом контексте «окончательный развод» Лондона и Брюсселя кажется маловероятным. Ни европейцы, ни англичане не захотят устраивать нечто вроде торговых войн посредством введения ограничений и тарифных барьеров, так как такие шаги будут идти вразрез с экономическими интересами обеих сторон, особенно учитывая тот факт, что Великобритания — главный торговый партнер Германии. Кроме того, вряд ли Brexit приведет к упадку лондонского финансового центра и переносу его активов и функций во Франкфурт-на-Майне, поскольку, по мнению некоторых экспертов, это невыгодно.
Как представляется, Лондон будет стремиться выстроить свои будущие взаимоотношения с Союзом по «швейцарскому варианту». Однако не стоит надеяться, что переговоры по формированию нового договора между Великобританией и ЕС закончатся до объявленного двухлетнего срока.
В конце марта произошло значимое для всей Европы событие: в Риме отмечали юбилей подписания т.н. Римского договора, заложившего основы существования ЕС в том виде, в котором он находится сейчас — в статусе самого успешного интеграционного образования в мире. Отпраздновать это событие собрались руководители стран-членов Союза и европейских институтов.
Председатель Европейского совета Д. Туск в эмоциональной речи, в которой было много отсылок к личной биографии и трагическому прошлому родной для него Польши, подвел итоги работы организации за 60 лет. Он отметил, что «ЕС — это не только слоганы, общие процедуры и механизмы, но и гарантия наших свобод, демократии и независимости». На примере родного Гданьска он показал, что разрушенный «Гитлером и Сталиным», угнетенный коммунистическим режимом город процветает в условиях единой Европы, свободы и демократии. Тронутые до глубины души лидеры подписали Римскую декларацию, поставив оптимистическую цель сделать Союз еще более успешным, укрепить его место в мире, ускорить экономический рост.
Однако праздничное настроение было подпорчено отсутствием в Риме представителей Великобритании. Председатель Европейской комиссии Ж.-К. Юнкер назвал это «трагедией и провалом». Это ощущение явно вытекает из текста вышеназванной декларации. Так, в преамбуле говорится «мы, лидеры 27 государств», хотя формально количество участников союза еще 28. Далее, наряду с «глобальными» упомянуты «беспрецедентные внутренние вызовы», стоящие перед союзом, среди которых выделяется и протекционизм. «Мы сделаем ЕС сильнее … посредством еще большей сплоченности и солидарности… Поодиночке мы окажемся на обочине глобальных процессов. Но единство — наш шанс влиять на них… Европа — наше общее будущее». Безусловно, авторы этих строк косвенно критически указывают на действия Лондона.
Буквально через несколько дней Премьер-министр Великобритании Т. Мэй по дипломатическим каналам направляет письмо, уведомляющее Брюссель о начале процесса Brexit в соответствии со ст. 50 Договора о Европейском союзе. До сих пор никто еще не пользовался прописанным в этой статье механизмом, так что на данном этапе сложно представить, какие реальные очертание приобретет Brexit. Но что-то уже можно предугадать. Например, что тот ЕС, который мы знаем, просуществует точно еще ровно 2 года, до 29 марта 2019 г.
В течение этого времени будут проходить тяжелые и неприятные для их участников переговоры. И хотя Ж.-К. Юнкер заверяет, что «переговоры с Великобританией будут вестись в «дружеском и справедливом» духе», что «в отношении Великобритании не последует никаких санкций, … никто никого наказывать не будет», разрыв — это всегда тяжело и больно.
Уже через 2 дня Д. Туск выступил с заявлением, четко обозначив принципы, которым будет следовать ЕС в переговорах. Важнейшими из них станут следующие:
- Лондон не сможет пользоваться правами и привилегиями наравне с государствами-участниками Союза, однако Брюссель не отказывается от взаимоотношений партнерства.
- Не будет никаких промежуточных соглашений: договор о выходе будет подписан единым пакетом, т.е. он должен быть всеобъемлющим по принципу «nothing is agreed until everything is agreed».
- Договор будет подписан строго между ЕС и Великобританией, а не по отдельности с каждым членом Союза.
- С выходом Великобритании действие всех договоров будет для нее прекращено.
- Соглашение будет содержать очертания будущих взаимоотношений.
- ЕС готов рассмотреть варианты подписания договора о создании ЗСТ с Лондоном.
Какой же из этого можно сделать вывод на данный момент? Ранее казалось, что существуют два сценария: норвежский и швейцарский.
Первый вариант предполагает доступ к рынку ЕС и все выгоды от четырёх свобод (перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала). Но такой вариант не устраивает ЕС — это противоречит вышеупомянутым принципам. Кроме того, Brexit такого формата станет очень опасным прецедентом, так как не исключено, что многие евроскептики будут стремиться действовать по британский схеме, т.е. иметь привилегированные отношения с Союзом, пользоваться благами общего рынка, но при этом отказываться от вовлеченности в общие европейские дела.
Представляется, что Лондон будет ориентироваться на второй вариант, то есть «швейцарскую схему». Экономические и торговые отношения Берна с Союзом главным образом строятся на пакете двусторонних соглашений, в соответствии с которыми Швейцария получает доступ к единому рынку в обмен на принятие некоторых европейских законодательных норм.
При этом необходимо учитывать, что главными элементами данной схемы, которая успешно работает, стали следующие факторы:
- ЕС — один из важнейших торговых партнеров Швейцарии;
- Швейцария занимает третье место среди самых крупных торговых партнеров ЕС;
- 95% товарооборота — промышленные товары;
- Экспорт товаров Швейцарии в ЕС сконцентрирован на нескольких ведущих отраслях, в частности на продукции химической отрасли, медицинской промышленности, машинах и оборудованиях, часах;
- Швейцария имеет глубокие и разносторонние связи с Европой в сфере услуг, особенно коммерческих услуг.
Торговля товарами и услугами 2013–2015 гг., миллиарды евро
|
Год
|
Импорт ЕС
|
Экспорт ЕС
|
Баланс
|
2013
|
148,5
|
269,2
|
120,7
|
2014
|
160,6
|
250,7
|
90,1
|
2015
|
174,9
|
267,1
|
92,2
|
Швейцария–ЕС
Между ЕС и Швейцарией подписано более 100 соглашений по сотрудничеству в разных областях. Так, например, уже в 2017 г. Швейцария стала полноправным членом общеевропейской исследовательской программы «Горизонт — 2020». За выполнением положений этих документов следят 15 общих комитетов.
Несмотря на налаженные тесные связи между ЕС и Швейцарией, Берн не стесняется предпринимать шаги по защите своих национальных интересов, которые идут вразрез с общеевропейской линией по некоторым направлениям. Так, в 2014 г. в Швейцарии прошел референдум, по итогам которого был ограничен въезд в страну гражданам ЕС. Брюссель был «очень разочарован» таким результатом. Однако это не означает, что европейцы будут вынуждены покинуть территорию Швейцарии, но приведет к тому, что Берн будет крайне избирательно подходить к вопросу — кого пускать, а кого — нет. Ограничения на въезд начнут действовать уже в 2017 г.
Кажется, что это именно то, чего не хватает британцам. Будучи членом ЕС, Великобритания была обязана принимать всех приезжих — граждан Союза — вне зависимости от наличия работы, образования и даже элементарного знания английского языка. После кризисного 2008 г. в Великобританию хлынул поток мигрантов из менее развитых стран Союза — главным образом из наиболее пострадавших стран еврозоны (Италия, Ирландия, Испания) — и стран «новой Европы» (Литва, Польша, Румыния, Болгария). Несмотря на обещания предыдущего премьер-министра Д. Камэрона снизить количество прибывающих мигрантов до нескольких десятков тысяч в год, статистика неумолима — только в 2015 г. Великобритания приняла 330 000 человек, значительная часть которых — граждане ЕС. Комментируя такую ситуацию, Т. Мэй отметила, что Лондон не может контролировать миграцию и не справится с таким числом людей, которые оказывают давление на инфраструктуру, жилищный фонд, транспорт, социальный сектор и т.д. По ее мнению, ЕС проводит неправильную политику в этой области. При этом британцы хотят видеть миграционную политику более управляемой.
Торгово-экономический срез отношений Лондона и Брюсселя выглядит следующим образом:
- ЕС — главный торговый партнер Великобритании;
- почти половина (44%) экспорта Великобритании идет в страны ЕС;
- больше половины (53%) импорта Великобритании поступает из ЕС;
- в то время, как Великобритания испытывает дефицит в торговле товарами с ЕС, для торговли услугами характерна обратная ситуация;
- Великобритания имеет сильные тесные связи с Европой в сфере услуг (42% британских услуг, прежде всего финансовых и коммерческих, экспортируется в ЕС);
- Большая часть экспорта Великобритании ЕС — товары промышленного производства, немного меньше — минеральное сырьё.
Торговля товарами и услугами 2013–2015 гг., миллиарды фунтов стерлингов
|
Год
|
Импорт ЕС
|
Экспорт ЕС
|
Баланс
|
2013
|
228,2
|
285,2
|
57,0
|
2014
|
229,9
|
288,1
|
58,2
|
2015
|
230,0
|
290,6
|
60,6
|
Великобритания–ЕС
При анализе данных напрашивается вывод о том, что для ЕС-27 Швейцария и Великобритания играют роль схожих по значимости торгово-экономических партнеров, хотя они и находятся в разных политических «весовых категориях». В этом контексте «окончательный развод» Лондона и Брюсселя кажется маловероятным. Ни европейцы, ни англичане не захотят устраивать нечто вроде торговых войн посредством введения ограничений и тарифных барьеров, так как такие шаги будут идти вразрез с экономическими интересами обеих сторон, особенно учитывая тот факт, что Великобритания — главный торговый партнер Германии. Кроме того, вряд ли Brexit приведет к упадку лондонского финансового центра и переносу его активов и функций во Франкфурт-на-Майне, поскольку, по мнению некоторых экспертов, это невыгодно.
Именно поэтому, как представляется, Лондон будет стремиться выстроить свои будущие взаимоотношения с Союзом по «швейцарскому варианту». Однако не стоит надеяться, что переговоры по формированию нового договора между Великобританией и ЕС закончатся до объявленного двухлетнего срока. Очевидно, что Brexit вскроет целый пласт юридических проблем, решение которых потребует значительного времени и усилий чиновников и дипломатов обеих сторон.