Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.82)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Артур Хетагуров

Независимый аналитик рынков вооружений

Оценку ВТС России со странами СНГ и тем более входящими в ОДКБ — Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном — в геополитическом контексте корректное рассматривать через призму целей и принципов их сотрудничества в оборонной сфере. ВТС со странами-членами ОДКБ в определенной степени является составляющей общей оборонной политики, поскольку часть поставок ведется в рамках совместного оборонного строительства. С учетом того, что в масштабах СНГ разработка и производство современной военной техники и вооружений обеспечивается только Россией, поддержание во многом единых стандартов перспективного оснащения вооруженных сил стран ОДКБ подразумевает их преимущественную ориентированность на российские закупки.

Оценку ВТС России со странами СНГ и тем более входящими в ОДКБ — Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном — в геополитическом контексте корректное рассматривать через призму целей и принципов их сотрудничества в оборонной сфере, которые четко определены статусом межгосударственных организаций и союзническим характером отношений между странами.

В числе основополагающих документов стоит выделить «Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами – участниками Договора о коллективной безопасности», «Концепцию военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2020 года», «Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности», а также «Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств».

Поиск 2017
ОДКБ, Тактико-специальное учение ОДКБ «Поиск-2017»

ВТС со странами-членами ОДКБ в определенной степени является составляющей общей оборонной политики, поскольку часть поставок ведется в рамках совместного оборонного строительства. К примеру, формирование объединенной системы ПВО и ПРО с Беларусью и Арменией (с планируемым включением стран Центральной Азии), а также формирование коллективных сил быстрого реагирования (КСОР) ОДКБ обеспечиваются оснащением их только совместимыми образцами ВВиСТ. С учетом того, что в масштабах СНГ разработка и производство современной военной техники и вооружений обеспечивается только Россией, поддержание во многом единых стандартов перспективного оснащения вооруженных сил стран ОДКБ подразумевает их преимущественную ориентированность на российские закупки.

Часть поставляемых вооружений и военной техники Россия передает странам ОДКБ безвозмездно в рамках совместного оборонного строительства, либо заключаемых соглашений об оказании военной помощи. К примеру, в рамках формирования единой системы ПВО-ПРО российские зенитно-ракетные системы С-300 передавались Беларуси (4 комплекта С-300ПМУ-1 в 2014 году, с последующей поставкой еще 4 комплектов), Казахстану (5 дивизионов С-300ПС, в 2015 г), Армении (2 дивизиона С-300ПС, 2010 г).  В рамках подписанных в 2013 году соглашений о военной помощи договоренности о безвозмездной передаче военной техники и боеприпасов были достигнуты с Киргизией (на 1,1 млрд долл.) и Таджикистаном (на 0,2 млрд долл.). В 2016 году с Узбекистаном подписан договор о развитии военно-технического сотрудничества, ведется проработка нового соглашения с Таджикистаном о поставках вооружений (в частности, военной авиатехники) и оказание содействия в подготовке персонала «для обеспечения стабильности в регионе».

По контрактным поставкам продукции оборонного назначения в страны ОДКБ коммерческая составляющая в определенной степени нивелирована, в контексте принятого в 2010 году решения стран ОДКБ о взаимной поставке вооружения и военной техники по льготным и внутригосударственным ценам.

Ценовые параметры таких контрактов практически соответствуют отпускным ценам в рамках российского гособоронзаказа. В числе крупнейших подобных сделок — закупка Казахстаном 4 истребителей Су-30СМ на 5 млрд руб. по контракту 2014 года и планируемая поставка еще 7 машин стоимостью 10 млрд долл. (в общей сложности планируется закупить 24 единицы), а также контракты 2016 года на 11 вертолетов Ми-35М и Ми-15,  приобретение Беларусью 8 учебно-боевых самолетов Як-130 (по контрактам 2012 и 2015 годов) и 32 БТР-82А. По аналогичной ценовой политике поставлялись вооружения в рамках предоставленного Армении в 2015 году льготного  экспортного кредита на 200 млн долл. (сообщалось о приобретении Ереваном РЗСО «Смерч», ОТРК «Искандер-М», ПЗРК «Игла-С» и «Верба», ЗРК «Бук-М1-2», огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек», наземных комплексов радиотехнической разведки «Автобаза-М» и др. вооружений).

Автобаза-М
russianarms.ru, наземный комплекс радиотехнической разведки «Автобаза-М»

В контексте совместного оборонного строительства также практикуется поставка/передача ВВТ странам ОДКБ взамен предоставления России в пользование военных объектов (размещения военных баз) на их территории, что обеспечивает стратегическое присутствие России в соответствующих регионах. К примеру, с Таджикистаном в рамках соглашения 2012 года о продлении срока пребывания до 2042 года 201-й российской военной базы оговаривались безвозмездная поставка военной техники и обучение персонала. За использование российскими вооруженными силами авиабазы «Кант» в Киргизии Москва предоставляет Бишкеку различные преференции в сфере оборонного сотрудничества (в частности, предусматриваются Россией поставки оружия). В счет предоставленной Киргизии в 2013 году безвозмездной военной помощи на сумму 1,1 млрд долл. из наличия Минобороны России передавалась военная техника.

В наибольших масштабах производственная кооперация сохраняется и развивается с Беларусью, чей военно-промышленный комплекс имеет кооперационные связи с порядка 400 российскими оборонными предприятиями. В частности, это поставки колесных шасси производства Минского завода колесных тягачей для российских подвижных межконтинентальных баллистических ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс», оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», а также ЗРС С-400 и ЗРК «Тор-М2Э»; поставки ОАО «Пеленг» оптоэлектронных прицелов «Сосна-У» и «ЭССА» для танков Т-72 и Т-90, а также 1К118П для ПТРК «Хризантема»; кооперация Концерна ПВО «Алмаз-Антей» с белорусским предприятием «Агат» по модернизации ЗРК «Бук»; кооперация  НПО «Сплав» с белорусским ГП «ЗТЭМ» по проекту модернизации и продления сроков службы реактивных снарядов РЗСО «Град»; программа разработки перспективного российско-белорусского зенитного комплекса ближнего действия; создание совместных российско-белорусских сервисных технических центров по восстановительному ремонту ЗРК «Top», по обслуживанию радиоэлектронного вооружения, а также мобильного центра по ремонту бронетанковой техники.

Довольно развитые кооперационные связи имеются с оборонными предприятиями Армении в рамках двусторонних соглашений о сотрудничестве в области оборонной промышленности, производственной и научно-технической кооперации оборонных предприятий. Армянскими компаниями, в частности, осуществляются поставки российским смежникам различных электронных компонентов. Помимо этого, в конце 2016 года Армения присоединилась к российско-белорусской межгосударственной финансово-промышленной группе «Оборонительные системы» с интеграцией в нее ряда армянских оборонных предприятий. Кроме того, реализуются договоренности о создании сервисных центров для обслуживания техники размещенной в Гюмри 102-й российской военной базы.

С Азербайджаном в рамках проходившей в Баку 2-й международной оборонной выставки ADEX-2016 подписан меморандум (между российской корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» и производственным объединением «Шарг» (Şərq) Министерства оборонной промышленности Азербайджана) о совместном производстве тактических ракет нового поколения «воздух-воздух» и «воздух-земля». С Казахстаном в 2017 году достигнута договоренность о создании совместного комитета по науке и технологиям в области ОПК и реализации совместных проектов в оборонно-промышленном комплексе и аэрокосмической сфере.  

Казахстан (наряду с Беларусью) также является крупнейшим российским клиентом по оборонным закупкам. Только за последние пять лет в России закуплены 36 многоцелевых истребителей Су-30СМ, 5 дивизионов ЗРС С-300ПС, 11 ударных и десантно-штурмовых вертолетов Ми-35М и Ми-17Ш. Несмотря на значительную диверсификацию структуры оборонных закупок Казахстаном (у США, западноевропейских стран, Турции  и Израиля, ЮАР), по настоящее время на российские поставки приходятся не менее 80%. При этом в сравнении с номенклатурой приобретаемой российской военной техники закупки у западных стран преимущественно ориентированы на сегменты вспомогательных систем (транспортные самолеты, многоцелевые вертолеты, БРЭО для авиатехники, легкие колесные ББМ), либо имели декларативно-политический характер (закупки у США бронеавтомобилей и бывших в употреблении вертолетов UH-1H в начале 2000-х гг.) в контексте демонстрации партнерского характера внешнеполитических связей.

С другими среднеазиатскими партнерами ВТС России, помимо передачи вооружений в рамках военной помощи, пока ограничивается модернизацией стоящей на их вооружении военной техники. В числе таких сделок — поставки в 2011-2016 годах Таджикистану 26 модернизированных БТР-70М, 40 модернизированных БТР-70М Киргизии (из заказанных 60 единиц), модернизация систем ПВО С-125 «Печора-2М/2БМ» для Туркменистана, также закупившего ограниченные партии бронетехники, вертолетов Ми-17, ПЗРК «Игла-С» и ПКР Х-35. Ограниченность закупок связана как с достаточностью наличного военного потенциала для парирования текущих военных угроз, так и с ограниченной платежеспособностью. Однако при этом практически все среднеазиатские государства поддерживают военно-техническое сотрудничество с США (поставки Узбекистану и Таджикистану в рамках военной помощи, программы обучения для Казахстана), западноевропейскими странами, а также с Китаем (поставившему Узбекистану партию ЗРК и беспилотников и расширяющему контакты с Киргизией).

Несколько особняком стоит Туркменистан, увязывающий перспективы расширения сотрудничества со статусом государственного нейтралитета и все больше стремящийся дистанцироваться во внешнеполитических связях от России, как, впрочем, и от США. Такая политика Ашхабада преимущественно связана с нежеланием конкурентного взаимодействия на рынке углеводородов с Россией (при этом российский «Газпром» «принял» вызов, и затянувшаяся пауза в двусторонних отношениях подвигла Туркменистан к их реанимированию) и с опасениями возможной дестабилизации внутриполитического положения в стране со стороны США. При этом на фоне официально декларируемого нейтралитета показательна переориентация Туркменистана на закупки китайской и пакистанской военной техники. В частности, в СМИ сообщалось о продемонстрированных туркменской армией на учениях в 2016 году ЗРК средней дальности KS-1A и большой дальности FD-2000, закупленных вместо российских систем С-300.

Армения – Азербайджан

В качестве иллюстрации интегрированной политики в сфере экспорта вооружений отдельного рассмотрения заслуживает ВТС России с Арменией и Азербайджаном, пребывающим в состоянии перманентной готовности к возобновлению конфликта в Нагорном Карабахе. Россия имеет обширные политико-экономические связи с обоими государствами — совместное членство в СНГ (а с Арменией еще и в ОДКБ и Таможенном союзе), масштабное сотрудничество с Азербайджаном в нефтегазовой сфере, а также является крупным партнером в оборонной сфере.

Эскандер Э
arms-expo.ru, ОТРК «Искандер-Э»

В плане российского военного присутствия в регионе необходимо отметить размещенную в Армении российскую военную базу (г. Гюмри) и заключение в 2016 году российско-армянского соглашения о создании Объединенной группировки войск (сил) Вооруженных Сил (в составе воинских подразделений 102-й российской военной базы в Армении и 5-го армейского корпуса ВС Армении, решающей вопросы совместной обороны двух стран на основе имеющихся базовых договоров о взаимной обороне и безопасности).

Российские поставки вооружений Еревану и Баку неизменно имеют резонансный характер ввиду ключевого характера влияния армяно-азербайджанских отношений на общий геополитический расклад на Кавказе. В целом политика России в отношении Армении и Азербайджана, как известно, основана на поддержании интегрального паритета взаимоотношений с обоими государствами и поддержание регионального военного баланса.

Учитывая весь комплекс двусторонних связей и лишь внешний характер поддерживаемого мира в Нагорном Карабахе, для России ВТС с Арменией и Азербайджаном является фактором сохранения рычагов влияния на ситуацию в регионе. При этом и Арменией, и Азербайджаном, несмотря на постоянные информационные выпады в СМИ обоих стран, объективно оценивается буферная роль российских поставок. В случае возможного масштабного перехода обеих сторон к альтернативным закупкам (хотя для Армении этот гораздо проблематичнее) поддерживать негласный баланс потенциалов и поставок обеим странам, соблюдаемый в настоящее время Россией, станет гораздо сложнее ввиду отсутствия у всех прочих потенциальных поставщиков баланса интересов и с Арменией, и с Азербайджаном.

Для Армении военно-техническое сотрудничество с Россией в части закупок вооружений в настоящее время является практически безальтернативным (хотя определенная научно-производственная кооперация имеется с Литвой, Украиной и Польшей). При этом подразделения ВС Армении принимают активное участие в различных военных программах и военных учениях со странами НАТО, а также в составе международных миротворческих контингентов в Афганистане, Ираке, Косово, Ливане (с начала 2000-х годов на эти цели США в порядке военной помощи выделили ок. 48 млн долл).

Масштабы закупок российских вооружений Арменией кратно уступают азербайджанским, что в первую очередь связано с отсутствием у Еревана сопоставимого оборонного бюджета, хотя, как члену ОДКБ, российские поставки ведутся по льготным ценам, сопоставимым с внутрироссийскими по государственному оборонному заказу. К примеру, в счет предоставленного в 2015 году кредита в сумме 200 млн руб. Армения в 2016 году, в частности, получила ОТРК «Искандер-Э», ЗРК «Бук-М1-2», системы РЭБ «Инфауна», крупная партия ПЗРК «Игла-С» и «Верба», а также установки РЗСО «Смерч», наземные комплексы исполнительной радиотехнической разведки «Автобаза-М», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» и другое вооружение.

Масштабные поставки российских вооружений Азербайджану вызывают серьезное недовольство у значительной части армянского истеблишмента и политической оппозиции, на фоне чего активизировалось зондирование со стороны США и ЕС, в т.ч.  в части предложений Еревану об альтернативных российским закупках вооружений. Однако для масштабизации контактов в данной сфере для Еревана сдерживающими факторами являются отсутствие значимых гарантий от западных партнеров (в отличие от России) в случае кризисного развития ситуации в Нагорном Карабахе и непрекращающиеся попытки вмешательства ЕС и США во внутриполитические процессы.

При этом необходимо отметить альтернативную диверсификацию Ереваном в последние годы контактов в оборонной сфере с прочими государствами, в частности, подписание соответствующих соглашений с Китаем, Индией, а также практически налаженное сотрудничеством с Ираном (пока включающее поставки армянской армии вспомогательных (нелетальных) систем военной техники).

Мста-С
militaryarms.ru, САУ «Мста-С»

ВТС России с Азербайджаном по коммерческой составляющей выделяется из общего ряда среди стран СНГ. Не входя в ОДКБ и оплачивая поставки вооружений по экспортным ценам, Баку продолжает оставаться одним из крупнейших российских клиентов, несмотря на то, что, помимо закупок у Украины и Беларуси, с 1990-х годов он активно развивает ВТС с Турцией, Израилем, западноевропейскими странами, США, а также с Пакистаном.  

Если в 1990-х и в начале 2000-х годов закупки российских вооружений Азербайджаном были близки к околонулевым значениям, то за последнее десятилетие отмечается их значительная активизация. По оценкам Стокгольмского института исследования проблем мира  (SIPRI), в период между 2006 и 2010 годами доля Азербайджана в общем объеме военного экспорта России составила около 0,7%, а за период 2011-2015 годов выросла до 4,9%. Доля России в суммарном импорте оборонной продукции Азербайджана за последние 10 лет (за 2006 – 2016 годы оцениваемом в 22,7 млрд долл.) составляет порядка 22%, при этом в отдельные годы расходовалось до 80% бюджетных ассигнований на оборону.

В числе крупных закупок Азербайджаном российских вооружений за последние годы можно выделить приобретение двух дивизионов зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-2 (стоимостью 300 млн долл., 2011 год), нескольких батарей зенитно-ракетных комплексов «Тор-2МЭ», ок. 80 вертолетов Ми-35 и Ми-17, около 100 танков Т-90С и 118 БМП-3, 36 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и «Вена», 18 РЗСО «Смерч», 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1. Совокупная стоимость контрактных поставок по данным азербайджанских СМИ за период 2010-2014 годов оценивалась в 4 млрд долл., а с учетом поставок 2015 года составила порядка 5 млрд долл. В ноябре 2016 года с Азербайджаном было подписано соглашение о перспективном военно-техническом сотрудничестве на 2017 год.

В числе чувствительных для Азербайджана факторов региональной безопасности России придется учитывать сложные отношения Азербайджана с Ираном в контексте перспективного российско-иранского сотрудничества в оборонной сфере и сохранения партнерских отношений с Азербайджаном. Помимо наращивания сил в противостоянии с Арменией, Баку ориентирован на закупки российских вооружений для усиления иранского направления. В частности, закупка российских ЗРС С-300 ввиду фактического отсутствия ударной авиации у Армении преимущественно была ориентирована на прикрытие объектов со стороны Ирана. Также азербайджанские военные рассматривали вероятность закупки российских ракетных комплексов береговой обороны «Бал-Э» для прикрытия своего каспийского побережья.

Одним из ключевых факторов для перспективного российско-азербайджанского и российско-армянского партнерства в геополитическом плане и в военно-технической сфере является конъюнктура российских поставок вооружений обоим государствам в контексте соблюдения условного военного паритета.

ADEX 2016.jpg
adex.az, выставка ADEX 2016

Наиболее резонансной стала поставка в 2016 году Армении 4 российских ОТРК «Искандер-Э» (с комплектом из 25 оперативно-тактических ракет), в военно-политическом отношении ставшей паритетной для уравновешивания ударного потенциала сторон — недавних закупок Азербайджаном турецких дальнобойных РСЗО Т-300 Kasirga (21 единица), израильских ОТР Extra, а также ранее поставленных Баку 18 российских РЗСО «Смерч» (в 2012-2014 годах) и имевшихся тактических ракетных комплексов «Точка-У». При этом ограниченное количество комплексов и небольшой комплект ракет однозначно сигнализировали об исключительно оборонительном предназначении данной поставки.

Появление у Армении возможности нанесения точечных ударов по важным целям в оперативной глубине в определенной степени нивелировало вероятность ставки Баку на значительное превосходство азербайджанской армии в дальнобойных артиллерийских и тактических ракетных системах и РЗСО, а также вероятного проведения азербайджанскими ВВС рейдов по целям в Армении самолетами тактической авиации. По оценкам наблюдателей, дальности пуска имеющихся у Азербайджана устаревших комплексов «Точка-У» и новых израильских ОТР Extra недостаточно для применения по оперативным тылам армянских сил из безопасного расстояния, без риска их подавления артиллерией, а также высокой долей вероятности их перехвата армянскими системами ПВО С-300.

Азербайджан незамедлительно предпринял шаги для преодоления возникшего диспаритета с Арменией в сегменте оперативно-тактических ракет, декларировав готовящуюся закупку оперативно-тактических ракет дальностью 300 и более километров. В числе возможных вариантов обозначались ОТРК «Гром-2» украинско-белорусской разработки, а также вероятность приобретения аналогичных систем у Пакистана.

Для нивелирования негативной реакции Азербайджана на поставку ракетных комплексов Армении, Россия представила Баку ассиметричное предложение — проект по организации совместного производства тактических ракет нового поколения «воздух-воздух» и «воздух-земля». Соответствующий меморандум подписали производственное объединение «Шарг» (Şərq) Министерства оборонной промышленности Азербайджана и российская корпорация «Тактическое ракетное вооружение» в рамках проходившей в Баку 2-й международной оборонной выставки ADEX-2016».

(Голосов: 22, Рейтинг: 4.82)
 (22 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju