Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Ирина Ивахнюк

Д.э.н., профессор, член Глобальной Ассоциации экспертов по миграционной политике

В Советском Союзе привлечение иностранных граждан для получения образования было важным направлением государственной политики. В основе его лежали политические и идеологические соображения, особенно в первые десятилетия существования советского государства, когда подготовка зарубежных кадров для революционных движений была частью внешнеполитического курса, направленного на зарождение и распространение мировой революции. Для этих целей уже в начале 1920-х гг. были специально созданы Коммунистический университет трудящихся Востока, Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, Международная ленинская школа и другие «идеологические» учебные заведения. В те годы в СССР обучались преимущественно студенты из Монголии, Турции, Ирана — стран, где произошли национально-освободительные революции. Часто политико-просветительская подготовка иностранных учащихся сочеталась с обучением их грамоте и самым базовым основам научного знания.

Ход истории изменил внешнеполитические приоритеты Советского Союза. В 1950-х – 1960-х гг. подготовка иностранных специалистов в высших и профессиональных учебных заведениях СССР стала одним из способов укрепления социалистического лагеря, подготовки квалифицированных кадров для дружественных стран и усиления влияния Советского Союза за рубежом. В СССР приезжали учиться студенты из Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии, Кубы, Китая, Вьетнама, Северной Кореи.

Наиболее популярными специальностями у иностранных студентов были инженерно-технические (на них обучалось более половины студентов), а также естественно-научные, социально-гуманитарные, медицина и фармацевтика. Это отвечало потребностям национальных экономик в квалифицированных специалистах.

Отдельным направлением была подготовка военных кадров для армий стран Варшавского договора и для тех государств, в которые поставлялось советское вооружение. В советских военных вузах были обучены тысячи офицеров, многие из них впоследствии возглавили военные ведомства в своих странах или стали политическими лидерами, как, например, президент Египта Хосни Мубарак.

Всего с 1950 по 1990 гг. в советских вузах получили образование более полумиллиона иностранных граждан из 150 стран. Подготовка специалистов из зарубежных государств была важным инструментом «мягкой силы», хотя такого термина в те годы еще не существовало. Через выпускников советских вузов, занявших высокие государственные посты в своих странах, выстраивались надежные контакты и позитивные отношения на межгосударственном уровне.

После распада СССР привлечение студентов из-за рубежа на какое-то время перестало быть приоритетным направлением государственной политики России. В результате были потеряны завоеванные с большим трудом и затратами образовательные рынки. В последние годы ситуация изменилась: вернулось понимание того, что обучение иностранных студентов несет в себе долгосрочные дивиденды (политические, финансовые, репутационные), укрепляет партнерские отношения со странами, формирует будущие политические и экономические элиты, заинтересованные в сотрудничестве с Россией, что повышает конкурентные преимущества нашей страны в мировом политическом пространстве.

Тщательная проработка организации учебной миграции, предоставление финансовых льгот, обеспечение высокого уровня обучения иностранных студентов с учетом специфики стран происхождения, как тогда, в советские годы, так и сейчас, обеспечат продвижение экспорта российского образования за рубеж.

В Советском Союзе привлечение иностранных граждан для получения образования было важным направлением государственной политики. В основе его лежали политические и идеологические соображения, особенно в первые десятилетия существования советского государства, когда подготовка зарубежных кадров для революционных движений была частью внешнеполитического курса, направленного на зарождение и распространение мировой революции. Для этих целей уже в начале 1920-х гг. были специально созданы Коммунистический университет трудящихся Востока, Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, Международная ленинская школа и другие «идеологические» учебные заведения. В те годы в СССР обучались преимущественно студенты из Монголии, Турции, Ирана — стран, где произошли национально-освободительные революции [1]. Часто политико-просветительская подготовка иностранных учащихся сочеталась с обучением их грамоте и самым базовым основам научного знания.

Ход истории изменил внешнеполитические приоритеты Советского Союза. В 1950-х – 1960-х гг. подготовка иностранных специалистов в высших и профессиональных учебных заведениях СССР стала одним из способов укрепления социалистического лагеря, подготовки квалифицированных кадров для дружественных стран и усиления влияния Советского Союза за рубежом. В СССР приезжали учиться студенты из Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии, Кубы, Китая, Вьетнама, Северной Кореи. Общее количество иностранных студентов, прошедших обучение в советской образовательной системе в 1950-х гг. составило более 16 тыс. чел., в том числе в вузах — около 6 тыс. чел. [2]

В годы, когда страна была практически закрыта для международной миграции, привлечение иностранных граждан для обучения в СССР стало массовым и проработанным миграционным каналом. Юридической основой миграции в Советский Союз студентов из стран «народной демократии» были двусторонние межгосударственные соглашения. Важным условием этих соглашений было то, что теперь в советские вузы могли направляться лица с законченным средним образованием, а в аспирантуру — лица с законченным высшим образованием. Была создана институциональная база учебной миграции: в 1953 г. было учреждено Управление внешних сношений в структуре Министерства высшего образования СССР, на которое была возложена ответственность за отбор иностранных студентов, исходя из идеологических и классовых соображений. В 1964 г. в ходе институциональных реформ оно было преобразовано в Управление по обучению студентов, аспирантов и стажёров из зарубежных стран при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР. Десятки советских вузов принимали для обучения иностранных студентов в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на Дону и других городах. В 1960 г. был открыт Университет дружбы народов, специализирующийся на обучении иностранных студентов.

Крушение мировой колониальной системы и возникновение новых независимых государств в Азии, Африке и Латинской Америке усилило конкуренцию между мировыми странами-лидерами за политическое влияние на эти государства и включение их в орбиту своего идеологического влияния. Одним из инструментов этого стала образовательная миграция. Интерес к обучению в СССР подогревался тем, что идеи социализма были привлекательными для стран, освободившихся от колониального господства. Те страны Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки, которые декларировали «строительство социализма», имели преференции для своих граждан, желающих получить высшее и профессиональное образование в СССР. Советским Союзом это рассматривалось как интернациональная помощь в подготовке кадров для зарубежных стран с целью ускорения их культурного и экономического развития. Одновременно привлечение студентов из-за рубежа обеспечивало геополитические интересы СССР, укрепляло его авторитет в десятках новых стран мира.

Наиболее популярными специальностями у иностранных студентов были инженерно-технические (на них обучалось более половины студентов), а также естественно-научные, социально-гуманитарные, медицина и фармацевтика [3]. Это отвечало потребностям национальных экономик в квалифицированных специалистах.

Отдельным направлением была подготовка военных кадров для армий стран Варшавского договора и для тех государств, в которые поставлялось советское вооружение. В советских военных вузах были обучены тысячи офицеров, многие из них впоследствии возглавили военные ведомства в своих странах или стали политическими лидерами, как, например, президент Египта Хосни Мубарак.

Начиная с 1960-х гг. поток учебных мигрантов в СССР стал массовым: если в 1960 г. в советских учебных заведениях обучалось 9,6 тыс. иностранных студентов, то в 1965 г. эта цифра возросла до 26 тыс., в 1975 г. до 44 тыс., в 1980 г. до 83 тыс., в 1985 г. до 103,5 тыс. [4] Постепенно снижалась доля студентов из социалистических стран Европы и возрастала доля студентов из развивающихся государств Азии и Африки, так что в конце 1980-х гг. последние превалировали среди иностранных учащихся.

В 1990 г. в советских вузах обучалось более 125 тыс. иностранных студентов, и это ставило страну на третье место в мире по этому показателю после США и Франции. Из них 23,5 тыс. обучались в Москве, 16,5 тыс. в Ленинграде, 8 тыс. в Киеве, 5 тыс. в Харькове, 4 тыс. в Минске (всего было задействовано 24 города Советского Союза). Наиболее многочисленные группы студентов были из Монголии (8,8 тыс.), Вьетнама (6,7 тыс.), Кубы (6,1 тыс.), Афганистана (6,1 тыс.), Болгарии (5,4 тыс.), Сирии (5 тыс.), Йемена (3,6 тыс.) и Эфиопии (3,5 тыс.) [5].

Необходимость обучения с нуля русскому языку иностранных студентов, особенно из развивающихся стран, привела к тому, что к 1980-м гг. в СССР сложилась стройная и хорошо структурированная система обучения иностранных студентов русскому языку. В вузах создавались специальные кафедры русского языка для иностранцев, была расширена подготовка преподавателей русского языка как иностранного [6]. Получила распространение практика создания подготовительных факультетов, целью которых, помимо обучения русскому языку, была адаптация иностранных студентов, усвоение ими элементов советской культуры, знакомство с историей и общественной жизнью Советского Союза, с социально-психологическими нормами советского образа жизни. Это был еще и своего рода «фильтр»: если иностранные студенты не показали знаний, необходимых для дальнейшего обучения в вузе, их отчисляли [7].

Уже к началу 1970-х гг. число специалистов в зарубежных странах, получивших высшее образование в СССР, составляло, по разным оценкам, более 50 тыс. чел., в том числе 40 тыс. в социалистических странах [8]. Многие из них сохраняли контакты со своими вузами, возвращались для продолжения образования. Для них создавалась система повышения квалификации, которая предусматривала многие формы послевузовского образования, в том числе научные стажировки, защиты кандидатских и докторских диссертаций.

Так, в результате 40-летнего сотрудничества между СССР и Вьетнамом в образовательной сфере более 70 тыс. вьетнамских специалистов были подготовлены в советских образовательных учреждениях, из них более 30 тыс. получили высшее образование, 3 тыс. чел. стали кандидатами наук, 200 чел. получили степень доктора наук. Многие из них заняли высокие посты в правительстве, возглавили научные институты, работают в вузах, государственных учреждениях и компаниях [9].

Всего с 1950 по 1990 гг. в советских вузах получили образование более полумиллиона иностранных граждан из 150 стран. Подготовка специалистов из зарубежных государств была важным инструментом «мягкой силы», хотя такого термина в те годы еще не существовало. Через выпускников советских вузов, занявших высокие государственные посты в своих странах, выстраивались надежные контакты и позитивные отношения на межгосударственном уровне. Среди известных выпускников советских вузов — лидеры целого ряда стран: президент Анголы Жозе Эдуардо душ Сантуш, президент Вьетнама Нгуен Фу Чонг, президент Шри-Ланки Майтрипала Сирисена, глава Палестинской автономии Махмуд Аббас, президент Румынии Ион Илиеску, президент Монголии Нацагийн Багабанди, президент Гондураса Порфирио Лобо, президент Египта Хосни Мубарак, а также многие другие государственные и международные деятели.

Таким образом, обучение иностранных студентов в советских вузах имеет богатую и успешную историю. После распада СССР привлечение студентов из-за рубежа на какое-то время перестало быть приоритетным направлением государственной политики России. В результате были потеряны завоеванные с большим трудом и затратами образовательные рынки. В последние годы ситуация изменилась: вернулось понимание того, что обучение иностранных студентов несет в себе долгосрочные дивиденды (политические, финансовые, репутационные), укрепляет партнерские отношения со странами, формирует будущие политические и экономические элиты, заинтересованные в сотрудничестве с Россией, что повышает конкурентные преимущества нашей страны в мировом политическом пространстве. Переосмысление накопленного в советский период опыта в области организации учебной миграции из зарубежных стран, системы подготовки преподавательского состава, работающего с иностранными учащимися, адаптации учебных планов и программ с учетом специфики обучения иностранных студентов и их будущей трудовой деятельности на родине, обучения иностранных учащихся русскому языку, их социальной адаптации, организации производственной практики на предприятиях и в организациях соответствующего профиля — все это может представлять интерес и сегодня.

Во многих странах помнят опыт взаимодействия с СССР в области научно-технического сотрудничества и учебной миграции. Об этом говорит и то, что у значительного числа нынешних иностранных студентов в России родители ранее заканчивали советские вузы [10]. Ныне это дружественные России страны с высокой долей молодого населения и, соответственно, с высоким потенциалом образовательной миграции — бывшие центральноазиатские союзные республики Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, а также Вьетнам, Китай, Индия, Монголия, Афганистан, Куба, африканские государства. Тщательная проработка организации учебной миграции из этих стран, предоставление финансовых льгот, обеспечение высокого уровня обучения иностранных студентов с учетом специфики стран происхождения, как тогда, в советские годы, так и сейчас, обеспечат продвижение экспорта российского образования за рубеж.

1. Шумилова А.С. Формирование и развертывание системы обучения иностранных студентов в вузах Советского Союза // RUSAD, 2022, №7, с. 53-65.

2. Белов В.А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. Калининград, Изд-во Калининградского государственного университета, 2003.

3. Анохина Т.Я., Панин Е.В. История и особенности обучения иностранных студентов в советских и российских вузах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014, №4, с. 136–145.

4. Белов В.А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. Калининград, Изд-во Калининградского государственного университета, 2003.

5. Пацукевич О.В. Международная учебная миграция иностранных студентов на примере России: исторический аспект // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2019, №2

6. К 1980 г. в Советском Союзе насчитывалось 5,5 тыс. преподавателей русского языка как иностранного.

7. Положение о подготовительном факультете, утвержденное приказом Минвуза СССР № 2231 от 10 апреля 1967 г.

8. Белов В.А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. Калининград, Изд-во Калининградского государственного университета, 2003.

9. Кузнецов Н.Г. Вьетнамские мигранты в России // Народонаселение. 2008. № 4, с. 79-85.

10. Рязанцев С.В., Письменнная Е.Е. Эффекты иностранной учебной миграции для России // Народонаселение, 2009, №2, с. 69-79.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся