Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 5)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Чернышев

Независимый аналитик

Протесты в Эквадоре и «чилийская весна» стали одними из самых масштабных за последние годы антиправительственных выступлений. Спровоцированные конкретными мерами властей, они переросли в угрожающего масштаба народные восстания и не только продемонстрировали протестный потенциал различных социальных групп, но и вскрыли давнишние проблемы неолиберальной модели, не отвечающей принципам справедливого общества. Ведущая роль в протестах индейцев не только обоснована их экономическими интересами, но и, возможно, задает новые ориентиры в построении более инклюзивных обществ. Пример Эквадора показал, что регион по-прежнему является ареной столкновения идеологий: «левой», готовой нести бремя субсидий в борьбе за суверенитет и ради выполнения популистских задач; и «правой», нацеленной на структурную перестройку по рецептам МВФ.

12 октября 2019 г. в Испании и ряде латиноамериканских стран отмечали День расы — годовщину открытия Колумбом Америки в 1492 г., распространившего испанские культуру и доминирование на обширные территории «нового» континента. В XX в. — и особенно в свете 500-й годовщины открытия, когда в Латинской Америке уже явно обозначилась тенденция взрыва индейской этничности и роста политического участия индейских народов, — евроцентристский подход к тем событиям был подвергнут критике: Америка к началу европейского завоевания и колонизации была населена, там развивались государства и цивилизации, а значит, говорить об «открытии» неправомерно.

В попытке сгладить противоречие и на волне бума суверенитета в ряде латиноамериканских стран День расы был переименован в День уважения культурного многообразия (в Аргентине) или в День деколонизации (в Боливии). Радикальные критики утверждают, что «встреча двух миров» в 1492 г. стала началом геноцида коренных народов Абья-Йяла, как называют американский континент индейские организации (с языка индейцев куна, проживающих в Панаме и Колумбии). В ряде латиноамериканских стран, в частности в Никарагуа и Венесуэле, 12 октября отмечают День индейского сопротивления. Символично, что в первой половине октября 2019 г. Эквадор сотрясло восстание против экономических мер властей, движущей силой которого выступили именно индейцы. Эти события в очередной раз продемонстрировали «дремлющую» силу индейского движения как субъекта политики и актуальность индейской проблематики в регионе.

Важно отметить, что борьба индейских народов с последней четверти XX в. велась в Латинской Америке в многообразии форм — от стихийных протестов до создания политических партий, требований территориальных автономий и даже вооруженных выступлений. Запросы по всему региону включали защиту индейских общин и территорий от мегапроектов, расширение политического участия, признание коллективных прав индейских народов, в том числе права на свободное самоопределение. Если ранее глобальная дискуссия о моделях развития была ограничена условно социализмом и капитализмом, этатизмом и свободным рынком, то индейская борьба, выходя за рамки устоявшихся, традиционных парадигм, привносила новые краски в идеологическую палитру региона и вырисовывалась — вопреки тезису о «конце истории» — в качестве новой антагонистической альтернативы либеральной демократии западного образца.

Сегодняшний региональный срез демонстрирует, что тренд в той или иной форме актуален практически для всех стран Латинской Америки. В Чили за автономию региона Араукания борется первое в истории зарегистрированное в качестве политической партии (с 2016 г.) движение индейцев мапуче — «Wallmapuwen»; мапуче являются активными участниками «чилийской весны» — серии антиправительственных выступлений, проходящих в Чили с октября 2019 г. В Гватемале в середине 2019 г. свою кандидатуру на пост президента выдвинула представительница этнической группы майя-мам, защитница прав индейских народов Тельма Кабрера. По словам боливийского президента Эво Моралеса (2006 – н/в), позиционирующего себя первым индейским президентом Боливии, именно поддержка индейцев и крестьян позволила ему победить в первом туре непростых выборов 2019 г. В Мексике еще с начала 2000-х гг. Сапатистская армия национального освобождения — партизанская организация, состоящая преимущественно из индейцев майя — реализует проекты повстанческих, де-факто автономных муниципалитетов. В эти дни антиправительственные акции протеста планирует Индейская национальная организация Колумбии.

Неудивительно, что, имея перед глазами эти и многие другие примеры индейской мобилизации, мексиканская журналистка Глория Муньос Рамирес допустила, что восстание, подобное эквадорскому, могло бы случиться в любой точке Латинской Америки. Здесь, однако, будет уместным сделать оговорку: Эквадор выделяется в регионе, пожалуй, самым организованным индейским движением, объединенным вокруг Конфедерации индейских национальностей Эквадора, с начала 1990-х гг. выступавшим в качестве ядра общенациональных протестов и артикулировавшим требования и других социальных групп: рабочих, крестьян, студенчества.

Факторы и особенности политизации индейской этничности в Латинской Америке

Появление в конце XX в. на политической арене в качестве субъектов политики «органических» низовых индейских организаций имеет ряд причин, среди которых волна демократизации и институциональные реформы во многих странах, открывшие новые возможности для мобилизации и протеста; эволюция международного законодательства, связанного с правами коренных народов; частичное размывание центральной власти под воздействием процессов децентрализации и переход части властной монополии от центра к другим инстанциям различного уровня, в том числе региональным и локальным органам власти; денационализация, подрывавшая основы национальных государств и ослаблявшая их легитимность в глазах маргинальных групп; неолиберальная экспансия, зачастую не оставлявшая обособленным сообществам, как индейские, других вариантов, кроме сопротивления, и др.

Это окно возможностей открывало путь к самоорганизации и стихийному протесту против затрагивающих индейские общины мегапроектов (в нефтегазовом секторе, горнодобывающей и агропромышленности, энергетике и т.п.) и правительственных мер — зачастую с дальнейшей политизацией и радикализацией требований.

Александр Королько, Татьяна Русакова:
Выборы в Боливии: cможет ли Эво так же долго как Путин?

Есть и другие факторы, косвенно повлиявшие на популяризацию индейской риторики среди левоориентированных политических сил региона — уже не локальных, но общенациональных. Речь идет об императиве смены дискурса в свете распада СССР и «выхода из моды» социалистических ориентиров, а также о самобытном левом повороте в Латинской Америке с его повышенным вниманием к проблеме национального суверенитета в противовес глобализации. Среди примеров партий, взявших на вооружение индейский дискурс, — боливийское Движение к социализму и Альянс ПАИС в Эквадоре образца 2006–2017 гг. Обе партии инициировали принятие новых конституций, в которых был признан многонациональный характер государств, расширили конституционные права индейских народов, ввели в политическую мифологию схожие концепции «хорошей жизни», основанные на индейском мировосприятии, — Suma Qamaña и Sumak Kawsay. При этом на практике две эти партии не всегда действовали в унисон с низовыми индейскими движениями. В реализации курса на экономический и политический суверенитет, взятого MAS и AP, индейские риторика и символизм были призваны подчеркнуть самобытность собственного пути развития и придать бóльшую легитимность политической борьбе и радикальным мерам, в том числе экономического характера, в глазах мирового сообщества, с конца XX в. более трепетно относящегося к культурным и цивилизационным различиям.

Таким образом, можно утверждать, что в свете «индейского ренессанса» сегодня налицо две разновекторные тенденции. С одной стороны — усиление низовых индейских организаций, возникающих, подчас стихийно, для защиты конкретных интересов местного характера и стремящихся к политическому участию посредством автономии и локального самоуправления на основе прямой демократии. А с другой — активное задействование политического ресурса этничности левоориентированными партиями и движениями региона, играющими по правилам большой политики и представительной демократии. Организации, представляющие первую тенденцию, также могут выходить на уровень большой политики, однако в этом случае практически неизбежны риски утраты ими идентичности в погоне за голосами и мандатами. Об этом свидетельствует пример колумбийского левоцентристского Индейского социального альянса (Alianza Social Indígena, ASI), третьей старейшей партии Колумбии — после традиционных Колумбийской консервативной партии (Partido Conservador Colombiano, PCC) и Колумбийской либеральной партии (Partido Liberal Colombiano, PLC). Стремясь к расширению электоральной базы, ASI входил в предвыборные коалиции с неиндейскими силами и кандидатами, а в 2011 г., сохранив аббревиатуру, изменил название на Независимый социальный альянс (Alianza Social Independiente, ASI) и в значительной степени утратил изначальную индейскую идентичность.

Протесты в Эквадоре: индейцы против МВФ

Массовые протесты, проходившие в Эквадоре с 3 по 13 октября 2019 г., спровоцированные решением властей отменить введенные более 40 лет назад субсидии на бензин и дизель — самой непопулярной мерой в рамках пакета реформ (paquetazo), объявленного президентом Ленином Морено (2017 г. – н/в) с целью сокращения госрасходов, быстро политизировались и фактически переросли в восстание против политики Международного валютного фонда (МВФ), приковавшее к латиноамериканской стране внимание всего мира. Принятие данных экономических мер было частью подписанного с МВФ в марте 2019 г. соглашения о предоставлении Эквадору кредита в размере 4,2 млрд долл.

Подключение к протестам индейского движения стало фактором эскалации конфликта и поставило Л. Морено в крайне сложную ситуацию: если в первые дни протестов президент, введя режим чрезвычайного положения, заверил в том, что ни в коем случае не отменит принятых решений, то вскоре ему пришлось перейти в оборону: Л. Морено решил перенести правительство из охваченного беспорядками столичного Кито в г. Гуайякиль, объявил о введении комендантского часа и вывел на улицы столицы войска. Уже 13 октября, когда число погибших в результате подавления протестов достигло семь человек, а раненых — более 1,3 тыс. человек, президент согласился на переговоры с протестующими, по итогам которых пакет мер был отменен.

REUTERS/Ivan Alvarado
Хайме Варгас - президент Конфедерации коренных народов Эквадора

Решение президента пойти на попятную объяснимо: протесты приобретали все более угрожающий характер — особенно если учесть, что именно индейские организации в союзе с другими социальными группами и военными с 1990-х гг. сыграли ключевую роль в свержении трех президентов Эквадора. В феврале 1997 г. Национальный конгресс под давлением CONAIE, а также профсоюзных и студенческих организаций отправил в отставку президента Абдалу Букарама (1996–1997), в конце 1996 г. заморозившего минимальную заработную плату и поднявшего цены на проезд в общественном транспорте. Всего три года спустя — в январе 2000 г. — индейское движение в альянсе с военными свергло Хамиля Мауада (1998–2000), а в 2005 г. — вынудило уйти в отставку Лусио Гутьерреса (2003–2005).

В октябре 2019 г. ядром протестов, как и в 1997, 2000 и 2005 гг., была CONAIE, созданная в 1986 г. и объединяющая индейские народы Эквадора: шуар, сиона, кечуа, уаорани и др. Тактика протестов CONAIE традиционно заключается в проведении маршей (в которых участвуют тысячи человек из индейских общин в Кито), массовых манифестаций, в захвате госучреждений. В октябре 2019 г. городские меры давления были поддержаны перекрытием автотрасс, препятствующим подвозу в город продовольствия, и захватом нефтяных скважин в амазонской части страны.

***

Протесты в Эквадоре и «чилийская весна» стали одними из самых масштабных за последние годы антиправительственных выступлений. Спровоцированные конкретными мерами властей, они переросли в угрожающего масштаба народные восстания и не только продемонстрировали протестный потенциал различных социальных групп, но и вскрыли давнишние проблемы неолиберальной модели, не отвечающей принципам справедливого общества. Ведущая роль в протестах индейцев не только обоснована их экономическими интересами, но и, возможно, задает новые ориентиры в построении более инклюзивных обществ. Пример Эквадора показал, что регион по-прежнему является ареной столкновения идеологий: «левой», готовой нести бремя субсидий в борьбе за суверенитет и ради выполнения популистских задач; и «правой», нацеленной на структурную перестройку по рецептам МВФ.


Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 5)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся