Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Елена Карпинская

Руководитель программного отдела РСМД

Пандемия оказала негативное влияние на весь сектор высшего образования в мире. Хотя сбои, вызванные COVID-19, отразились на всех без исключения аспектах функционирования высшего образования, некоторые оказались в наиболее уязвимом положении. Среди них — международное академическое сотрудничество.

По результатам исследования Международной ассоциации университетов, проведенного в 2020 г., COVID-19 оказал серьезное влияние на межуниверситетское сотрудничество (такой ответ дали 64% респондентов из числа институтов высшего образования). Пандемия отразилась на международной студенческой мобильности в 89% случаев и на принятии решения зарубежными студентами прервать обучение в 39% случаев. Ограничения на пересечение границ, проблемы с получением визы привели к приостановке краткосрочных программ мобильности в большинстве стран мира. Преподаватели, научные сотрудники и студенты, планирующие долгосрочные поездки, были вынуждены их отложить или вовсе отменить.

В сфере научного сотрудничества последствия пандемии в большинстве случаев выразились в отмене международных поездок (в 83% вузов) и отмене или переносе научных конференций (в 81% вузов). Несмотря на то, что многие университеты смогли перейти в формат дистанционного взаимодействия, научная деятельность замедлилась. Негативное влияние отразилось в большей степени на естественных науках (в 92% случаев) и в меньшей — на гуманитарных (в 61% случаев). Для научно-педагогических работников приостановка программ международной мобильности сократила возможности для профессионального общения и научных поездок, хотя профессорско-преподавательский состав смог сохранить, а в каких-то случаях упрочить онлайн-коммуникации. Несмотря на то, что полевые исследования были запрещены и акцент на исследованиях, связанных с COVID-19, привел к приостановке многих научных исследований, научно-исследовательская деятельность пострадала в меньшей степени, чем образовательный процесс.

В то же время расширились возможности для активизации виртуальных исследовательских сетей, особенно в категории молодых исследователей, размещения и обмена результатами исследований и массивами данных.

Одним из положительных последствий пандемии стало более благожелательное отношение к онлайн-образованию, которое ранее во многих странах расценивалось как образование второго сорта и подвергалось существенным ограничениям и строгому регулированию.

Опыт преподавания в дистанционном формате можно рассматривать как хорошую возможность извлечь урок из этой чрезвычайной ситуации и предложить более гибкие образовательные возможности, освоить смешанное или гибридное обучение. Этот, если можно так сказать, незапланированный эксперимент с дистанционным обучением привел к развитию компетенций сотрудников вузов, которые апробировали новые системы и инструменты. Благодаря пандемии виртуальная мобильность и/или совместная образовательная деятельность в дистанционном формате интенсифицировались в 60% высших учебных заведений.

Коронакризис может служить подходящей возможностью для налаживания более глубоких партнерских отношений с университетами в других странах, которые готовы делиться накопленными ресурсами, технологическими решениями и опытом, полученным в кризисный период. Университетам стоит подумать, каким образом расширить сетевое взаимодействие для более систематического сотрудничества с партнерскими учреждениями и объединения имеющихся с каждой стороны ресурсов, материальных и человеческих.

Внедрение новых форматов не означает полного отказа от традиционных форм взаимодействия и сотрудничества, но может значительно обогатить и расширить это сотрудничество. Новые форматы могут предоставить альтернативную возможность для тех студентов и сотрудников, кто по разным причинам не может участвовать в программах физической мобильности, и в тех случаях, когда физическая мобильность и обмены по объективным причинам невозможны.

Можно ожидать, что полученный опыт и развитие инфраструктуры вузов открывают новые горизонты возможностей для международного сотрудничества, которые позволят осуществлять совместные онлайн-курсы или программы, совместно проводить научные исследования.


Пандемия оказала негативное влияние на весь сектор высшего образования в мире. Хотя сбои, вызванные COVID-19, отразились на всех без исключения аспектах функционирования высшего образования, некоторые оказались в наиболее уязвимом положении. Среди них — международное академическое сотрудничество.

По результатам исследования Международной ассоциации университетов, проведенного в 2020 г., COVID-19 оказал серьезное влияние на межуниверситетское сотрудничество (такой ответ дали 64% респондентов из числа институтов высшего образования). Пандемия отразилась на международной студенческой мобильности в 89% случаев и на принятии решения зарубежными студентами прервать обучение в 39% случаев. Ограничения на пересечение границ, проблемы с получением визы привели к приостановке краткосрочных программ мобильности в большинстве стран мира. Преподаватели, научные сотрудники и студенты, планирующие долгосрочные поездки, были вынуждены их отложить или вовсе отменить.

В сфере научного сотрудничества последствия пандемии в большинстве случаев выразились в отмене международных поездок (в 83% вузов) и отмене или переносе научных конференций (в 81% вузов). Несмотря на то, что многие университеты смогли перейти в формат дистанционного взаимодействия, научная деятельность замедлилась. Негативное влияние отразилось в большей степени на естественных науках (в 92% случаев) и в меньшей — на гуманитарных (в 61% случаев). Для научно-педагогических работников приостановка программ международной мобильности сократила возможности для профессионального общения и научных поездок, хотя профессорско-преподавательский состав смог сохранить, а в каких-то случаях упрочить онлайн-коммуникации. Несмотря на то, что полевые исследования были запрещены и акцент на исследованиях, связанных с COVID-19, привел к приостановке многих научных исследований, научно-исследовательская деятельность пострадала в меньшей степени, чем образовательный процесс.

Новые возможности для развития сотрудничества

Пандемия стала вызовом для всей системы высшего образования, который в то же время может послужить новым источником развития. Согласно результатам исследования Международной ассоциации университетов, для 31% высших образовательных учреждений пандемия создала новые возможности для международного академического сотрудничества, включая виртуальную мобильность, совместные онлайн-курсы и программы, обмен ресурсами, данными и пр.

Особое значение приобрело международное сотрудничество между партнёрскими университетами по накопленному за период пандемии опыту по разным аспектам функционирования университетов, а также обмен полезными ресурсами.

В научно-исследовательском плане пандемия исключила или сильно ограничила традиционные возможности сетевого взаимодействия — конференции, исследовательские практикумы и семинары, а также личные совместные визиты — что особенно важно для начинающих исследователей. Это значительно усложнило осуществление исследовательского сотрудничества между университетами. В то же время расширились возможности для активизации виртуальных исследовательских сетей, особенно в категории молодых исследователей, размещения и обмена результатами исследований и массивами данных.

Одним из положительных последствий пандемии стало более благожелательное отношение к онлайн-образованию[1], которое ранее во многих странах расценивалось как образование второго сорта и подвергалось существенным ограничениям и строгому регулированию.

Опыт преподавания в дистанционном формате можно рассматривать как хорошую возможность извлечь урок из этой чрезвычайной ситуации и предложить более гибкие образовательные возможности, освоить смешанное или гибридное обучение. Этот, если можно так сказать, незапланированный эксперимент с дистанционным обучением привел к развитию компетенций сотрудников вузов, которые апробировали новые системы и инструменты. Благодаря пандемии виртуальная мобильность и/или совместная образовательная деятельность в дистанционном формате интенсифицировались в 60% высших учебных заведений.

Накопленный опыт позволяет выделить преимущества совместных дистанционных программ в отличие от традиционных программ международной мобильности. Это — относительная экономичность, гибкость, а также значительный потенциал развития за счет обмена знаниями и опытом.

Уже сейчас многочисленные вузы придумывают и реализуют новые форматы международного сотрудничества: виртуальные международные стажировки и гибридные или полностью дистанционные варианты академической мобильности и/или виртуальных обменов.

Мюнхенский университет в рамках совместной инициативы Лиги европейских исследовательских университетов реализует программу виртуальной мобильности, в рамках которой предлагает студентам пройти дистанционные курсы партнерских университетов. Университет Гриффита так же предлагает программы виртуальной мобильности для студентов университета. Многие международные ассоциации университетов реализуют программы виртуальных обменов и/или виртуальной мобильности. К примеру, Консорциум ведущих университетов, который включает в себя Национальный университет Австралии, Делфтский технический университет, Федеральную политехническую школу Лозанны, Гонконгский университет науки и технологий, Университет Сарбонны и пр., продолжили реализацию программ виртуальных обменов. Ассоциация университетов Тихоокеанского региона реализует свою программу виртуальных студенческих обменов. В 2021 г. по инициативе Бразилии запущена программа академической мобильности между партнерскими университетами стран Латинской Америки.

Имеющиеся препятствия

Развитие новых дистанционных форм международного академического сотрудничества может столкнуться с рядом проблем. Главной из них является недостаточный уровень развития онлайн-преподавания и обучения. С началом пандемии большинство учреждений столкнулось с необходимостью резкого перехода к дистанционному обучению для обеспечения непрерывности образовательного процесса. Очень часто переход к дистанционному образованию в силу объективных причин предполагал исключительно использование средств для онлайн-коммуникаций без изменения учебного плана, методов обучения, соответствующих методов оценки знаний и т.п. По сути, в значительном числе случаев имела место имитация очного обучения в дистанционном формате, что неизбежно ведет к потере качества получаемого образования[2].

Эта проблема связана с отсутствием или недостаточным развитием нескольких взаимосвязанных процессов: совершенствованием цифровой инфраструктуры, обеспечением сотрудников доступом к компетенциям, необходимым для осуществления дистанционного преподавания, развитием соответствующих образовательных ресурсов и обеспечением доступа к учебным материалам и базам публикаций.

Значительное число университетов в мире не имеют развитой цифровой инфраструктуры, необходимой для организации обучения и оценки полученных знаний в дистанционном формате. Данные U-Multirank’s говорят о низком уровне развития интерактивных инструментов обучения и внедрения цифровых экзаменов.

Здесь также стоит упомянуть проблему слабого развития инфраструктуры для дистанционных коммуникаций с сотрудниками и студентами. 45% ректоров университетов, принявших участие в опросе Inside Higher Ed в 2020 г., отметили необходимость повышения эффективности общения со студентами и сотрудниками вуза[3]. Отдельно стоит выделить роль социальных медиа, которые за последние годы стали важнейшим каналом коммуникации со студентами. По данным Global Web Index, поколение Z проводит в соцсетях почти три часа в день. Это немаловажный фактор, который необходимо учитывать при выстраивании эффективных коммуникаций со студентами.

Другой проблемой, стоящей перед университетами, является недостаток компетенций и навыков у преподавательского состава для работы с различными платформами и образовательными технологиями, отсутствие рекомендаций по методикам осуществления дистанционного обучения с применением новых технологий, оценки полученных знаний, соответствующей дистанционной форме преподавания и обучения.

Последней проблемой в данной связке становится организация удаленного доступа к учебным материалам, электронным библиотечным ресурсам, международным и российским базам научных публикаций.

Если говорить о России, проведенное в 2020 г. группой ученых и специалистов ведущих российских университетов и научных центров исследование «Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России» показало, что к началу пандемии дистанционный формат обучения использовался преподавателями в довольно ограниченном масштабе, при этом больше половины профессорско-преподавательского состава вузов не имели соответствующей практики. Ключевым стал как технологический, так и методический дефицит, связанный с тем, что преподаватели не обладали компетенциями и навыками, необходимыми для качественной организации дистанционного обучения.

Еще одной серьезной задачей на пути развития новых форм академического сотрудничества, включая совместные курсы и/или образовательные программы, становится приведение к единому образцу критериев обеспечения качества и системы оценки знаний, полученных по результатам дистанционного обучения.

Международная академическая мобильность и будущее интернационализации

Скептицизм относительно необходимости физической мобильности в международном образовании зародился задолго до пандемии и был связан с ростом внутренней интернационализации, ростом числа филиалов и микрокампусов, а также развитием цифровых технологий и онлайн-образования.

В связи с возникшими на фоне пандемии проблемами, касающимися реализации университетами своей международной деятельности, программ международной академической мобильности, на повестку активно встает вопрос трансформации подходов к интернационализации высшего образования. Пандемия заставила взглянуть по-новому на процессы и цели интернационализации в целом.

На первый план вышло понимание того, что академическая мобильность в традиционном понимании как главный элемент интернационализации имеет значительные ограничения, поскольку доступна лишь небольшой части тех, кто мог бы извлечь выгоду из доступа к трансграничному высшему образованию.

Ограниченные возможности реализации программ международной академической мобильности рассматриваются как возможность для университетов пересмотреть цели и предполагаемое влияние интернационализации на преподавание и обучение. И прежде всего на инклюзивные подходы к глобальному обучению и интернационализации учебного плана и учебных программ с целью охвата и вовлечения в международные образовательные практики всего контингента студентов и профессорско-преподавательского состава, а не только «мобильного меньшинства» или иностранных студентов.

В общественный дискурс входит понятие «постмобильный мир», получает развитие понятие «домашней интернационализация», что позволяет в рамках международных партнерств перейти от экспорта образования и транзакционному характеру отношений к совместным моделям, в рамках которых возможен учет опыта различных стран.

***

Коронакризис может служить подходящей возможностью для налаживания более глубоких партнерских отношений с университетами в других странах, которые готовы делиться накопленными ресурсами, технологическими решениями и опытом, полученным в кризисный период. Университетам стоит подумать, каким образом расширить сетевое взаимодействие для более систематического сотрудничества с партнерскими учреждениями и объединения имеющихся с каждой стороны ресурсов, материальных и человеческих.

Внедрение новых форматов не означает полного отказа от традиционных форм взаимодействия и сотрудничества, но может значительно обогатить и расширить это сотрудничество. Новые форматы могут предоставить альтернативную возможность для тех студентов и сотрудников, кто по разным причинам не может участвовать в программах физической мобильности, и в тех случаях, когда физическая мобильность и обмены по объективным причинам невозможны.

Можно ожидать, что полученный опыт и развитие инфраструктуры вузов открывают новые горизонты возможностей для международного сотрудничества, которые позволят осуществлять совместные онлайн-курсы или программы, совместно проводить научные исследования.


1. Ведущие университеты Индии, к примеру, получили в 2021 г. разрешение реализовывать программы в полностью дистанционном формате. Выданные по результатам такого обучения дипломы полностью соответствует дипломам очного обучения.

2. J. Salmi. Learning from the Past, Coping with the Present, Readying for the Future: Impact of COVID-19 on higher education from an equity perspective // Lumina Foundation

3. Inside HE Ed (2020) Responding to the COVID Crisis: A Survey of College and University Presidents


(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju