Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 3.31)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Александр Иванов

Постоянный представитель России при АСЕАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат исторических наук

Что изменилось в поведении США и Европы в Азиатско-Тихоокеанском регионе в нынешнем 2021 году? Разобраться в этом вопросе невозможно без анализа различных выдвигаемых западными странами стратегий «Индо-Тихоокеанского региона» (ИТР).

Лет пять назад мало кто слышал об «Индо-Тихоокеанском регионе», хотя спорадически этот термин появлялся и ранее — например, в 2011 году в инициативе тогдашнего министра иностранных дел Индонезии М. Наталегавы о подготовке в рамках Восточноазиатского саммита юридически обязывающего «Индо-Тихоокеанского договора», или в «Белой книге» по оборонной политике Австралии в 2013 г. Толчок нынешней волне «индо-тихоокеанства» дал Д. Трамп в своем выступлении на саммите АТЭС в 2017 г. С этого времени термин ИТР стал быстро набирать политическую популярность на Западе.

Вслед за США лозунг ИТР быстро подхватили их союзники в регионе Австралия и Япония — тем более, что еще в августе 2016 г. стратегия «свободного и открытого ИТР» была озвучена премьер-министром Японии С. Абэ на 6-й международной конференции по развитию Африки в Кении. В 2018 – начале 2019 гг. термин ИТР прочно вошел в политический лексикон США, Японии и Австралии.

С подачи Индонезии АСЕАН в 2019 году приняла свой документ — «Индо-Тихоокеанское видение АСЕАН» («ASEAN Outlook on Indo-Pacific»). Еще на этапе разработки «Видения» некоторые серьезные эксперты предупреждали асеановцев о негативных последствиях фиксации в названии документа «индо-тихоокеанской» терминологии, справедливо опасаясь того, что западные страны и прежде всего США воспользуются этим терминологическим совпадением, чтобы в пропагандистских целях поставить знак равенства между своими стратегиями ИТР и асеановским «Видением». Прогнозы немедленно оправдались. Сразу после публикации «Видения» АСЕАН американские, японские и австралийские политики и дипломаты наперебой стали заявлять о его «совпадении» с собственными стратегиями ИТР. При этом в обычном западном пропагандистском стиле никто из них не удосуживался хотя бы вскользь сравнить содержание своих стратегий с концепцией АСЕАН.

Между тем даже беглое сравнение содержания западных доктрин ИТР с асеановским «Видением» убедительно свидетельствует о глубокой разнице в их содержании. Например, в «Видении» задекларированы такие принципы, как укрепление центральной роли АСЕАН, открытость, транспарентность, инклюзивность, уважение суверенитета, равенство, верховенство международного права. А в американской стратегии ИТР, частично рассекреченной и опубликованной уходящей администрацией Д. Трампа в январе 2021 года, содержатся следующие цели политики в этом регионе: «поддерживать стратегическое превосходство США», «продвигать американское глобальное экономическое лидерство и влияние», «усиливать эффективность наших военных союзов», которые являются «ключом к защите наших глобальных интересов». В «сухом остатке» американская стратегия ИТР открыто заявляет главную цель: обеспечение доминирования США в регионе. При этом все страны разбиты на категории от союзников и партнеров до противников и изгоев.

Важно то, что «индо-тихоокеанская» стратегия — одна из немногих внешнеполитических установок, которую администрация Дж. Байдена унаследовала от республиканской команды Д. Трампа, хотя демократы старательно избегают публичных упоминаний о генезисе этой доктрины.

Азия, вдруг ставшая в брюссельской классификации «индо-тихоокеанским регионом», отнюдь не обойдена вниманием европейцев. В 2021 году Совет ЕС принял заключение о стратегии сотрудничества в ИТР. При этом в Брюсселе было заявлено о «тройственном подходе» к Китаю, которого Евросоюз одновременно рассматривает в трех ипостасях: как «партнера, конкурента и системного противника».

В конце прошлого года я был свидетелем того, как на одном из асеаноцентричных мероприятий высокопоставленный китайский дипломат, реагируя на многочисленные американские обвинения в адрес КНР, сравнил политику США в Восточной Азии с «действиями пьяного слона в посудной лавке». Ранее, под занавес президентского срока Д. Трампа, в кулуарах очередной встречи АСЕАН с её диалоговыми партнерами не менее высокопоставленная представитель Евросоюза чуть ли не со слезами на глазах жаловалась на то, что «европейцы, как загипнотизированные кролики, дрожат от страха и ждут, что ещё выкинет Д. Трамп».

Получается, что слон — «пьяный», а кролики – «загипнотизированные». Что изменилось в поведении США и Европы в Азиатско-Тихоокеанском регионе в нынешнем 2021 году? Разобраться в этом вопросе невозможно без анализа различных выдвигаемых западными странами стратегий «Индо-Тихоокеанского региона» (ИТР).

Начнем с терминологии, а также уважаемой науки географии — одной из древнейшей в мире. Лет пять назад мало кто слышал об «Индо-Тихоокеанском регионе», хотя спорадически этот термин появлялся и ранее — например, в 2011 году в инициативе тогдашнего министра иностранных дел Индонезии М. Наталегавы о подготовке в рамках Восточноазиатского саммита юридически обязывающего «Индо-Тихоокеанского договора» (эта неплохая идея не была реализована из-за противодействия западных стран), или в «Белой книге» по оборонной политике Австралии в 2013 г. Толчок нынешней волне «индо-тихоокеанства» дал Д. Трамп в своем выступлении на саммите АТЭС в 2017 г. С этого времени термин ИТР стал быстро набирать политическую популярность на Западе.

Что касается географического охвата, практически никто из пропонентов ИТР не может дать его сколько-нибудь ясной дефиниции. Включает ли этот регион восточное побережье Африки и, соответственно, проблематику пиратства и терроризма в этом районе мира, или Персидский залив с его специфической ближневосточной тематикой? А куда пропала привычная всем Азия — огромная территория континентальной суши? Потонула в глубоких водах Тихого или Индийского океана? А ведь именно на земле, а не в водах океанов осуществляется основное производство товаров, которое вывело Азиатско-Тихоокеанский регион на роль «мотора» глобального экономического развития. На эти простые вопросы толковых ответов нет. В лучшем случае вам прочтут лекцию о том, что дело не в географии и не в терминологии — тем более, дескать, что география в политике — «быстро меняющаяся наука». Отчасти и с оговорками с этим тезисом можно согласиться: например, при образовании Восточноазиатского саммита в 2005 году в его состав в том числе вошли Австралия, Новая Зеландия и Индия, которых по географическим параметрам никак нельзя отнести к Восточной Азии. Трудно отрицать и то, что внешнеполитические концепции следует оценивать по их содержанию. Вместе с тем осмелимся утверждать, что и терминология в отдельных случаях играет важную роль. И вот почему.

Вслед за США лозунг ИТР быстро подхватили их союзники в регионе Австралия и Япония — тем более, что еще в августе 2016 г. стратегия «свободного и открытого ИТР» была озвучена премьер-министром Японии С. Абэ на 6-й международной конференции по развитию Африки в Кении. В 2018 – начале 2019 гг. термин ИТР прочно вошел в политический лексикон США, Японии и Австралии.

В странах АСЕАН и прежде всего в крупнейшей из них Индонезии серьезно задумались. Ведь асеановская «десятка» традиционно позиционирует себя как играющая центральную роль в региональной архитектуре. И никто из партнеров АСЕАН публично не подвергал сомнению это утверждение. Мыслительный процесс асеановцев подвел их к выводу о том, что если Ассоциация не выдвинет свою региональную концепцию, то продвижение западных стратегий ИТР отодвинет ее на обочину определения норм и правил многостороннего взаимодействия, и она потеряет, казалось бы, прочно закрепленное за ней «водительское кресло» в асеаноцентричных объединениях — Восточноазиатском саммите (ВАС), Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещаниях министров обороны АСЕАН с партнерами по диалогу («СМОА плюс»), а также форматах «АСЕАН плюс один» (отношения «десятки» с каждым из ее диалоговых партнеров).

В итоге с подачи Индонезии Ассоциация в 2019 году приняла свой документ — «Индо-Тихоокеанское видение АСЕАН» («ASEAN Outlook on Indo-Pacific»). Еще на этапе разработки «Видения» некоторые серьезные эксперты предупреждали асеановцев о негативных последствиях фиксации в названии документа «индо-тихоокеанской» терминологии, справедливо опасаясь того, что западные страны и прежде всего США воспользуются этим терминологическим совпадением, чтобы в пропагандистских целях поставить знак равенства между своими стратегиями ИТР и асеановским «Видением». К сожалению, официальные разработчики документа «десятки» не вняли этим предупреждениям. Частично это объясняется бытовавшим среди них мнением о том, что западные стратеги попросту «одолжили» у асеановцев «индо-тихоокеанскую» идею (например, из той же ранней инициативы М. Наталегавы), вложив в нее свое геополитическое содержание.

Прогнозы указанных экспертов немедленно оправдались. Сразу после публикации «Видения» АСЕАН американские, японские и австралийские политики и дипломаты наперебой стали заявлять о его «совпадении» с собственными стратегиями ИТР. При этом в обычном западном пропагандистском стиле никто из них не удосуживался хотя бы вскользь сравнить содержание своих стратегий с концепцией АСЕАН. Более того, Запад во главе с США повел линию на некую «синергию» своих итээровских построений с «Видением». В итоге эта терминологическая «ловушка» стала сегодня весьма опасной политической особенностью ситуации в регионе прежде всего для самой АСЕАН, ее центральной роли в региональной архитектуре и единства Ассоциации. Именно поэтому термины в данном конкретном случае играют далеко не последнюю роль.

Между тем даже беглое сравнение содержания западных доктрин ИТР с асеановским «Видением» убедительно свидетельствует о глубокой разнице в их содержании. Например, в «Видении» задекларированы такие принципы, как укрепление центральной роли АСЕАН, открытость, транспарентность, инклюзивность, уважение суверенитета, равенство, верховенство международного права. А в американской стратегии ИТР, частично рассекреченной и опубликованной уходящей администрацией Д. Трампа в январе 2021 года, содержатся следующие цели политики в этом регионе: «поддерживать стратегическое превосходство США», «продвигать американское глобальное экономическое лидерство и влияние», «усиливать эффективность наших военных союзов», которые являются «ключом к защите наших глобальных интересов». Главным соперником объявляется Китай. КНДР «нужно разоружить» и «ослабить ее режим». Россия названа «маргинальным игроком» в регионе по сравнению с США, Китаем и Индией. Правда, в докладе Пентагона об индо-тихоокеанской стратегии США, вышедшем в июне 2019 г., даются иные оценки, в частности, говорится о быстрой модернизации российских вооруженных сил и увеличении влияния Москвы в регионе, которое «подрывает лидерство США и международный порядок, основанный на правилах». Кстати, «порядок, основанный на правилах», буквально напичкан в выступлениях и заявлениях официальных лиц западных стран. Что это за «правила» и кто их определяет, не уточняется. Устав ООН, международное право в западном политическом лексиконе благополучно забыты.

В «сухом остатке» американская стратегия ИТР открыто заявляет главную цель: обеспечение доминирования США в регионе. При этом все страны разбиты на категории от союзников и партнеров до противников и изгоев. Для реализации этой стратегии был создан специальный механизм Quad — четырехсторонний диалог по безопасности в составе США, Японии, Австралии и Индии. Причем Индии в этом формате отводится особая роль с учетом известных индийско-китайских трений. Американо-японо-австралийская «тройка» подталкивает Нью-Дели к проведению однозначного антикитайского курса, а индийцы, заявляя о своей «стратегической автономии», предпочитают придерживаться более осторожной, взвешенной линии. На осень 2021 г. намечен саммит Quad. Как это ни парадоксально, участники четырехстороннего объединения заявляют о своей приверженности центральной роли АСЕАН в регионе несмотря на то, что асеановская «десятка» не участвует в этом механизме.

Важно то, что «индо-тихоокеанская» стратегия — одна из немногих внешнеполитических установок, которую администрация Дж. Байдена унаследовала от республиканской команды Д. Трампа, хотя демократы старательно избегают публичных упоминаний о генезисе этой доктрины. Идеологическая подоплека феномена данного наследства — не афишируемое, но совершенно очевидное единство демократов и республиканцев в их чуть ли не паническом страхе перед ростом экономической, военной мощи Китая и его влияния в мире, прежде всего в ареале, который в дипломатическом лексиконе принято называть асеаноцентричным.

Разумеется, события в Афганистане в августе 2021 г., полный крах 20-летней операции США и НАТО в этой стране, продемонстрированное американцами пренебрежение и к своим союзникам по коалиции, и к работавшим на них афганцам внесут существенные коррективы в восприятие азиатскими политическими элитами стратегии США в ИТР, но вряд ли изменят смысл и направленность этой доктрины.

Азия, вдруг ставшая в брюссельской классификации «индо-тихоокеанским регионом», отнюдь не обойдена вниманием европейцев. В 2021 году Совет ЕС принял заключение о стратегии сотрудничества в ИТР. При этом в Брюсселе было заявлено о «тройственном подходе» к Китаю, которого Евросоюз одновременно рассматривает в трех ипостасях: как «партнера, конкурента и системного противника».

Сбросившая есовские оковы Великобритания вспомнила о временах «глобальной Британии», которой обязательной нужно закрепиться в ИТР. В 2021 г. Лондон пафосно провозгласил свой «уклон в ИТР» и отправил в регион авианосную ударную группу. В августе 2021 г. Великобритания добилась обретения статуса диалогового партнера АСЕАН. Минобороны и МИД Франции в 2019 г. приняли «стратегию в ИТР», напомнив всем о существовании в этом регионе крошечных французских территорий. Обновленный в 2021 г. вариант этой стратегии выдержан в духе франкоцентризма с линией на усиление «европейской идентичности» в ИТР. Германия под лозунгом «порядка, основанного на правилах», в 2020 г. приняла «руководство политики по ИТР», а в 2021 г. отправила в Восточную Азию свой фрегат. И даже в Нидерландах правительство, видимо, будучи не в силах преодолеть ностальгию в отношении бывших колониальных владений на острове Ява, в 2020 г. разработало руководство по укреплению своего влияния в ИТР.

Возникает вопрос: почему индо-тихоокеанские мечты разом завладели умами европейцев? Полагаем, что на то есть по крайней мере две причины. Во-первых, европейцы реально оценивают происходящий сдвиг в мировом развитии в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (всё-таки назовем его своим именем). Во-вторых, оказавшись неспособными выработать самостоятельную концепцию политики в этом регионе, они привычно следуют блоковой дисциплине и копируют американские построения с некоторыми не очень существенными собственными нюансами. В общем итоге ситуация на обширном пространстве Евразии, Тихого и Индийского океанов сегодня характеризуется стратегической неопределенностью. Скорее всего, это состояние стратегической неопределенности будет доминантой в региональном раскладе весьма продолжительное время. Нежелание и неспособность западных элит признать наступившую многополярность мира и вести диалог с азиатскими центрами глобального развития на равных щедро подпитывают указанную неопределенность.

Так что по большому счету в 2021 году слон остался слоном, а кролики — кроликами. Оказывается, из около 100 видов зайцев и кроликов люди сумели одомашнить всего один вид — европейского кролика (oryctolagus cuniculus). Видимо, поэтому он легко поддается индо-тихоокеанскому гипнозу из-за Атлантического океана. Впрочем, в Азии хватает своих слонов и кроликов, и пришлым здесь не место, если они не научатся вести себя как подобает.

(Голосов: 16, Рейтинг: 3.31)
 (16 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju