Вступает в полную силу проект «Ямал СПГ» и соответствующая судоходная инфраструктура по доставке сжиженного природного газа в Восточную Азию на круглогодичной основе.
Запуск первого из пятнадцати газовозов ледокольного класса, произведенного в Южной Корее, — настоящий прорыв в развитии Северного морского пути и энергетического потенциала Арктической зоны РФ.
Одновременно это демонстрация того факта, что страны, которые не принимают участия в санкциях против России, имеют огромные возможности для развития бизнеса в регионе.
В решающую стадию вступает процесс имплементации Полярного кодекса (ПК) Международной морской организации. Коммерческие суда старого типа должны быть переоборудованы в соответствии с требованиями ПК в части навигационной безопасности и морской экологии. Здесь также имеются большие возможности для международного сотрудничества как в части переоснащения торгового флота, так и подготовки экипажей для плавания в полярных условиях.
Возрастает степень активности неарктических государств на Крайнем Севере (уже упоминалась роль Южной Кореи в развитии судоходства по СМП).
Особое внимание стоит обратить на возрастающую роль Китая в арктических делах.
Несколько стратегических целей КНР будут способствовать укреплению сотрудничества с Россией в Арктике. Во-первых, это намерение укрепить свое влияние в северной части Тихого океана вплоть до Берингова пролива, значимость которого будет расти по мере развития арктических перевозок. Здесь Китай сталкивается с геополитическими соперниками — Японией и США, в то время как с Россией продолжается курс на стратегическое партнерство. Прямой конкуренции между Россией и Китаем нет, а видение проблем безопасности и перспектив регионального сотрудничества во многом совпадает.
Во-вторых, Китаю выгодно сотрудничество с Россией и другими прибрежными государствами, поскольку у него нет прямых прав на освоение ресурсов шельфа. Именно с этим связана подчеркнутая позиция Пекина по уважению прав прибрежных государств на основе Конвенции ООН по морскому праву. Стратегические планы КНР в Арктике пока не могут быть реализованы без сотрудничества с прибрежными государствами.
В-третьих, тренду на сотрудничество с Россией и общей активизация КНР в Арктике отвечают перспективные планы социально-экономического развития Китая на ближайшую перспективу, что зафиксировано в тринадцатом пятилетнем плане (до 2020 г.) В частности, речь идет о создании новых научных станций в Заполярье, строительстве ледокола, разработке технологий для освоения ресурсов Арктики. Сотрудничество в Арктике вписывается в планы создания глобальной инфраструктуры «Один пояс – один путь».
В-четвертых, в Китае есть четкое понимание того, что экономическое освоение ресурсов Арктики неразрывно связано с поддержанием стабильной и безопасной обстановки в регионе. Как следствие, регулирование арктической политики должно проводиться на основе широкого консенсуса.
Вызовы для России
Есть и определенные вызовы для России со стороны политики КНР. Они возникают в связи с тем, что в перспективе китайская политика направлена на расширение прав неарктических государств. Китай демонстрирует намерение выступать «защитником» интересов этих государств. В этом ключе Пекин будет поддерживать попытки поставить хотя бы под частичный международный контроль Северный морской путь, либо будет добиваться от России льгот по линии двусторонних соглашений.
Тенденция на развитие арктического сотрудничества в 2018 г. будет преобладать над конфликтогенными факторами.
Кроме того, официальная риторика и позиция КНР могут серьезно поменяться в случае значительных изменений, связанных с правовым статусом Арктики, транспортных коммуникаций, существенным ростом цен на нефть и других обстоятельств. В частности, китайские эксперты настаивают на неоднозначности ряда положений Конвенции ООН по морскому праву с перспективой расширения прав КНР в Арктике.
Наконец, китайская дипломатия для повышения влияния Пекина старается сыграть на противоречиях между участниками арктической политики (прибрежными, субарктическими и неарктическими государствами). Статус Китая повышается за счет внедрения тезисов о Китае как о «стране, близкой к Арктике», «ответственной арктической державе» и об Арктике как «общем наследии человечества», что требует более справедливого распределения прав.
~
Подготовили Ирина Сорокина, Мария Смекалова, Алевтина Ларионова, Дмитрий Пуминов и Александр Тесля