Блог Олега Шакирова

Цифровая дипломатия субнациональных акторов. Каталония, Курдистан, Северная Ирландия.

26 Сентября 2014
Распечатать
Поделиться статьей

Под цифровой дипломатией в большинстве случаев подразумевают использование государствами интернета и других информационно-коммуникационных технологий во внешнеполитической деятельности. Наиболее заметной и часто обсуждаемой является её публичная составляющая, то есть распространение официальных или неофициальных сообщений, проведение кампаний при помощи различных интернет-сервисов.


 


Впрочем, этот же инструментарий могут использовать и другие международные акторы. В начале сентября в Вашингтоне прошла встреча, посвящённая цифровой дипломатии субнациональных регионов. Своим опытом работы поделились представители Северной Ирландии (Великобритания), Каталонии (Испания) и Иракского Курдистана (Ирак). Особенности деятельности этих регионов в сети, как и их внешнеполитическая роль в целом, определяются их полномочиями и отношениями с национальным правительством и, конечно, амбициями.


 


Дипломатическим представительством Кабинета министров Северной Ирландии в США является Бюро по Северной Америке (Northern Ireland Bureau North America) с офисам в Вашинтоне и Нью-Йорке. Брона Финнеган (Bronagh Finnegan), отвечающая за связи представительства с общественностью, озаглавила своё выступление как “Цифровая дипломатия в постконфликтной обстановке”. Помимо собственного сайта Бюро использует стандартный набор - Twitter и Facebook - и работает над образом Северной Ирландии, стремясь изменить представление о ней как о зоне конфликта с рисками для безопасности и привлечь внимание аудитории к экономическому развитию, туризму, культуре. Ещё одной задачей является работа с диаспорой. Причём в особенности с молодыми специалистами, поскольку пользователи в возрасте от 18 до 30 составляют большую часть аудитории представительства в интернете.


 


Делегация Правительства Каталонии в США также использует соцсети для улучшения образа региона. Однако не менее важное место отводится политической составляющей, в частности предстоящему референдуму о независимости Каталонии и кампании в поддержку придания каталанскому языку официального статуса в ЕС. По словам главы делегации Эндрю Дэвиса (Andrew Davis), помимо официального Twitter-аккаунта представительства цифровое присутствие в США обеспечивается также при помощи тематических аккаунтов: Invest in Catalonia (экономика и инвестиции), Catalunya Experience (туризм) и Institut Ramon Llull (культура и язык), которые поддерживаются правительством Каталонии и рассчитаны на зарубежную аудиторию в целом. В частности, Catalunya Experience является проектом каталанского Агентства по туризму и имеет аккаунты в нескольких соцсетях. В Instagram, например, Агентство преимущественно публикует снимки других пользователей из Каталонии, отмеченные соответствующим тэгом, а в YouTube выкладывает ролики о достопримечательностях региона и отчёты о поездках. Интересно, что глава делегации также отметил существенную поддержку официальных инициатив в цифровой дипломатии со стороны гражданского общества. Каталонцы активно распространяют сообщения с правительственных аккаунтов, используют хэштэги и участвуют в кампаниях в поддержку Каталонии, а также активно пишут статьи для Википедии на каталанском. Кроме того, правительство периодически даёт возможность отдельным гражданам курировать сайты и аккаунты на протяжении недели, чтобы они могли поделиться своим взглядом на Каталонию.


 


Представительство Регионального правительства Иракского Курдистана в США (Kurdistan Regional Government – Iraq Representation in the United States) в настоящий момент вынуждено работать в условиях кризисной ситуации на Ближнем Востоке. Если Бюро Северной Ирландии прилагает усилия, чтобы перевести внимание аудитории с конфликта на другие стороны жизни региона, то курдское представительство наоборот стремится мобилизовать общественное мнение, СМИ и американский политический класс, чтобы предотвратить дальнейшее разрастание кризиса. Основными платформами для Представительства Курдистана в США являются всё те же Twitter и Facebook. Вместе с тем одним из ноу-хау курдской цифровой дипломатии можно назвать приём, заимствованный из арсенала гражданских активистов - это электронные петиции, например, на сайтах Белого Дома или Правительства Великобритании. Через официальные аккаунты Представительство агитирует своих читателей подписывать петиции, призывающие власти соответствующей страны к активным действиям в поддержку курдского населения. Петиции далеко не всегда набирают необходимое количество подписей и достигают заявленной цели, однако они эффективны с точки зрения привлечения общественного внимания к проблеме. Глава курдского представительства Карван Зебари анонсировал запуск тематического блога Dispatches from Kurdistan для публикации регулярных сводок о ситуации в регионе, в который в перспективе будут приглашаться и другие авторы. Представительство также сотрудничает и с рядом международных и неправительственных организаций, помогающим курдскому населению, распространяя через свои аккаунты информацию об их проектах и сборе средств.


 


Что касается организационной стороны, то в каждом из трёх представительств основную часть работы в области цифровой дипломатии выполняет один человек с хорошим знанием английского, также помогают другие сотрудники. В Бюро Северной Ирландии составляется предварительный план публикаций на месяц, для управления аккаунтами используется система Hootsuite. Бюро проводит анализ активности пользователей и учитывает это при создании и размещении нового контента. Представительство Курдистана помимо собственных сил прибегает к услугам консультантов. Глава делегации Каталонии вновь обратил внимание на поддержку каталонского сообщества в курировании сайтов.


 


В особенностях цифровой дипломатии регионов проявляется различный характер их отношений с национальным правительством и другими акторами. Так, Бюро Северной Ирландии взаимодействует с посольствами Великобритании и Ирландии, поскольку жители региона могут иметь как одно, так и другое гражданство. Публикации не согласовываются, но есть взаимная поддержка ретвитами, например, если речь идёт о культурных и образовательных программах. Делегация Каталонии взаимодействует с американским консульством в Барселоне. Представительство Курдистана подписано на аккаунты многих государственных акторов, а также пристально следит за работой американского консульства в Эрбиле, делает ретвиты, но формальной координации нет. Показательно, что в случае Курдистана и Каталонии выступающие не упоминали сотрудничество с Ираком и Испанией соответственно.


 


Цифровая дипломатия становится привлекательным инструментом для субнациональных акторов, поскольку позволяет им при относительно низких затратах наращивать свою публичную активность и решать задачи, связанные с имиджем, повышением осведомлённости об определённой проблеме или, наоборот, возможности и т.д. На примерах Курдистана и Каталонии хорошо видно, что цифровая дипломатия используется и для достижения политических целей. С другой стороны, если отношения государства и региона не носят конфронтационный характер, то цифровая дипломатия такого региона может быть использована как ещё один канал для продвижения общегосударственной повестки. Но под субнациональным соусом.

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся