Блог Олега Шакирова

Цифровая дипломатия субнациональных акторов. Каталония, Курдистан, Северная Ирландия.

26 Сентября 2014
Распечатать

Под цифровой дипломатией в большинстве случаев подразумевают использование государствами интернета и других информационно-коммуникационных технологий во внешнеполитической деятельности. Наиболее заметной и часто обсуждаемой является её публичная составляющая, то есть распространение официальных или неофициальных сообщений, проведение кампаний при помощи различных интернет-сервисов.



Впрочем, этот же инструментарий могут использовать и другие международные акторы. В начале сентября в Вашингтоне прошла встреча, посвящённая цифровой дипломатии субнациональных регионов. Своим опытом работы поделились представители Северной Ирландии (Великобритания), Каталонии (Испания) и Иракского Курдистана (Ирак). Особенности деятельности этих регионов в сети, как и их внешнеполитическая роль в целом, определяются их полномочиями и отношениями с национальным правительством и, конечно, амбициями.



Дипломатическим представительством Кабинета министров Северной Ирландии в США является Бюро по Северной Америке (Northern Ireland Bureau North America) с офисам в Вашинтоне и Нью-Йорке. Брона Финнеган (Bronagh Finnegan), отвечающая за связи представительства с общественностью, озаглавила своё выступление как “Цифровая дипломатия в постконфликтной обстановке”. Помимо собственного сайта Бюро использует стандартный набор - Twitter и Facebook - и работает над образом Северной Ирландии, стремясь изменить представление о ней как о зоне конфликта с рисками для безопасности и привлечь внимание аудитории к экономическому развитию, туризму, культуре. Ещё одной задачей является работа с диаспорой. Причём в особенности с молодыми специалистами, поскольку пользователи в возрасте от 18 до 30 составляют большую часть аудитории представительства в интернете.



Делегация Правительства Каталонии в США также использует соцсети для улучшения образа региона. Однако не менее важное место отводится политической составляющей, в частности предстоящему референдуму о независимости Каталонии и кампании в поддержку придания каталанскому языку официального статуса в ЕС. По словам главы делегации Эндрю Дэвиса (Andrew Davis), помимо официального Twitter-аккаунта представительства цифровое присутствие в США обеспечивается также при помощи тематических аккаунтов: Invest in Catalonia (экономика и инвестиции), Catalunya Experience (туризм) и Institut Ramon Llull (культура и язык), которые поддерживаются правительством Каталонии и рассчитаны на зарубежную аудиторию в целом. В частности, Catalunya Experience является проектом каталанского Агентства по туризму и имеет аккаунты в нескольких соцсетях. В Instagram, например, Агентство преимущественно публикует снимки других пользователей из Каталонии, отмеченные соответствующим тэгом, а в YouTube выкладывает ролики о достопримечательностях региона и отчёты о поездках. Интересно, что глава делегации также отметил существенную поддержку официальных инициатив в цифровой дипломатии со стороны гражданского общества. Каталонцы активно распространяют сообщения с правительственных аккаунтов, используют хэштэги и участвуют в кампаниях в поддержку Каталонии, а также активно пишут статьи для Википедии на каталанском. Кроме того, правительство периодически даёт возможность отдельным гражданам курировать сайты и аккаунты на протяжении недели, чтобы они могли поделиться своим взглядом на Каталонию.



Представительство Регионального правительства Иракского Курдистана в США (Kurdistan Regional Government – Iraq Representation in the United States) в настоящий момент вынуждено работать в условиях кризисной ситуации на Ближнем Востоке. Если Бюро Северной Ирландии прилагает усилия, чтобы перевести внимание аудитории с конфликта на другие стороны жизни региона, то курдское представительство наоборот стремится мобилизовать общественное мнение, СМИ и американский политический класс, чтобы предотвратить дальнейшее разрастание кризиса. Основными платформами для Представительства Курдистана в США являются всё те же Twitter и Facebook. Вместе с тем одним из ноу-хау курдской цифровой дипломатии можно назвать приём, заимствованный из арсенала гражданских активистов - это электронные петиции, например, на сайтах Белого Дома или Правительства Великобритании. Через официальные аккаунты Представительство агитирует своих читателей подписывать петиции, призывающие власти соответствующей страны к активным действиям в поддержку курдского населения. Петиции далеко не всегда набирают необходимое количество подписей и достигают заявленной цели, однако они эффективны с точки зрения привлечения общественного внимания к проблеме. Глава курдского представительства Карван Зебари анонсировал запуск тематического блога Dispatches from Kurdistan для публикации регулярных сводок о ситуации в регионе, в который в перспективе будут приглашаться и другие авторы. Представительство также сотрудничает и с рядом международных и неправительственных организаций, помогающим курдскому населению, распространяя через свои аккаунты информацию об их проектах и сборе средств.



Что касается организационной стороны, то в каждом из трёх представительств основную часть работы в области цифровой дипломатии выполняет один человек с хорошим знанием английского, также помогают другие сотрудники. В Бюро Северной Ирландии составляется предварительный план публикаций на месяц, для управления аккаунтами используется система Hootsuite. Бюро проводит анализ активности пользователей и учитывает это при создании и размещении нового контента. Представительство Курдистана помимо собственных сил прибегает к услугам консультантов. Глава делегации Каталонии вновь обратил внимание на поддержку каталонского сообщества в курировании сайтов.



В особенностях цифровой дипломатии регионов проявляется различный характер их отношений с национальным правительством и другими акторами. Так, Бюро Северной Ирландии взаимодействует с посольствами Великобритании и Ирландии, поскольку жители региона могут иметь как одно, так и другое гражданство. Публикации не согласовываются, но есть взаимная поддержка ретвитами, например, если речь идёт о культурных и образовательных программах. Делегация Каталонии взаимодействует с американским консульством в Барселоне. Представительство Курдистана подписано на аккаунты многих государственных акторов, а также пристально следит за работой американского консульства в Эрбиле, делает ретвиты, но формальной координации нет. Показательно, что в случае Курдистана и Каталонии выступающие не упоминали сотрудничество с Ираком и Испанией соответственно.



Цифровая дипломатия становится привлекательным инструментом для субнациональных акторов, поскольку позволяет им при относительно низких затратах наращивать свою публичную активность и решать задачи, связанные с имиджем, повышением осведомлённости об определённой проблеме или, наоборот, возможности и т.д. На примерах Курдистана и Каталонии хорошо видно, что цифровая дипломатия используется и для достижения политических целей. С другой стороны, если отношения государства и региона не носят конфронтационный характер, то цифровая дипломатия такого региона может быть использована как ещё один канал для продвижения общегосударственной повестки. Но под субнациональным соусом.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каким образом заявления В.В. Путина в послании Федеральному Собранию и показ новых стратегических вооружений скажется на международной безопасности в ближайшие годы?

    Следует ожидать гонки вооружений ведущих государств мира, что приведет к неконтролируемой эскалации военно-политической напряженности во всем мире  
     155 (43%)
    Сделанные заявления и показ супероружия скорее завершают начатый ранее процесс обновления Вооруженных Сил России в ответ на вызовы современности, к этому на Западе давно были готовы — существенных изменений в глобальном балансе сил не произойдет  
     142 (40%)
    На наших глазах возвращается Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, в которой Россия определенно играет роль одного из полюсов, что позволит иметь более стабильную архитектуру международной безопасности  
     53 (15%)
    Ваш вариант ответа. В комментариях  
     8 (2%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся