Комментарии экспертов РСМД

Татьяна Исаченко: Значение АТЭС для внешнеторговой политики России

18 Октября 2012
Распечатать

Второй Форум АТЭС (Москва, 12-13 октября): Интервью с Татьяной Михайловной Исаченко,  д.э.н., профессором кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО (У) МИД России.

В контексте недавно прошедшего Саммита АТЭС Владивосток–2012 важным пунктом повестки форума остаются вопросы региональной внешнеторговой политики. Укрепление экономических связей со странами-членами АТЭС является одним из приоритетных направлений внешнеполитического курса России. В то же время процессы региональной интеграции в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана имеют стратегическое значение, оказывая непосредственное влияние на взаимоотношения этих стран с международными организациями и другими интеграционными объединениями. О природе этих взаимоотношений и торгово-политических интересах России в АТР мы побеседовали с ведущим специалистом в этой области – доктором экономических наук, профессором кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО (У) МИД России Т.М. Исаченко.

Логотип APEC на Центральной площади Владивостока.
Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Татьяна Михайловна, какова роль АТЭС в построении и укреплении торгово-политической базы России на современном этапе?

АТЭС – очень важный региональный форум, в рамках которого могут и должны решаться проблемы, интересующие всех его участников. В числе таких проблем – содействие развитию торговли, поддержка малых и средних предприятий, сотрудничество в области защиты интеллектуальной собственности, в сфере образования и инновационного развития, обеспечение продовольственной безопасности, транспортно-логистическое сотрудничество, разработка стандартов и правил безопасности производства и использования атомной энергии и многие другие. Наивысшей целью является создание зоны свободной торговли в рамках АТЭС, хотя очевидно, что это задача долгосрочной перспективы. Для России крайне важно участвовать во всех инициативах АТЭС, поскольку, во-первых, это способствует достижению стабильности и устойчивого развития в регионе, во-вторых, позволяет нашей стране все более активно развивать международные экономические связи во всех регионах.

Каковы перспективы экономической интеграции стран-членов АТЭС с Единым экономическим пространством (ЕЭП)? В каких формах эта интеграция может осуществляться? Какова роль Белоруссии и Казахстана в данном процессе?

На мой взгляд, рано говорить о конкретных путях интеграции стран АТЭС с ЕЭП, поскольку само ЕЭП находится на стадии формирования и выработки наиболее эффективных механизмов взаимодействия. В то же время некоторые страны АТЭС уже проявили интерес к переговорам по заключению соглашений о свободной торговле, пока, правда, только с Россией, поскольку в ЕЭП не до конца сформирован наднациональный механизм. Роль Казахстана и Белоруссии в этих процессах незначительна, однако, в случае, если соглашения о свободной торговле будут подписываться на уровне ЕврАзЭС, потенциальные партнеры будут проявлять заинтересованность в выходе на единый рынок, и, таким образом, значение и привлекательность экономики Казахстана и Белоруссии будут возрастать.

С учетом недавнего присоединения России к ВТО и ожидаемого в скором времени присоединения к ОЭСР, какое значение имеет АТЭС для многостороннего внешнеторгового сотрудничества? Зачем нужно АТЭС, если в рамках ВТО действуют достаточно эффективный механизм разрешения споров, нормы и ограничения тарифных и нетарифных барьеров?

На эти два вопроса можно ответить в одном ключе. Существование многосторонней торговой системы и наличие правил ВТО и ОЭСР не только не исключают, но и всячески способствуют усилению роли регионального сотрудничества в форме как региональных (преференциальных) торговых соглашений, так и региональных организаций и блоков. В условиях глобализации и формирования правил, применяемых практически во всех странах мира, продуманные и реализованные в регионах меры по либерализации торговли и инвестиционного сотрудничества могут быть закреплены в многосторонних правилах. В этом случае в регионе происходит своего рода «репетиция» процессов либерализации. Что касается механизма разрешения споров, то достижение консенсуса в регионе позволит сократить число торговых споров, не получивших разрешения в двустороннем порядке и вынесенных на рассмотрение ВТО.

Учитывая состав АТЭС, участие в нем таких крупных партнеров, как США, Китай, Япония, Южная Корея и др., можно смело утверждать, что выработанные в рамках АТЭС правила могут быть успешно имплементированы в систему ВТО. Они будут способствовать совершенствованию этой системы и достижению целей Дохийского раунда переговоров.

Беседовал Роман Райнхардт, программный ассистент РСМД

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся