Комментарии экспертов РСМД

Нана Гегелашвили: Россия и Грузия: постепенная нормализация отношений

24 Октября 2013
Распечатать
Поделиться статьей

27 октября в Грузии пройдут президентские выборы. При М. Саакашвили отношения Москвы и Тбилиси были довольно напряженными. Нана Александровна Гегелашвили, руководитель центра региональных проблем ИСКРАН, прокомментировала возможные изменения внешней политики Грузии и российско-грузинских отношений после выборов.

 

Нана Александровна, как могут измениться российско-грузинские отношения после выборов?

В целом, отношения между Россией и Грузией будут постепенно нормализовываться. Сегодня складывается впечатление, что новые власти в своей политике сохранят приверженность прагматизации и, как результат, – нормализации отношений с Москвой. Это диктуется не только здравым смыслом, но и практическими соображениями.

 

В настоящее время Тбилиси уверен, что именно нормализация отношений с Россией является единственной возможностью на пути возвращения мятежных республик в границы Грузии. К тому же нахождение части российского капитала в этой стране, равно как и осознание всех преимуществ российского рынка укрепляют убежденность Тбилиси в правильности выбора в пользу крайне сбалансированного и прагматического подхода в отношении России.

 

Другой фактор, который может способствовать стабилизации грузино-российских отношений, – осознание Тбилиси всех трудностей на пути вступления в НАТО, а также полной неизвестности относительно конкретных сроков вступления, что объясняется, в том числе, финансовой ситуацией в США.

 

Тем не менее сегодня грузинское общество не готово к полной потере своих бывших автономий в обмен на улучшение отношений с Россией, и официальный Тбилиси осознает это.

 

Поэтому российско-грузинский диалог, по крайней мере, на первых порах будет предельно ограничен. Для его расширения обеим сторонам необходимо продолжить не так давно начатое обсуждение взаимовыгодных экономических вопросов, в первую очередь, вопросов, связанных с общими для них вызовами, например, с радикальным исламизмом на Северном Кавказе. Решение этого вопроса является важнейшей задачей обеспечения российской государственной безопасности на кавказском направлении. Это также может стать одним из эффективных механизмов укрепления доверия между двумя странами.

 

Таким образом, в настоящее время нормализация двусторонних отношений предполагает определение характера существующих взаимосвязей и общих вызовов. России необходимо проявить большую активность в этом направлении и выступить инициатором предложений по конструктивному сотрудничеству с Грузией в новых условиях.

Какую роль сейчас играет Грузия на Кавказе? Как может измениться ее влияние после выборов?

Грузия всегда имела и будет иметь огромное значение для Кавказа, что обусловливается, прежде всего, ее крайне выгодным геополитическим положением. Геополитическое значение Грузии нельзя недооценивать, и это, в первую очередь, определяет ее ключевую роль на Южном Кавказе.

 

Тем не менее усиление роли и влияния Тбилиси на Кавказе после выборов будет зависеть от того, насколько продуктивно России удастся выстроить с ней новые отношения, а также от того, насколько последовательно будет проводиться политика Вашингтона по отношению к этой стране в условиях финансового кризиса, под грузом проблем, решение которых имеет для США более важное значение, чем их политика на кавказском направлении.

Какими будут приоритеты внешней политики Грузии после выборов?

В области внешней политики особых изменений не предвидится. Курс Грузии на сближение с НАТО и другими евроатлантическими структурами в целом непреложен – Москва в свое время не справилась с ролью гаранта грузинской безопасности. Вот почему новые власти Грузии продолжат курс на евроинтеграцию и вступление в НАТО, взятый их предшественниками. Не случайно уже в ноябре 2013 г. на саммите ЕС и стран «Восточного партнерства» должны быть парафированы соглашения Грузии с Евросоюзом об ассоциации. Грузия также продолжит участие в афганской операции, несмотря на некоторый протест со стороны населения, связанный с военными потерями.

 

Беседовала Дарья Хаспекова, программный координатор РСМД.

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся