Комментарии экспертов РСМД

Андрей Репневский (САФУ) об отношении Северных стран к ситуации Россия-Украина

18 Марта 2014
Распечатать

Профессор САФУ, директор научно-образовательного центра «Международные отношения и Арктическая политика России» Андрей Репневский комментирует реакцию Северных стран Европы (Швеции, Норвегии и Финляндии) к событиям, происходящим на Украине, делает прогнозы по развитию отношений стран с Россией.

1.       Первое, что обозначим – под Северными странами в контексте данной заметки мы будем иметь в виду таких соседей России, как Норвегия, Швеция, Финляндия. Эти Северные страны на международной арене ведут себя в случае России с Украиной относительно спокойно. Эти страны активно не участвуют в обсуждении Украинской проблемы. Основные российские и западные СМИ практически не указывают на какие-либо официальные позиции этих стран. Они не являются активными участниками переговоров по Украине и не проявляли никаких заметных инициатив по данной проблеме ни в пользу новых властей Украины, ни в пользу России, Крыма и Севастополя.

2.       У Швеции и Финляндии есть возможность не присоединяться к санкциям против России и антироссийским милитаристским планам НАТО, так как они не являются членами НАТО. У Норвегии есть возможность не присоединяться к возможным санкциям Евросоюза, так как они не в составе этой организации. Тем не менее, возможно, норвежская сторона как член Североатлантического альянса откажется от совместных военных учений с Россией в текущем году.

3.       Санкции российского «Газпрома», вводимые за неуплату Украиной, и прекращение поставок через ее территорию газа и нефти в страны Евросоюза могут быть на руку нашему главному конкуренту Норвегии, поставки газа из которой играют большую роль в странах Европы. Поскольку норвежская компания «Statoil» является государственным предприятием, то государство напрямую выиграет от увеличения цены и объема поставок газа и нефти. Другое дело, могут ли норвежцы увеличить поставки.

4.       В Швеции и Финляндии, однако, сильны про-натовские политические круги. Они могут разыграть карту Украины, чтобы активизировать пропаганду вступления своих стран в НАТО. Пока их активность ярко не проявился, но этого следует ожидать и готовить контраргументы.

5.       Политической истории Украины, России, Крыма и Севастополя народы Швеции, Норвегии, Финляндии не представляют совершенно! Поэтому им легко можно навязать любую антироссийскую концепцию. Необходимо активизировать собственную пропаганду в этих регионах, доходчиво и на их языках донося историческую правду о том, как складывалась государственность на Украине и в России. При этом следует приводить примеры из их собственной истории борьбы за национальное самоопределение, раскрыть демографическую и языковую ситуацию в Украине. Акцентировать внимание на первом «языковом» законе новых властей Украины. Этот закон о языке может сильно повлиять на мнение норвежцев и финнов в пользу России, так как они сами в свое время яростно боролись за право говорить на собственном языке и на этой основе создавали свои независимые государства.

6.       Скорее можно констатировать, что эти страны следят за развитием событий. Им очень важно будет знать результаты голосования в Крыму и Севастополе 16 марта. Для финнов, норвежцев и отчасти шведов очень важно понятие «самоидентификация», «самоопределение», особенно учитывая тот факт, что Норвегия и Финляндия относительно недавно получили свою собственную полную независимость (1905 и 1918 годы). Можно утверждать, что именно в этой логике эти страны поддержали идею и практическую реализацию «независимого» Косово. Можно ожидать, что им будет «неудобно» выступать против самоопределения вплоть до отделения Крыма и Севастополя. 

Дата комментария: 13 марта 2014 г.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся