Комментарии экспертов РСМД

Подписание договора о создании ЕАЭС. Взгляд участника церемонии

10 Июня 2014
Распечатать

Кузьмина Е.М, к.полит.н. , зав.сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН.

29 мая произошло важнейшее событие для дальнейшего развития евразийского пространства – Белоруссия, Казахстан и Россия подписали договор о создании Евразийского экономического союза. Этому предшествовала долгая и очень скурпулезная работа государственных чиновников, бизнеса, экспертов трех стран по формированию Таможенного союза и единого экономического пространства. Помимо преодоления важного   психологического рубежа, связанного с подогреваемого из вне страха воссоздания Советского Союза, это экономическое объединение позволит не только расширить торговые и производственные возможности внутри единого экономического пространства, но и сократить внешние экономические риски.

Подготовительный процесс не был простым. Странам нужно было решить многие экономические и неэкономические вопросы взаимодействия, создать законодательную базу для функционирования Союза. Но этот этап пройден, компромиссы найдены, подписан ряд межправительственных соглашений по некоторым спорным вопросам. И как отмечали все   три президента на церемонии подписания Договора, свидетелем которой мне посчастливилось быть, не смотря на сложности переговорного процесса, важный шаг к скоординированной экономической политике сделан. Президенты также выразили уверенность, что процедура ратификации на национальном уровне пройдет до конца текущего года. Особо отмечалось, что мы строим экономический союз, а не политический.

И на церемонии подписания, и в кулуарах встречи официальными лицами и экспертами подчеркивалось консолидированное стремление  выйти из рамок "сырьевых экономик" на новые промышленные рубежи, создать совместные  конкурентоспособные производственные проекты, что будет способствовать равноправному участию в мировой экономике.

В Договоре и сопутствующих документах оговорены все основные направления дальнейшего   сотрудничества в перспективе до 2025 года от создания новых совместных проектов в производственной сфере и сельском хозяйстве, до формирования единого энергетического, транспортного и финансового пространства. Определены места дислокации основных наднациональных структур: ЕЭК – в Москве, Евразийский суд – в Минске, а Финансовый центр в – Алматы.

Фото: Е.Войко

На пресс-конференции по итогам встречи национальные координаторы по формированию ЕАЭС также большое внимание  уделили вопросу новых условий передвижения трудовых ресурсов, предоставления национального режима для бизнеса трех стран-членов на всей территории Союза. Также было озвучено решение о взаимном признании дипломов, за исключением педагогических и медицинских (по ним решение будет приниматься отдельно).

В целом настроение было деловым, а не эйфорическим. Всем была понятны не только перспективы данного объединения, но объемы предстоящей работы по выполнению заявленных задач.

Огромный интерес к созданию Евразийского союза проявили журналисты, и не только из стран-членов. К нам - экспертам обращались за комментариями китайские, итальянские, американские, румынские и др. журналисты. На казахстанском телевидении в ходе круглых столов мы обменивались мнениями о перспективах Евразийского союза с австрийскими, египетскими, израильскими, голландскими и другими экспертами. Поднимались вопросы расширения Союза, возможностей других форматов сотрудничества, например в рамках Соглашений о зоне свободной торговли   с другими странами и экономическими объединениями. Не были обойдены стороной и трудности которые стоят на пути нового экономического объединения: вопросы чувствительных товаров, конкурирующие национальные производства, возможность создания единой валюты и т.п.  Все это говорит о серьезном интересе к ЕАЭС и о его перспективности.


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся