Комментарии экспертов РСМД

Валерий Шлямин: Традиции партнерства и санкции

8 сентября 2014
Распечатать

Автор: Валерий Шлямин, д.э.н., торговый представитель России в Финляндии, эксперт РСМД.

 

Ситуация последних месяцев в Украине и вокруг неё резко обострила политические и экономические отношения Российской Федерации с Соединёнными Штатами Америки и Европейским союзом. Политический кризис в Украине, вызванный слабостью государственных институтов и столкновением внутриполитических интересов в этой стране, а также волеизъявлением абсолютного большинства населения Крыма войти в состав России, усиливается амбициозной политикой США, стремящихся вывести Украину из интеграционных процессов со своим восточным соседом и создать в этой стране плацдарм для политического, экономического и, не исключено, военного давления на Россию. Твердая позиция руководства нашей страны вызвала крайне негативную реакцию лидеров государств Северной Америки и также ряда европейских государств – союзников США по НАТО. Несмотря на то, что Россия придерживается миролюбивого курса по отношению к Украине, на Западе решили применить к нашей стране санкции.

 

Реакция президента В.В.Путина на события в Украине послужила поводом для руководства ряда государств Запада наказать Россию. Из музея холодной войны они извлекли такой инструмент как экономические санкции. Складывается впечатление, что политики-инициаторы санкций не утруждают себя анализом последствий их применения для глобальной экономики, регионов мира и стран. В частности, для Северной Европы возникла очевидная угроза устойчивому и поступательному развитию.

 

Северная Европа - территория в пределах Балтийского и Баренцева регионов – одна из самых привлекательных для международного экономического сотрудничества. Здесь, с одной стороны, имеются крупные запасы ценных природных ресурсов в Евро-Арктике, формируется один из самых значимых торгово-экономических центров мира, с другой стороны, сложились масштабные экологические проблемы в Балтийском море, а также довольно крупные разрывы в уровнях социально-экономического развития, состояния транспортно-логистической инфраструктуры и различия в институциональной среде западной и восточной частей макрорегиона.

 

За последние 20 лет государства Северной Европы предприняли немалые усилия по преодолению последствий военного противостояния и холодной войны. Были созданы Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Совет Баренцева евро-арктического региона (СБЕАР).

 

Предприняты попытки использования этих форумов не только для согласования позиций и поиска перспективных направлений взаимодействия в политике, культуре, в сфере охраны окружающей среды, но и в экономике.

 

Так, в частности, впервые страны-партнеры приступили к поиску подходов к совместному пространственному планированию социально-экономического развития сопредельных территорий. С участием российских, финских, шведских, норвежских, польских, немецких специалистов были подготовлены и осуществлены пилотные совместные проекты пространственного стратегирования. Россия и Финляндия за последнее двадцатилетие накопили уникальный опыт приграничного сотрудничества, осуществив в общей сложности около четырехсот совместных проектов. Именно этот опыт был принят Евросоюзом и Россией за основу в создании Европейского инструмента соседства и партнерства. Добавим к этому успешно реализованный проект прокладки газопровода по дну Балтийского моря от Ленинградской области до Германии «Северный поток»; появившуюся в 2007 году систему партнерств «Северное измерение» между ЕС, Норвегией, Исландией и РФ в охране окружающей среды, в социальной сфере, а также формирующееся транспортно-логистическое партнерство и, конечно, вступление России во Всемирную торговую организацию.

 

Вместе с тем оценивая результаты международного экономического взаимодействия в Северной Европе и отдавая должное достигнутому, мы все же должны с сожалением констатировать, что прошедшее 20-летие для данного региона было периодом не столько достижений, сколько упущенных возможностей.

 

Прошедшие годы по большому счету не смогли сломать стереотипы русофобии прошлого и не привели к масштабному совместному предпринимательству. Вместе с тем было бы ошибочно сводить проблему упущенных возможностей только к русофобии. Объективности ради стоит признать, что и мы не всегда были последовательны в проведении реформ, особенно в 1990-е гг.

 

Сопоставление темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) стран Северной Европы (России и ее соседей) и Юго-Восточной Азии (ЮВА) - Китая и соседних с ним стран, даже с учетом различия в стартовых позициях, в масштабах и структурах национальных экономик, входящих в эти регионы, показывает, что, к сожалению, страны Северной Европы заметно отстают по темпам своего развития (см. таблицу)

Валовой внутренний продукт (по паритету покупательной способности валют в текущих ценах) в странах Северной Европы и Юго-Восточной Азии (млрд. долл. США)

Источник: Мировой Банк, www.data.worldbank.org
Примечание: для Эстонии в качестве базового взят 1995 г.

 

По всей видимости, тренд опережающего развития Юго-Восточной Азии по сравнению с Северной Европой, включая Россию, сохранится по крайней мере в среднесрочной перспективе. Существует несколько базовых обстоятельств, которые следует принять во внимание, объясняя причины отставания Северной Европы. Среди наиболее весомых из них – неиспользование потенциала международного экономического взаимодействия в регионе. Так, России и её соседям по Северной Европе до сих пор не удалось выработать совместные концептуальные подходы к стратегии развития трансграничной транспортно-логистической инфраструктуры в регионе.

 

Вспомним хотя бы нереализованную проектную инициативу середины 1990-х гг. по созданию и соединению Баренц-линка, берущего своё начало в норвежском Нарвике, проходящему через города Хаапаранта (Швеция), Торнио и Каяани (Финляндия), Костомукша (Россия), с железнодорожной магистралью Белкомур, связывающей Пермский край, Республику Коми, Архангельскую область. Соединение Баренц-линка и Белкомура в единую магистраль с последующим выходом на Транссиб позволило бы значительно повысить инвестиционную привлекательность Северной Европы, оптимизировать грузовые потоки и способствовать развитию евразийского транзита.

 

Северный морской путь (СМП) как трансконтинентальный маршрут, роль которого для развития Северной Европы трудно переоценить, все 1990-е гг. и до середины 2000-х годов практически не развивался. И только в последнее время в связи с нарастающей международной конкуренцией по освоению Арктики СМП получает ощутимую поддержку. Созданы предпосылки его превращения в высокоэффективный проект международного государственно-частного партнерства.

 

Дмитрий Тулупов: Северный морской путь. За российские услуги надо платить

 

Китай, Япония и Южная Корея оказывают чувствительное влияние на национальные экономики стран Северной Европы. Усиление этого влияния уже в ближайшие годы не подлежит сомнению. Так, в частности, страны - экономические лидеры ЮВА претендуют на ведущую роль в освоении природных богатств Арктики и обладают для этого уже сегодня солидными промышленными и финансовыми ресурсами. Китай, как стратегический торгово-экономический партнер России, проявляет растущий интерес к инвестированию в промышленные проекты в Северо-Западном федеральном округе РФ. Южная Корея за последнее десятилетие превратилась в одного из ведущих производителей судов арктического класса в мире.

 

Очевидно, что воспользоваться преимуществами международного разделения труда между восточной и западной частями Северной Европы можно при наличии более или менее гармонизированного законодательства в сфере предпринимательства, правоприменительной практики, в равной степени благоприятной экономической среды для бизнеса, безопасности для предпринимателей, открытости и заряженности на поддержку торговли, инвестиций и инноваций властей всех уровней в странах-участниках сотрудничества. Надо сказать, что процесс сближения России, Евросоюза и Норвегии в этой сфере шёл неравномерно, с переменным успехом и, тем не менее, к настоящему времени, несмотря на трудности в диалоге с европейскими партнерами, наша страна сумела заметно продвинуться и продолжает совершенствовать бизнес-среду, методы государственного регулирования.

 

Россия – предсказуемый партнер, выполняющий свои обязательства. За 20 лет произошли необратимые позитивные перемены: национальная экономика окончательно перешла на рыночные методы хозяйствования, несомненны подвижки в культуре предпринимательства. Российские деловые люди, сохраняя национальную специфику (в основном положительного свойства), с каждым годом все менее уступают, а нередко превосходят по уровню образования и умения зарубежных коллег. Мы в Торгпредстве в этом убеждаемся в ходе интенсивных контактов с отечественными бизнесменами и экспертами в течение последнего десятилетия.

 

Казалось бы, глобализация бизнеса, накопленные опыт и знания, гармонизация законодательства Европейского Союза и России, вступление нашей страны в ВТО, вызовы и угрозы, вставшие перед национальными экономиками региона в XXI веке — все это предполагает появление новых точек соприкосновения экономических интересов государств и бизнес — сообществ. Однако взаимопроникновение экономик на Севере Европы идет, на наш взгляд, медленными темпами.

 

Печально, но из-за санкций против России процесс взаимопроникновения экономик и сближения стратегических интересов будет тормозиться.

 

Сегодня многие финские исследователи пытаются определить размер возможных потерь для национальной экономики. По всей видимости, они могут оказаться более существенными, чем для большинства стран Евросоюза, так как удельный вес России в объеме внешней торговли товарами Финляндии (14%), а также весомый объем транспортно-логистических услуг по евразийскому транзиту через Россию и Финляндию в третьи страны (более 10 млрд. долларов в год) – весьма чувствительны для этой не самой крупной европейской страны.

 

Вместе с тем, вспоминаю опыт торгово-экономических отношений СССР и Финляндии в 1970-е – 1980-е годы, когда США также пытались применять экономические санкции, которые были преодолены. Сказалась мудрость президентов Урхо Кекконена и Мауно Койвисто, сумевших преодолеть политические стереотипы и психологические барьеры и положить начало добрососедскому сотрудничеству с СССР, руководствуясь национальными интересами. Хотел бы выразить надежду на то, что Россия и Финляндия смогут и далее развивать как традиционные, так и новые формы экономического взаимодействия.

 

В условиях обострения международной политической обстановки и введения санкций трудно переоценить роль добрососедства и международного государственно-частного партнерства (МГЧП) как в масштабе Северной Европы, так и в двусторонних отношениях. При этом в сложные периоды прагматизм, добрая воля и стратегическое видение последствий принимаемых решений для нации определяют ведущую роль политиков-лидеров своих стран. Стоит заметить, что и бизнес в тяжёлые времена не остаётся пассивным наблюдателем, порой оказывая решающее воздействие на государство.

 

Взвешенная политика добрососедства финского руководства как 30-40 лет тому назад, так и в настоящее время заслуживает уважения. Как показывают наши наблюдения и деловые встречи, большинство финских государственных деятелей хорошо понимают, что от России не исходит никаких внешних угроз, а её потенциал для экономического сотрудничества для Финляндии невозможно игнорировать. Суоми – наша северная соседка – находится под сильным политическим влиянием Запада, вынуждена следовать курсом внешней политики Евросоюза, являясь его членом.

 

Однако, судя по всему, финское руководство не настроено слепо сворачивать экономические связи с Россией. И деловое сообщество чувствует этот настрой.

 

Хотел бы особо отметить – Финляндия является признанным технологическим партнером России. Это одна из немногих высокоразвитых стран, открытых для производственной кооперации с Россией. Не стоит забывать, что ещё в 1970-х – 1980-х годах СССР и Финляндия накопили уникальный опыт промышленной кооперации в судостроении и транспортном машиностроении, а также совместной реализации крупных инвестиционных проектов, таких как атомная станция в Ловиисе, горно-обогатительный комбинат в Костомукше (Республика Карелия), целлюлозно-бумажный комбинат в Светогорске
(Ленинградская область). Сегодня финский энергетический консорциум «Фортум» осуществляет инвестиционную программу в Западной Сибири объемом более 4 млрд. долл. США, а «Росатом» готовится к осуществлению проекта строительства атомной станции «Ханхикиви» в Финляндии.

 

fortum.com, АЭС в Ловиисе

 

К настоящему времени сложились благоприятные условия для развития инновационного сотрудничества между странами-соседями. Причем интерес к этому виду деятельности взаимный, особенно по линии малого и среднего бизнеса. Приведу лишь несколько ярких примеров совместных проектных инициатив в инновационной сфере.

 

Биомедицинские санкт-петербургские компании «Цитомед» и «Биофармос» осуществляют инвестирование в строительство своих предприятий в финских городах Лаппеенранта и Хамина, преследуя цель расширить номенклатуру своих изделий и освоить через Финляндию европейский рынок. Крупная российская компания «Яндекс» (г.Москва) ведет строительство своего дата-центра в коммуне Мянтсяля.

 

Финская компания «Бенек» (специализируется в сфере нанотехнологий) открыла дочернее предприятие в Санкт-Петербурге. Финская фирма «Неонэлектро» и российский Центр нанотехнологий и наноматериалов создают в г.Саранске (Республика Мордовия) совместное предприятие по производству принципиально новых источников света. Технопарк «Мордовия» и Центр оптоэлектронных исследований (г.Тампере) приступили к созданию совместного центра по разработке и производству тейперного оптического волокна.

 

beneq.com

 

Хотел бы также обратить внимание на совместную деятельность по линии национальных институтов развития наших стран с целью поддержки инновационных бизнес-инициатив и стартап-компаний. В эту деятельность включились финское агентство по финансированию технологий и инноваций «ТЕКЕС» и российский Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Заключены соглашения между Фондом Сколково и Российской венчурной компанией с финскими компаниями «Турку Сайнс Парк» и «Стартап Сауна», а также с агентством «ТЕКЕС», направленные прежде всего на совместную поддержку начинающих компаний.

 

Успех модернизации национальной экономики, её конкурентоспособность в огромной степени зависят от наличия высококвалифицированных кадров. В этой связи особое значение придаётся развитию международного межвузовского взаимодействия, трансферу лучших знаний, опыта, практик в области высшего и средне-технического образования, связям учебных заведений с производством, развитию у учащихся предпринимательских навыков. С участием нашего Торгпредства установлены связи между рядом отечественных технологических университетов и одним из ведущих европейских ВУЗов – университетом «Аалто» (г.Хельсинки) и университетом г. Тампере.

 

Как известно, Россия и Финляндия специализируются в области проектирования и строительства судов арктического класса. Именно в этой области за последние пять лет мы достигли наиболее впечатляющих результатов взаимодействия, вплотную подойдя к созданию российско-финляндского кластера арктического судостроения, центром которого является совместное предприятие «Арктех Хельсинки Шипъярдс». Это СП создано на базе судоверфи г.Хельсинки с участием российской Объединенной судостроительной корпорации. Данный кластер связывает не только судостроительные предприятия наших стран, научные центры, проектно-конструкторские бюро, но и сотни субпоставщиков, расположенных по обе стороны границы. Этот проект - успешный пример российских инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики Финляндии, а также примером того, каким образом наши страны за счёт соединения своих конкурентных преимуществ могут добиваться совместной глобальной конкурентоспособности в конкретном секторе экономики.

 

Существуют предпосылки для достижения аналогичных результатов в лесопромышленном комплексе. Несмотря на то, что нам пока не удалось добиться создания комфортных условий для создания столь же впечатляющих совместных проектов как в судостроении, тем не менее намечены точки соприкосновения стратегических интересов. В частности, в Вологодской области формируется международный кластер деревянного домостроения с участием финских компаний.

 

Все более актуальной темой становится многоэтажное энергоэффективное домостроение. Продолжают сохранять актуальность разработки в области глубокой переработки лесосырья, в том числе с использованием биотехнологий.

 

В последние 2-3 года появились перспективы развития научно-производственной кооперации в области медицинских технологий. В настоящее время осуществляется интересная инициатива по созданию в Санкт-Петербурге Инновационного парка медицинской техники. Проект реализуется российским кластером медицинского экологического приборостроения и биотехнологий при участии финских партнеров. Прорабатывается также более масштабный проект по созданию сети трансграничных индустриальных парков трансфера технологий в области медицинской промышленности, ориентированный прежде всего на оказание поддержки малым и средним инновационным предприятиям.

 

К 2013 году нам удалось добиться выхода на проектный уровень по целому ряду направлений двустороннего сотрудничества. По итогам XIII сессии российско-финляндской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству в Турку 27 марта 2013 года была утверждена Программа действий российско-финляндского экономического сотрудничества в рамках инициативы «Партнерство для модернизации».

 

В Программу включено 20 совместных проектов, которые охватывают такие приоритетные для наших стран направления сотрудничества, как арктическое судостроение, машиностроение, медицина и биотехнологии, энергетика и энергоэффективность, информационно-телекоммуникационные технологии, «чистые технологии», строительство, а также НИОКР по линии ВУЗов и научно-исследовательских центров. Важно, что данная программа является индикативной и будет по мере её реализации дополняться новыми проектами.

 

Сведения об упомянутых проектах отнюдь не претендуют на исчерпывающую информацию о современном состоянии российско-финляндских отношений, которые можно охарактеризовать как подлинно партнерские и взаимовыгодные, пример добрососедства.

 

Убежден в том, что никакие санкции не способны разрушить это партнерство.

 

Экономическому партнерству России и её соседей в Северной Европе нет альтернативы если исходить из стратегического ориентира – сохранения привлекательности и конкурентоспособности этого региона на долгосрочную перспективу.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся