Комментарии экспертов РСМД

В поисках новой идентичности. Итоги постсоциалистической трансформации Центральной и Юго-Восточной Европы

5 Мая 2016
Распечатать

Автор: Андрей Суздальцев, к.и.н., доцент кафедры мировой политики НИУ «Высшая школа экономики».

Выход в свет политического справочника о странах Центральной и Юго-Восточной Европы [1] стал важным событием для активно развивающейся в последнее десятилетие российской регионалистики и страноведения. В то же время появление справочника о странах исключительно важного и проблемного региона современной Европы — своеобразный индикатор постепенного, но неуклонного возвращения российской влияния в данную часть континента, история стран и народов которого неразрывно связана с Россией.

«Центральная Европа» или «Центрально-Восточная Европа»? 

Формат вышедшего справочника оказался универсальным и исключительно информативным.  Материал, распределенный по страновому признаку, изложен системно, с сохранением внутренней логики. В нем прослеживаются причинно-следственные связи событий и реакции на них республиканских властей и соседних стран региона.

В то же время было бы несправедливо рассматривать данное издание исключительно как свод справок об истории региона, политических партиях и современном уровне отношений с Россией. Практически все страноведческие  материалы имеют взвешенные аналитические выводы, что существенно дополняет данное издание, которое невозможно игнорировать не только при изучении данного европейского региона, но и при подготовке материалов для анализа как внешней политики России по отношению к странам региона, так и региональной политики Евросоюза в целом.

Аналитический блок справочника представляет и определенный интерес для российского бизнеса, включая туристического, российских инвесторов, негосударственных структур, развивающих контакты с гражданскими обществами Сербии, Венгрии, Чехии, Болгарии и т.д.

Важно отметить, что авторы справочника отдельно остановились на толковании термина «Центрально-Восточная Европа», с которым постоянно сталкиваются исследователи, включая студентов и аспирантов, интересующихся данным европейским регионом и проблемами Европейского союза (с. 7-8). В издании совершенно справедливо отмечается геополитический характер данного термина, отражающего экспансию Евросоюза в Центральной и Восточной Европе (программа Евросоюза «Восточное партнерство», Соглашения об ассоциации с ЕС) и по этой причине активно используемого в научной литературе и политической публицистике объединенной Европы.

Нарастающие проблемы ЕС

Выход справочника совпал с важным этапом в развитии региона Центральной и Юго-Восточной Европы, столкнувшегося с целым рядом кризисов, большая часть которых непосредственно связана с нарастающими проблемами Евросоюза, но одновременно не исключало и исторических конфликтов между странами и народа региона. Заслуживает упоминания  и миграционный кризис 2015 г., непосредственно связанный с миграционным «коридором», проложенным беженцами из Турции по территории Греции, Хорватии и Венгрии (ЕС), а также Сербии и Македонии.

Вплоть до настоящего времени регион остается самой конфликтной территорией в Европе. Продолжается процесс распада Югославии: не снижается межобщинная напряженность в Боснии и Герцеговине, в Косово, внешними силами стимулируются амбиции албанского меньшинства в Македонии и т.д. Межнациональные конфликты в регионе периодически обостряются и оказывают крайне негативное влияние на общую политическую ситуацию на континенте и в том числе на политическую обстановку внутри Евросоюза. Нельзя обойти вниманием процесс постепенного и очень противоречивого «погружения» Сербии в ЕС.

В справочнике особое место уделено влиянию албанского фактора в субрегионе, охватившем страны — бывшие республики Югославии. В частности, детально освещен (С.163-164) албанский мятеж в Македонии (2000 г.). При этом отмечается поддержка албанцев со стороны НАТО, что в итоге едва не привело к развалу Македонии в 2014–2015 гг. Нельзя опустить и факт связей руководителей Косово с организованной преступностью, в частности, с контрабандой человеческих органов, факты чего вскрылись в 2008-2011 гг. (С. 465) .

Связи с Россией

Регион, о котором идет речь в справочнике, еще со времен Киевской Руси, Московского княжества и Российской империи имел огромное духовное политическое и экономическое значение для России. Стоит отметить, что страны региона в 1944-1945 гг. были освобождены Советской Армией, а ряд государств (Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария) воевали против СССР, и именно на базе данного региона в 1950-е гг. была создана мировая система социализма.

Фото: AFP

Памятник Николаю II в Белграде

В годы социализма с огромной помощью Советского союза страны Центральной и Юго-Восточной Европы смогли войти в число индустриальных и индустриально-аграрных государств. Москва оказала содействие в формировании технической и творческой интеллигенции государств региона, а также заложила основу  национальной элиты. Вопрос элиты остается исключительно важным для дальнейшего развития данных стран, что и получило отражение на страницах справочника.

Достоинством справочника стало присутствие на страницах издания биографий видных представителей политического истэблишмента отдельных государств. При этом нельзя уйти от понимания того, что солидная часть современной элиты региона до сих пор в той или иной степени связана с СССР или Россией (место рождения, образование, длительное проживание в Москве, родственные связи). В справочнике также отмечается, что в регионе идет смена элит, и в последние годы этот процесс  активизировался. К власти уже пришло поколение, которое не застало социалистический этап жизни своей страны.

В этом плане особый интерес представляют оценки политических лидеров, пришедших к власти на гребне т.н. «бархатных революций», хотя не везде эти революции обошлись без жертв (Румыния, с. 224). В частности, в главе, посвященной Чешской республике, отмечается, что «за плечами этого поколения — падение коммунистического режима, участие в строительстве демократической чешской государственности, определение стратегических приоритетов молодой республики, но также многочисленные политические комбинации, маневры, противостояния и схватки, чрезмерная евроатлантическая ангажированность (доходившая у Гавела до благословения бомбардировок Югославии) и демонстративное отчуждение от Российской Федерации» (С. 429).

Причина заинтересованности российского политического класса и экспертного сообщества в мониторинге политической и экономической ситуации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы связана с ростом влияния этих государств в структурах Евросоюза. В последние десятилетия представители истеблишмента из стран региона занимают высокие посты в структуре ЕС. Можно упомянуть Дональда Туска (Республика Польша), избранного в августе 2014 г. на пост председателя Европейского Совета. 

Нельзя пройти мимо того факта, что правящие круги стран региона исключительно активны в попытках закрепить за собой основную роль в формировании политики Евросоюза в отношении России (Польша, Чехия), что отмечается в справочнике (глава, посвященная Республике Польша). 

Одновременно исследователю приходится учитывать, что страны региона, в которых антироссийский тренд стал одной из основ вновь формируемых государственных идеологий, тем не менее, постоянно предлагают себя в качестве «моста» или посредника между Россией и ЕС (к примеру, Венгрия, с. 143), пытаясь с одной стороны взять под контроль экономические связи между Востоком и Западом, а с другой — повысить свой политический потенциал на «российской» тематике.

В то же время авторы справочника отмечают, что ряд стран региона в силу своего географического положения объективно будут всегда склоняться к политике балансирования между Востоком и Западом. В частности, приводится пример Чехии: «В целом внешняя и внутренняя политика ЧР оказалась гораздо более зависимой от ее географического положения между Россией и Европой и от глобальной расстановки сил (США-Россия-Европа), чем это казалось при образовании независимого государства, однозначно определившего свой европейский выбор» (С. 453). Стоит также отметить, что тема России остается достаточно дискуссионной в чешском политическом классе, где до настоящего времени очень сложно складывается традиционный для Центральной Европы антироссийский консенсус. В период президентства В. Клауса между Чехией и Россией сложились вполне прагматичные отношения, что имело последствия для всего Евросоюза.

Российский газ

Тема торговых отношений между Россией и странами региона — одна из приоритетных. Учитывая структуру нашего экспорта в страны Европейского союза, в первую очередь страны региона импортируют из России углеводороды, что нашло свое отражение в справочнике. Страны региона — крупнейшие покупатели и одновременно транзитеры российских энергоносителей на европейский энергетический рынок, и их позицию невозможно игнорировать в определении энергетической политики ЕС в отношении российских поставщиков, включая Газпром и Роснефть. Стоит напомнить, что почти половина стран Центральной и Юго-Восточной Европы почти на 100% зависят от поставок российского природного газа.

К сожалению, несмотря на десятилетия совместной работы, нормальный уровень энергетического сотрудничества между государствами региона и Газпромом не был достигнут, что в справочнике отмечается в отношении отдельных государств региона. В частности, до сих пор не решены противоречия с Варшавой по вопросу действующего второе десятилетие польского участка газопровода «Ямал-Европа», с Братиславой по поводу развернувшегося полномасштабного реверса российского природного газа на Украину, с Софией в отношении блокирования болгарской стороной по указанию ЕС строительства обходного газопровода «Южный поток».  В данном случае остро встает вопрос о соответствии энергетической политики ЕС потребностям стран региона в обеспечении их  российским природным газом.

Виктор Катона: Манифест восточноевропейского атлантизма

Общеевропейский формат

Необходимо отметить, что помимо весьма последовательного исполнения странами региона (Болгария) решений Еврокомиссии, в настоящее время мы можем наблюдать на фоне уже традиционных для ЕС кризисов проявляющиеся в регионе попытки отстаивания национальных интересов отдельными членами Евросоюза (например, правительство В. Орбана в Венгрии, позиция Греции в финансовом кризисе лета 2015 г.). 

Стоит напомнить, что ряд государств Юго-Восточной Европы в целом скептически, но в то же время исключительно сдержано относятся к расширению или продлению санкций против России (Греция, Венгрии).  Как отмечают авторы сборника, правительство Косово (не член ЕС), демонстрируя свою приверженность евроориентации, постаралось по собственной инициативе  присоединиться к антироссийским санкциям, хотя реализовать их, как справедливо отмечено в справочнике (С. 466), оказалось затруднительно по причине отсутствия реальных российско-косовских торговых отношений.

В сборнике отмечалось, что к антироссийским санкциям присоединяются и страны региона, не только находящиеся вне Евросоюза, но и те, в основе национальной самоидентификации которых заложены традиционно дружественные отношения с Россией. В частности, летом 2014 г. Черногория очень быстро превратилась в крупномасштабный контрабандный терминал, через который на российский рынок отправлялись потоки товаров из Евросоюза. Уже в декабре 2014 г. Черногория присоединилась к антироссийским санкциям (С. 412).

Тем не менее вряд ли можно считать внутреннюю и внешнюю политику стран региона полностью унифицированной в общеевропейском формате.

С 1990-х гг. политическая история стран региона складывается сложно, были постоянные поиски на конституционном поле, эволюции государственных систем, сложное формирование партийных систем, незавершившееся до настоящего времени, в чем ЕС помочь не смог и чаще всего выступал в роли если не наблюдателя, то покровителя отдельных проевропейских сил в странах региона.

Авторы справочника отметили, что и уровень удовлетворенности  населения стран региона участием в Евросоюзе очень различается. В частности, уровень недовольства политикой ЕС в Чехии — до 46% населения (С. 453). В целом социологические опросы демонстрируют нестабильность поддержки Евросоюза в регионе.

Украинская проблема оказала огромное влияние не только на внутриполитический климат в странах региона, но и на их отношение с Россией. В сборнике отмечается, что страны, традиционно относящиеся к России с большим подозрением, восприняли украинский кризис в качестве доказательства правильности своей многолетней антироссийской политики.  Но, как справедливо отмечается в сборнике, в той же Черногории, чей политический класс гордился традициями российско-черногорской дружбы, под влиянием украинского кризиса «проявил склонность» к разрыву с Россией (С. 411).

REUTERS/David W Cerny

Виктор Катона: День Победы в ЦВЕ – триумф, который не стоит праздновать?

***

В целом авторам сборника удалось создать вполне целостную и взаимосвязанную картину сложной политической жизни отдельного европейского региона, страны которого переживают сложный этап адаптации к условиям совместного формата Евросоюза. В сборнике отмечается, что, несмотря на то, что Россия за последние двадцать лет заметно сдала свои политические и экономические позиции в Центральной и Юго-Восточной Европе, она по-прежнему востребована в качестве экономического партнера или «виртуального» врага на внутреннем политическом поле или в качестве основы внешнеполитического позиционирования в НАТО и ЕС. Тем не менее, как утверждают авторы сборника, позитивный потенциал для развития отношений между Центральной и Юго-Восточной Азией и Россией все-таки присутствует, и он ждет своего развития.

1. Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX — начало XXI вв. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политический справочник. — М.; СПб.: Нестор-История, 2015 г.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся