Комментарии экспертов РСМД

ТТИП и Brexit: новый раунд неопределенности

18 Июля 2016
Распечатать

Автор: Илья Комаров, аспирант ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова

Очередной, 14 раунд переговоров между США и ЕС состоялся с 11 по 15 июля 2016 г. в Брюсселе и продемонстрировал пренебрежение фактом возможного сокращения числа стран-участниц соглашения, уделяя большее внимание сотрудничеству в области нормативного регулирования.

Причинами подобного подхода стала не только нехватка информации о развитии ситуации в Великобритании и последствиях, которые могут возникнуть вследствие принятого решения о выходе из ЕС. На данном этапе более значимый фактор промедления в переговорном процессе — это отсутствие готовности США идти на уступки Европейскому союзу в таких политически чувствительных сферах, как государственные закупки и услуги.

Прошедший раунд не обещал прорыва по данным двум направлениям, поскольку ключевые переговорщики, представляющие сферы услуг и государственных закупок от США и ЕС не приехали в Брюссель, будучи занятыми в переговорах по Соглашению о торговле услугами (Trade in Services Agreement, TiSA).

Фото: European Comission

Cecilia Malmström, Member of the EC in charge of Trade, gave a press conference following the publication of a raft of texts setting out EU proposals for legal text in the Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP) it is negotiating with the US.

На фоне факторов, замедляющих переговоры на текущем этапе, бизнес-ассоциации по обе стороны Атлантики выступили с призывом к прорыву в переговорном процессе, поскольку данный раунд мог стать поворотным и критически важным для ТТИП, способствуя подписанию текста соглашения до конца 2016 г. или фактически исключая его принятие в обозримой перспективе. Успех раунда создаст задел для разрешения наиболее важных с политической точки зрения вопросов, к которым относятся разногласия в сферах услуг и госзакупок, тарифов и электронной коммерции. Их обсуждение состоится на переговорах в сентябре, в которых примут участие Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем  и торговый представитель США Майкл Фроман.  

В обращении к переговорщикам перед 14 раундом переговоров, подпись под которым поставили ведущие ассоциации бизнеса: Трансатлантический деловой совет (Trans-AtlanticBusinessCouncil), Американская торговая палата в ЕС (AmericanChamberofCommerceintheEU), Европейский альянс малого бизнеса (EuropeanSmallBusinessAlliance) и ряд других крупных лоббистов, указывается, что критически важно завершить переговоры в 2016 г. Еще перед 13 раундом лоббисты обращали внимание на то, что политический климат в Европе, с учетом возможного выхода Великобритании из ЕС и приближающихся выборов во Франции и в Германии, не благоприятствует подписанию ТТИП в случае затягивания переговоров.

Сторонники соглашения продолжат использовать имеющуюся политическую волю для скорейшего успешного завершения переговоров до смены действующей администрации США. В 14 раунде ЕС представил рамочную основу возможного соглашения, наряду с текстом глав, посвященных энергетике и электронной коммерции, а также шесть предложений по сотрудничеству в вопросах нормативного регулирования. США представили свои варианты данных текстов, в том числе очертили институциональные рамки соглашения, предложили к обсуждению главы по техническим барьерам в торговле, по защите в сфере торговли, а также о нормативном сотрудничестве в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Политическую волю к завершению переговорного процесса, несмотря на Brexit и существующие политически чувствительные противоречия, демонстрируют как в Европе, так и в США. В конце июня 2016 г. Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем заявила в Атлантическом Совете, что переговоры продолжаются от лица всех 28 стран ЕС, поскольку выход Великобритании займет еще не меньше двух лет. «У США и ЕС есть все возможные основания для облегчения торговли, и этот базовый посыл неизменен. ТТИП сможет пережить Brexit», — добавила С. Мальстрем.

Торговый представитель США Майкл Фроман в своем выступлении в июне 2016 г. отметил, что в процессе переговоров по ТТИП был достигнут прогресс. Он подчеркнул, что США готовы к завершению переговоров в случае сохранения настроя и политической воли со стороны ЕС. М. Фроман также обратил внимание на то, что выход Великобритании из ЕС повысил ставки США при заключении Транстихоокеанского партнерства, поскольку отказ от ТТИП в последний момент в условиях политической нестабильности в Европе подорвет американское лидерство не только в Азии, но и в мире в целом.

На фоне неопределенного статуса Великобритании и отсутствия договоренности по наиболее чувствительным аспектам с США негативные оценки переговоров по ТТИП все более четко звучат в ЕС. Так, председатель комитета по международной торговле Европарламента Бернд Ланге назвал нереалистичным заключение Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства в 2016 г. В основе данной оценки также лежит негативная риторика по вопросам международной торговли кандидатов в президенты США, отсутствие определенности по вопросу ратификации Транстихоокеанского партнерства в Конгрессе, а также тот факт, что у переговорщиков в этом году остается недостаточно времени.

В настоящий момент решение Великобритании о выходе из ЕС не является ключевым фактором, влияющим на переговорный процесс, но добавляет неопределенности сторонам соглашения и способствует оттягиванию принятия решений. Так, на фоне Brexit Сенат США и Офис торгового представителя заняты обсуждением возможностей заключения двусторонних соглашений с Великобританией, а также оценкой перспектив включения страны в Транстихоокеанское партнерство. Ближайшее будущее подобных инициатив, по словам Майкла Фромана, крайне неопределенно и сомнительно, поскольку для их продвижения важно понимать правила, по которым будет работать Великобритания. В интервью телеканалу Блумберг (Bloomberg TV) в начале июля он отметил, что США постараются сделать процесс выхода Великобритании из ЕС настолько безболезненным, насколько возможно, чтобы укрепить отношения с обеими сторонами вопроса.

Николай Кавешников: Европейский союз после Brexit: трансформация политико-институциональной системы

Текущие переговоры о выходе из ЕС не смогут определить торговые отношения Великобритании с Евросоюзом, как и не дадут ответа на вопрос, сможет ли страна пойти по норвежской или швейцарской модели взаимодействия с Евросоюзом, или же будет необходимо выработать альтернативный вариант торговых правил. Для утверждения нового формата взаимодействия необходимо формально обратиться к Брюсселю с заявлением об официальном запуске процедуры выхода (обращение к статье 50) . Решение об обращении предстоит принять новому премьер-министру страны Терезе Мэй. До окончательного выбора модели поведения Т. Мэй переговоры о ТТИП будут протекать в существующем формате, когда Великобритания является частью соглашения.

Эксперты сходятся во мнении, что избежать Brexit будет крайне трудно, но именно Тереза Мэй называется в качестве политика, которому было бы под силу отойти от процедуры выхода, поскольку она обладает обширным опытом ведения переговоров с ЕС. В то же время она известна как евроскептик, поэтому её вступление в должность вице-президента в настоящий момент не дает однозначного ответа на вопрос о дальнейшем политическом курсе Великобритании. При этом назначение на должность главы МИД Британии Бориса Джонсона скорее свидетельствует о поддержке решения, принятого на референдуме.

 Сценарий, который позволил бы Великобритании минимизировать издержки от Brexit, экспертами и официальными лицами в ЕС и в США, описывается приблизительно одинаково и предполагает заключение страной всеобъемлющего соглашения о торговле с ЕС (норвежская модель) либо ряда отдельных соглашений (швейцарская модель). При этом Великобритании придется пойти на уступки, продолжая платить в бюджет ЕС за доступ к общему рынку (но меньше, чем при членстве в ЕС), а также принимая мигрантов из Евросоюза. Предполагается, что данный вариант приемлем для страны, поскольку он устраняет превосходство законодательства ЕС над британским и дает британцам ощущение суверенитета, к которому они стремились, покидая ЕС.

При таком развитии ситуации американский подход, направленный на минимизацию экономического и политического ущерба, имеет все шансы воплотиться в жизнь и даст шанс увидеть Великобританию в качестве полноценного участника ТТИП. Однако в контексте политической неопределенности в Европе, смены администрации президента в США, приближающихся выборов в Германии и Франции, а также на фоне отсутствия прогресса в переговорном процессе стран-участниц по политически чувствительным аспектам соглашения, перспективы заключения ТТИП до ухода президента Б. Обамы с занимаемой должности остаются маловероятными.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся