Read in English
Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 3.22)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Мария Гурова

Независимый аналитик

Роль социальных медиа в формировании политического и общественного диалога в стране — далеко не новая тема для изучения. Однако 2016 г. и начало 2017 г. показали, что никогда еще политики не использовали социальные медиа (да и классические медиа) в таком объеме в качестве политического инструмента для формирования и размывания общественного мнения. Политическая кампания предвыборного периода в США, киберсхватка между Москвой и Вашингтоном, «альтернативные факты» — эти и другие громкие события 2016 г. продемонстрировали, что достоверность информации и социальные медиа не обязательно связанные явления. Иногда наоборот. Сейчас человечество живет в эпоху «постправды».

Роль социальных медиа в формировании политического и общественного диалога в стране — далеко не новая тема для изучения. Однако 2016 г. и начало 2017 г. показали, что никогда еще политики не использовали социальные медиа (да и классические медиа) в таком объеме в качестве политического инструмента для формирования и размывания общественного мнения. Политическая кампания предвыборного периода в США, киберсхватка между Москвой и Вашингтоном, «альтернативные факты» — эти и другие громкие события 2016 г. продемонстрировали, что достоверность информации и социальные медиа не обязательно связанные явления. Иногда наоборот. Сейчас человечество живет в эпоху «постправды».

Почему мы говорим про это именно сейчас?

Широкое и свободное использование социальных медиа характерно для стран с демократическим режимом — это понятно и очевидно [1]. И пока самое широкое политическое измерение они получили именно в западных странах. Еще в 2008 г. Барак Обама победил на выборах не в последнюю очередь благодаря активному использованию онлайн-технологий и социальных медиа. В течение двух президентских сроков он даже снискал себе прозвище «Первый президент социальных медиа». И действительно, на протяжении восьми лет Барак Обама несколько раз обращался к гражданам США в социальной сети Facebook, многократно пользовался Snapchat, отвечал на вопросы граждан с помощью видеотрансляций в YouTube, а аккаунты @POTUS и @FLOTUS в Twitter впервые стали популярными среди широких масс не только в США. Справедливо будет заметить, что здесь не последнюю роль сыграло временное совпадение — до этого эти онлайн-сервисы и приложения просто не существовали. Однако далеко не каждый глава государства может похвастаться такими достижениями сейчас, когда эти социальные сети и сервисы вошли в основной набор инструментов цифровой дипломатии. Успех в президентской гонке США 2016 г. во многом был обусловлен умелым и таргетированным использованием социальных медиа — стоит только пролистать несколько страниц Twitter-аккаунта новоиспеченного американского президента Дональда Трампа, проводившего агрессивную кампанию по подрыву имиджа своих соперников.

Общество живет в эпоху «постправды», когда даже самым, казалось бы, надежным источникам информации, включая крупнейшие и респектабельные СМИ, читатель/слушатель не может полностью довериться.

Сейчас аккаунты в социальных сетях есть у подавляющего большинства глав правительств и первых лиц. Некоторые даже размещают посты в них самостоятельно, без помощи ассистентов. И проверить надежность и качество информации становится все более трудоемкой и громоздкой задачей. Общество живет в эпоху «постправды», когда даже самым, казалось бы, надежным источникам информации, включая крупнейшие и респектабельные СМИ, читатель/слушатель не может полностью довериться. Отсутствие фактологической основы, желание сыграть на эмоциях общества в ущерб объективному и хладнокровному анализу — основные показатели общества «постправды». И социальные медиа, чье существование основано на количестве лайков и просмотров (а, как известно, не всякий материал, получивший большее количество лайков и реакции со стороны читателей, можно считать достоверной информацией), создают эффект мультипликатора в такой ситуации. Пример — доклад Управления директора национальной разведки США, обличающий участие России в хакерских атаках с целью оказания влияния на президентские выборы в США. И даже если Кремль санкционировал проведение операции подобного рода, доказательств широкой публике в докладе предоставлено не было. Что стало с расследованием дальше, четко не понятно, есть некоторые домыслы, но отголоски медийного шума слышны до сих пор.

REUTERS/Brendan McDermid
Жюльен Носетти:
Война за интернет-данные началась

Эпоха социальных медиа дала возможность даже самым ограниченным и популистским голосам обрести своего слушателя без необходимости проводить широкие массовые кампании и созывать митинги. И в гигантской аудитории социальных сетей разные пользователи с самыми различными политическими и социальными мировоззрениями находят многочисленных сторонников и единомышленников, что зачастую не только не подталкивает их к изменению своих взглядов или переосмыслению позиции, но и побуждает к еще большей активности в распространении своих идей в Интернете. Никогда свобода самовыражения не была настолько безгранична. И опасна.

Технологический прогресс расторгнет социальный контракт?

Прогресс не стоит на месте, и уже во время Всемирного экономического форума, состоявшегося в январе 2017 г. в швейцарском Давосе, самой обсуждаемой темой вечера стал не вопрос больших данных и их использования, а широкого применения искусственного интеллекта. Однако не стоит уходить совсем далеко от проблемы/привилегии использования больших данных, которые стали доступны практически любому интернет-пользователю.

Когда Интернет и социальные сервисы только начали широко проникать в политические и общественные механизмы, многие исследователи и ученые говорили о том, что это будет новая страница в распространении демократических режимов в мире. С развитием компьютерных технологий, распространением широкополосного и мобильного Интернета в мире данный тренд приобрел несколько другое измерение — сейчас не стоит вопрос о том, кто и как использует социальные медиа, а скорее кто и как управляет данными, полученными через эти платформы для достижения своих целей. Сегодня Интернетом в мире пользуется порядка 40% мирового населения, к 2020 г. эта цифра легко может вырасти и покрыть половину всех жителей планеты.

Эпоха социальных медиа дала возможность даже самым ограниченным и популистским голосам обрести своего слушателя без необходимости проводить широкие массовые кампании и созывать митинги.

Среди них около 2 млрд пользователей социальных сетей, а к 2020 г. эта аудитория легко увеличится до 3 млрд. Большинство пользователей Интернета и социальных медиа составляет население западного полушария планеты [2] (в силу различных вопросов — инфраструктуры, распространения Интернета, возможности получения доступа к онлайн ресурсам и проч.). Но все больше и больше правительств принимают различные директивы и национальные планы по развитию интернет-инфраструктуры, что неминуемо повлечет за собой увеличение количества пользователей социальных медиа. Охват и глубина проникновения онлайн-платформ для общения и обмена информацией впечатляет. Оборотная сторона данного процесса — все больше правительств прибегают к временному отключению национального Интернета или ограничению доступа к нему с целью достижения различных политических целей (в том числе пытаясь контролировать использование социальных сетей населением). Недавние исследования показали, что такие действия ведут к значительным экономическим потерям в рамках национальных экономик.

Сейчас не стоит вопрос о том, кто и как использует социальные медиа, а скорее кто и как управляет данными, полученными через эти платформы для достижения своих целей.

Стоит отметить, что социальные медиа вероятно взяли верх над традиционными СМИ, даже хорошо представленными в онлайне. Ряд экспертов сходится во мнении, что Рубикон был пройден во время президентской гонки 2016 г. в США. Безусловно, здесь сложно оспаривать данный тезис — это была самая широко освещенная онлайн-кампания в современной истории. Однако не стоит забывать про события «арабской весны», когда Twitter и Facebook стали инструментами борьбы за свободу и демократию. Несмотря на то, что использование данных платформ непосредственно к демократии в западном ее понимании и не привело, мировая общественность была впечатлена массовым и эффективным использованием социальных сетей. Другим таргетированным и пугающим примером использования социальных сетей стала массовая кампания «Исламского государства» по привлечению молодых специалистов и солдатов в свои ряды. Успешные действия коалиции, борющейся с экстремистами в Сирии и других странах Ближнего Востока, несколько умерили пыл рекрутеров, но компьютер не пистолет, для его покупки не нужна лицензия или связи с контрабандистами. В будущем велика вероятность повторения очередной экстремистской группировкой масштабной программы вербовки террористов среди молодежи, что ставит международную общественность перед серьезным вызовом.

Политики и политтехнологи давно поняли, какой инструмент у них в руках. Социальные сети помогают генерировать огромные объемы данных, которые, в свою очередь, могут быть расшифрованы и проанализированы для таргетированного определения предпочтений и потребностей широких масс, даже тех, кто не знает, что хочет. Количество информации, напрямую или косвенно связанной с политическими процессами, в социальных сетях зашкаливает. В ходе президентской кампании в США в 2016 г. было проведено социологическое исследование, показавшее, что пользователи социальных аккаунтов «чувствуют усталость» от чрезмерного насыщения ленты политическими новостями и контентом, что ставит администрации социальных сетей и сервисов перед необходимостью более активного участия в формировании и модерировании ленты пользователя. В частности, уже под конец президентской гонки в США владельца крупнейшей соцсети Facebook Марка Цукерберга обвинили в намеренном формировании ленты пользователей с целью оказать на них влияние в ходе выборов. Впоследствии М. Цукерберг, после резкого отрицания обвинений, выступил с заявлением, что компания занимается усовершенствованием механизмов формирования ленты новостей в соцсети, что можно рассматривать как частичное признание вины.

Проблема доступа к большим данным — вопрос, который может определить будущее демократии и социального контракта между государством и обществом. Сегодня наибольшим массивом больших данных располагают крупнейшие (американские) компании, в управлении которых находятся популярные во всем мире социальные сети. Доступ к ним хотят получить многие правительства, в первую очередь американское. Именно по этой причине 2016 г. стал результативным на законодательные инициативы (в большинстве случаев ставшие полноценными законодательными актами), разрешающие правоохранительным структурам иметь доступ к персональным данным по требованию, а иногда и без него. Даже такая старинная демократия, как Соединенное Королевство, приняла «Хартию ищейки» — закон, обязующий интернет-провайдеров хранить данные и предоставлять к ним доступ для госструктур. Многие страны стремятся отгородиться от американской монополии на хранение данных, таким образом, балканизируя Интернет.

Несмотря на то, что использование данных платформ непосредственно к демократии в западном ее понимании и не привело, мировая общественность была впечатлена массовым и эффективным использованием социальных сетей.

Спор между Кремниевой долиной и Вашингтоном идет без существенных подвижек уже не первый год, с перетягиванием каната то в одну, то в другую сторону. Пример США показателен во многом — это одна из самых инновационных стран, занимающая лидирующие позиции в развитии новых онлайн-технологий и запуске стартапов, а также обладающая передовым опытом в вопросах организации взаимодействия частного и государственного секторов. По лекалам, созданным в США, будут выстраиваться процессы регулирования Интернетом в остальных странах. Таким образом, доступ к большим данным и возможность манипулировать персональными лентами в социальных сетях станут одними из определяющих политический успех факторов, если верить нашумевшему в конце 2016 г. расследованию швейцарского журнала Das Magazin.

Доступ к большим данным и возможность манипулировать персональными лентами в социальных сетях станут одними из определяющих политический успех факторов

***

Социальные медиа и большие данные изменяют сложившуюся модель отношений между гражданами и государством, в разных странах по-разному. В ближайшие годы главным вопросом политического истеблишмента в странах Запада — в чуть более отдаленной перспективе и в развивающихся странах — станет не то, как политики используют социальные медиа, а могут ли они добывать и управлять большими данными, которые и будут определять успех их компании. Для создания революционного потенциала социальные сети, скорее всего, не будут таким же легкодоступным оружием, как это было на арабском Востоке в 2011–2013 гг., потому что власти этих стран достаточно быстро усвоили урок и принялись следить за интернет-ресурсами. Развитие цифровых технологий, создание искусственного интеллекта, «умных» городов — все эти факторы кардинально изменят устои общества, а также сделают граждан более вовлеченными в политические процессы своих стран на всех уровнях управления.

REUTERS/Amir Cohen
Мария Гурова:
“The Hacked World Order” – How Messed Up
are We?

С точки зрения политики, как показала американская предвыборная кампания, социальные медиа существенно изменили информационный ландшафт — в США значительная часть электората, особенно в возрасте до 35 лет, получала информацию о выборах из социальных сетей. Это серьезный тренд, который будет набирать обороты в ближайшие пару лет, особенно в странах, которые будут проходить через выборный процесс. Например, для России вопрос политизации Рунета может встать достаточно остро, а то и стать радикализирующим фактором. Вопросы доступа и наличия инфраструктуры, удаленность многих регионов, ориентированность российской политики на электорат старше 40 лет и пенсионеров все еще в значительной степени определяют относительную политическую нейтральность и многоликость российского сегмента Всемирной сети. Однако для других стран, особенно западных, социальные медиа будут играть ключевую роль. Доступ к большим данным станет призом, за который разгорится жаркая схватка.

1. Это не означает, что в странах с авторитарными режимами нет доступа к социальным сетям, однако их использование зачастую требует особого разрешения или же оно ведет к значительным социальным изменениям — пример «арабской весны».

2. В 2016 г. количество пользователей социальных медиа достигло 2,34 млрд. Регион Северной Америки занимает первое место по уровню проникновения социальных медиа среди населения — 59% жителей имеют профайлы в соцсетях. Затем идет Южная Америка (50%), на третьем месте — Западная Европа (48%).


Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 3.22)
 (18 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju