Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 221, Рейтинг: 4.38)
 (221 голос)
Поделиться статьей
Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Президент Дональд Трамп подписал закон, расширяющий набор американских санкций США в отношении России. Этот закон получил редкую для американской практики последних лет единодушную поддержку в обеих палатах Конгресса. Ответные меры с российской стороны не заставили себя ждать. Наступила новая реальность в российско-американских отношениях. Можно, конечно, до бесконечности рассуждать о том, почему это произошло и можно ли было избежать такого развития событий. Но рассуждениями делу не поможешь, и обратного пути нет — ни у Вашингтона, ни у Москвы. Поэтому сейчас намного важнее поумерить эмоции. Санкции — это, конечно, плохо. Но и впадать в отчаяние оснований нет. В конечном счете, глобализация диктует свои правила всем: и тем, кто вводит санкции, и тем, кому они адресованы. В мире все больше проблем, решение которых требует широкого международного сотрудничества. И более чем достаточно и областей, где Россия и США не только могут, но и должны сотрудничать — исходя из своих собственных интересов. Сегодня особенно важно своевременно выявлять эти области. В современном мире все государства — большие и малые, бедные и богатые — озабочены проблемами безопасности. Скорее всего, весь XXI век будет проходить под знаком растущих рисков и вызовов безопасности. При этом островков стабильности в мире остается все меньше. Каждый день из разных уголков мира приходят сообщения о терактах, которые уносят жизни десятков, сотен людей. До поры до времени смертники используют для совершения своих преступлений обычную взрывчатку. Нет гарантий того, что в их руки не попадет намного более смертоносное оружие. Россия и США — не только мощнейшие ядерные державы. В силу объективных обстоятельств они больше, чем другие страны, способны двигать мир к конфронтации или к сотрудничеству. Может сложиться впечатление, что после введения Вашингтоном санкций в отношении России и ответных шагов Москвы мы надолго разошлись и отныне будем только тем и заниматься, что строить козни друг другу. Если пойти по этому пути, то очень скоро всем нам придется пожинать плоды. Плоды горькие. Поэтому, как это ни парадоксально может звучать на фоне откровенно враждебных и близоруких действий американской стороны, у России и у США нет иного выбора, кроме как искать возможности для сотрудничества. В Гамбурге президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп в ходе своей первой встречи высказались в пользу именно сотрудничества. При этом они определили вполне конкретные направления: Сирия, Украина и, что особенно актуально, кибербезопасность. На реализацию этих договоренностей и должны быть направлены усилия сторон. Тогда и доверие начнет постепенно восстанавливаться, и санкции будут отмирать.

Событие, которое одни политики пытались не допустить, а другие, наоборот, старались приблизить, свершилось. Президент Дональд Трамп подписал закон, расширяющий набор американских санкций США в отношении России. Этот закон получил редкую для американской практики последних лет единодушную поддержку в обеих палатах Конгресса. Ответные меры с российской стороны не заставили себя ждать.

Наступила новая реальность в российско-американских отношениях, с которой всем нам придется жить и с которой придется считаться долгое время. Можно, конечно, до бесконечности рассуждать о том, почему это произошло и можно ли было избежать такого развития событий. Но рассуждениями делу не поможешь, и обратного пути нет — ни у Вашингтона, ни у Москвы. Поэтому сейчас намного важнее поумерить эмоции, которые, как правило, плохой советчик, и, трезво оценив ситуацию, думать о том, как двигаться вперед.

Санкции — это, конечно, плохо. Очень плохо! И кто бы что ни говорил, ничего хорошего санкции никому еще не приносили. Но и впадать в отчаяние оснований нет. В конечном счете, глобализация диктует свои правила всем: и тем, кто вводит санкции, и тем, кому они адресованы. В мире все больше проблем, решение которых требует широкого международного сотрудничества. И более чем достаточно и областей, где Россия и США не только могут, но и должны сотрудничать — исходя из своих собственных интересов. Сегодня особенно важно своевременно выявлять эти области и не упускать открывающиеся, пусть пока и очень ограниченные возможности.

В современном мире все государства — большие и малые, бедные и богатые — озабочены проблемами безопасности. Скорее всего, весь XXI век будет проходить под знаком растущих рисков и вызовов безопасности. При этом островков стабильности в мире остается все меньше, если вообще они еще сохранились. Каждый день из разных уголков мира приходят сообщения о терактах, которые уносят жизни десятков, сотен людей. До поры до времени смертники используют для совершения своих преступлений обычную взрывчатку. Но это пока. Нет гарантий того, что в их руки не попадет намного более смертоносное оружие. Это — лишь вопрос времени, если только международное сообщество не осознает этой угрозы и не начнет сотрудничать, чтобы поставить ей надежный заслон.

Россия и США — не только мощнейшие ядерные державы. В силу объективных обстоятельств они больше, чем другие страны, способны двигать мир к конфронтации или к сотрудничеству. Может сложиться впечатление, что после введения Вашингтоном санкций в отношении России и ответных шагов Москвы мы надолго разошлись и отныне будем только тем и заниматься, что строить козни друг другу. Если пойти по этому пути, то очень скоро всем нам придется пожинать плоды. Плоды горькие.

Поэтому, как это ни парадоксально может звучать на фоне откровенно враждебных и близоруких действий американской стороны, у России и у США нет иного выбора, кроме как искать возможности для сотрудничества. В Гамбурге президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп в ходе своей первой встречи высказались в пользу именно сотрудничества. При этом они определили вполне конкретные направления: Сирия, Украина и, что особенно актуально, кибербезопасность. На реализацию этих договоренностей и должны быть направлены усилия сторон. Тогда и доверие начнет постепенно восстанавливаться, и санкции будут отмирать.

Впервые опубликована в Коммерсанте.

(Голосов: 221, Рейтинг: 4.38)
 (221 голос)

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся